ПОЛЕЗНО ДОБАВИТЬ ВОДКИ


Это совет меня просто обескуражил.
Столько писано и говорено о трепетном и привередливом отношении французов к вину.
Об их глубоком понимании, что какого года и замка, что там за первичный, вторичный и третичный аромат "с фруктовыми оттенками и нотками пряностей" и пр.
И вдруг "вон оно чо, Михалыч".
Вернее, не Михалыч, а романист Дюма–отец, известный гурман и знаток всего, что едят и пьют:

А этой штуке его научили лучшие виноделы. И владельцы лучших ресторанов.
Скажем, у вас имеется винный погреб, и там дозревают ординарные пока вина:

Чтобы они не испортились, «полезно добавлять на каждую бочку 3 – 8 бутылок водки».
Вот вам и букет. Прямо с нотками.
Дюма согласен, что «поначалу в нём очень легко можно будет заметить привкус водки»:

Но если подождать, «по прошествии месяца или двух водочного привкуса вы больше не ощутите, а вино значительно улучшится»:

То есть какие-нибудь нотки вишни или ореховой землистости в этом вине найдутся.
Хотя ни вишни, ни земли с орехами там нет, это лишь дивные фантазмы обоняния:

А водка, которая там есть, никак и никем не ощутится?
Неужели?
И если молодые вина слишком терпкие, тоже «единственный способ смягчить эти вина – это добавить к ним водки.
Совершенно спокойно можно добавлять 8 -10 пинт (французская пинта это 0, 931389 л – С.) на бочку объёмом в 30 вельт (вельт это 7-8 л. - С.)».
Про то, чего виноделу надо подлить, если вино отдаёт плесенью, затхлостью, бочкой и пр., даже и писать не хочется.

Не зря первый ресторанный критик Александр Гримо де ля Реньер говаривал: «…нет на свете ничего более редкого, чем натуральное вино и невинная дева».
Но чего бы там в свою бочку французы ни плеснули, а в создании идеального баланса пары вино+еда они большие доки.
И если мушкетёры Дюма – особенно в нашем кино – едят и пьют что попало:

То сам Дюма считал, что «вино – это интеллектуальная часть еды».
Он понимал, что за обедом бутылкой даже самого лучшего вина не обойтись.
А уж на званом обеде…
Теперь ведь тоже парадные обеды бывают:

А на серьёзном обеде уж обязательно к каждому блюду полагается свой напиток.
Только свой!
Не один на всё про всё.
Об этом стоит помнить в любых обстоятельствах.
Чтобы всегда получалась полная вкусовая гармония:

Такая гармония - закон не только Дюма, но и Брийя-Саварена, столпа французского вкуса и поэта кулинарии:

Итак, полный праздничный обед аристократа предполагал, что перемен блюд – и напитков тоже! – будет не меньше восьми.
1. Сначала у французов обязательно шёл суп:

После супа положено выпить хересу или мадеры, то есть чего-то креплёного:

2. И только потом идут закуски – и устрицы!

К устрицам обязательно белое бургундское или бордосское вино.
Так повелось ещё во времена рококо:

3. Теперь самое время отведать первое горячее блюдо.
Это чаще либо рыба, либо дичь, если основное горячее будет мясное.
Вот, например, куропатки:

К первому горячему стоит подать «бордо или бургундское, наименее качественное за весь обед» - чтобы впоследствии блеснуть лучшим.
Всё, прошла первая подача.
Теперь можно немного передохнуть, поболтать - и выпить.
Для чего подают «бокал мадеры, старый коньяк или ром либо вермут высшего качества».
Такой антракт или перерыв в обеде – если это можно назвать перерывом, раз он таки с рюмкой – называется "средний глоток":

После чего обед продолжается.
4. А вот и второе горячее, главное.
Пусть это будет беф бургиньон (говядина по-бургундски в красном вине и с грибами):

К нему положено «красное бордо или бургундское либо вино Эрмитаж» (последнее тоже красное, из винограда сира).
5. Затем идёт антреме – блюдо перед десертом.
Обычно это сыры:

К ним подавали марочные вина, обязательно красные:

6. Начало десерта!

