Жизнь в вагонах-теплушках
appavlenko — 30.03.2023Продолжаем знакомиться с мемуарами Карела Прашила. В составе чехословацких частей в России он стал очевидцем Революции 1917 года, переросшей в Гражданскую войну. Была предпринята попытка эвакуации Чехословацкого корпуса по Транссибу во Владивосток. Для чехов и словаков наступила долгая жизнь в вагонах. Продолжилась она и тогда, когда корпус поднял восстание против большевиков. Об условиях жизни — в отрывке из мемуаров.
***
Вагоны на долгое время стали нашими домами, поэтому я немного их опишу. Это были крытые грузовые вагоны красного цвета. Их стены были видимо немного лучше утеплены, чтобы они не слишком промерзали во время сильных морозов, поэтому их называли «теплушками». Летом в них было жарко, а зимой холодно. Внутри вагона, посередине, между дверями был установлена жестяная печка цилиндрической формы, а дымоходная труба проходила через отверстие в крыше.
Внутри также был стол и скамейки. В передней и задней частях вагона находились две дощатых двухъярусных полки – кровати. Нижняя была около 50 см от пола, а верхняя около 150 см. На верхней полке от маленьких боковых окон было светло, на нижней полке – темно. Когда зимой топили печку, те, кто были на нижней полке жаловались на холод, а кто на верхней – на жару.
Удобно лежать рядом могли примерно шесть, максимум восемь человек. Если же было десять человек или более, они были сдавлены, как сельди в бочке. Все они должны были лежать на одном боку, а когда один хотел повернуться на другой бок, тогда повернуться должны были и все остальные. Так выглядели наши дома на колесах.
Источник: Воспоминания о моей армейской жизни. Отрывки из воспоминаний о России Чехословацкого легионера Карела Прашила / ред., перевод. К. Брыляков. Екатеринбург, 2020. С. 35-36.
|
</> |