Или такой десерт лучше?

Тут уж положены лучшие крю – то есть вина с известных виноградников высокого класса.
К десерту пойдут вина разного цвета, но начинать надо с красных:

Уже после десерта следует подать "охлаждённое шампанское марки "Силлери":

Дюма-отец настаивает именно на Силлери.
Современная бутылочка Силлери (производится близ Реймса):

Но мало ли что бывало во времена, когда ещё не изобрели холодильник.
«Если нет льда или Силлери – подавайте лучшее игристое шампанское, какое есть в запасе»:

8. Уф, обед вроде бы подходит к концу.
Но гости ненасытны.
Они до сих пор жуют.
На этот раз печенье и бисквиты.
Тут у нас мадленки. Вот розовые:

Вот зелёненькие:

К милым этим штучкам подают ликёр или десертное вино:

Вот такой правильный обед со всеми необходимыми деталями.
И что же, для всех этих восьми перемен нужно ставить восемь бокалов или рюмок?
Разумеется, надо.
Только, как видите, не сразу все восемь - бокалы миссис Трамп (их четыре) справа от её тарелки :

Для начала нужно минимум три бокала – для первой перемены.
И вот какие.
Ставится обычный бокал на ножке для разбавленного водой вина - просто запивать еду:

Так многие делали, а древние греки так делали вообще всегда – чтобы вести философические беседы, а не пьянеть.
Ставится ещё и бокал для бордо или бургундского (смотря что из них будет подано к первому горячему).
В принципе такие бокалы похожи, но тот, что для бордо, пошире:

И ещё рюмка для мадеры, «несколько меньшая, чем предыдущий бокал»:

После "среднего глотка", который из этой мадерной рюмки и делается, появляются уже другие, чистые бокалы для бордо ли бургундского.
Это для второй перемены и второго горячего:

Потом эти бокалы убирают и заменяют теми, что предназначены для других вин.
Поскольку к десерту подаются самые разные, но очень хорошие вина, бокалы тоже могут быть разными.
Например, зелёный бокал для белого рейнского вина:

Такой бокал называется рёмер.
Это очень старая форма – подобные бокалы красуются ещё на картинах XVII века:

Для рейнского подойдёт и«бокал из сверкающего хрусталя, чтобы в нём заиграло вино Иоганнесберг со своим прекрасным золотистым оттенком».
Старинный французский хрусталь:

Охлаждённое шампанское пили из удлинённых бокалов:

Ой, детям нельзя никакого вина ни в коем разе!
Лучше так:

Современные подобные бокалы:

Шампанское из старинных плоских бокалов-шале надо выпить быстро, чтобы пузырьки не "убежали":

А финал трапезы – ликёр в маленьких ликёрных рюмках:

Маленьких-маленьких:

Таков традиционный порядок праздничного обеда.
Не обязательно аристократического:
-

Громоздко?
Восемь блюд?
И восемь вин?
Сразу рисуется целая орда персонала, который всё это готовит и подаёт:

Конечно, у Дюма на кухне были помощники.
Но писательница Жорж Санд, которая обедала у него, уверяла:
«Весь обед, от супа до салата, приготовил папаша Дюма!
Восемь или десять превосходных блюд.
Пальчики оближешь!»
Дюма-кулинар за работой:

А кому средства, досуг и фантазия позволяли – как тому же Гримо де ла Реньеру – те могли закатить обед и из 60 блюд.
Помня при этом, что после сорокового блюда «искусство повара должно быть особенно велико, так как аппетит обедающих начинает уменьшаться».
Неужто и вин надо было подать тоже 60?
А почему бы нет?
|
</> |