Жизнь в стиле укиё - 18

топ 100 блогов qebedo28.02.2020 Искусство строить слоги

Естественно, раз уж зашел разговор о ниппонских развлечениях, логично поговорить о "высоком искусстве", начав с литературы. Оная в Ниппоне, конечно, началась задолго до периода Эдо - но, во-первых, была весьма традиционной, и все жанры продолжали успешно существовать и в XVII - XIX веках, а во-вторых, именно в это время ниппонская литература начала становиться известной в Эуропах. Так что, сдается мне, имею полное право слегка очертить основные жанры, объяснив, как получится, "наброски тонкостей нюансов"... И начну, пожалуй, с традиционной ниппонской поэзии.

Жизнь в стиле укиё - 18

Самые первые стихи в очень древнем Ниппоне писали на китайском языке - потому что и сама мода писать стихи (как и многое другое культурное об те времена) пришла из Китая. Это были короткие (четыре или 8 строк) стихотворения, написанные строчками по пять или 7 слогов, и назывались они канси ("стихи Хань" - то есть, тупо "китайские стихи"), ибо тупо подражали тогдашним ханьским стихам. Первый сборник этого жанра вышел аж в 751 году ("Кайфусо"), а поскольку китайский язык был своеобразной ниппонской латынью, писать на котором считалось высшим проявлением образованности, то сочинение канси стало признаком хорошего тона. В период Эдо сочинение китайских стихов пережило очередной взлет и расцвет, так что это время принято называть золотым веком канси. Дошло до того, что "рЭволюционЭры Мэйдзи" (ну, те, кто истреблял старые литературные жанры и прививал новые) громко заявляли - "поэзия должна быть японской, а не китайской!" (ну, они были те еще национал-шовинисты, и, возможно, для Ниппона и всего мира лучше было бы, ежели им никогда воли бы не дали). Так что именно после периода Эдо поэзия канси оказалась в очередном упадке.

Однако же крики о "ниппонскости" стихов начались совсем не в XIX веке - а практически тогда же, когда появилась канси, в период Хэйан. "Патриоты" (ну, или не шибко образованные) стали сочинять стихи на ниппонском, используя всё те же строчки по пять и семь слогов - так появилась поэзия вака ("японская песня"). Уже в 759 году была составлена старейшая антология "Манъёсю", а в 922 году - "Кокин[вака]сю", ставшие классическими образцами для подражания. С самого начала вака делилась на два жанра, отличавшиеся по форме - нагаута, позже тёка ("длинная песня") и танка ("короткая песня"). Причем по форме строфы они идентичны - 5-7-5-7-7, просто танка этим и ограничивается, а тёка состоит из произвольного количества строф. Была, правда, еще одна, необычная форма - сэдока, состоявшая из шести строк 5-7-7-5-7-7, со смысловым делением на две части по три строки. Впрочем, уже в седодревние времена тёка и сэдока безнадежно проигрывали по популярности танка - из 4516 песен «Манъёсю» можно выделить 57 сэдока, 265 нагаута и 4194 танка. Кстати, все ниппонские стихи не только белые (не имеющие рифм), но и исключительно силлабические (считается только число слогов, на ударения - ноль внимания).

Жизнь в стиле укиё - 18

Итак, танка выдавила все другие формы поэзии практически пузом. Но не все были такие умные, чтобы помещать мысль всего в пять строчек - душа требовала развернутых жанров. Так (примерно в XV веке) от вака в форме танка отпочковалась поэзия рэнга ("совместное творчество") - жанр диалога между двумя поэтами, когда первый пишет три строки (5-7-5), второй две (7-7), и так сколько рука возьмет (длинные назывались тё-рэнга, а короткие - тан-рэнга). Но "краткосестроталантливые" разъярились, оттяпали от рэнга первые три строчки (5-7-5) и сказали - "это фсё", стих из трех! И назвали оный "обчекрыжиш" хокку. Кстати, именно хокку - так оно называлось в период Эдо, а "типа более правильный" (на самом деле не совсем) термин хайку появился только в XIX веке, уже в период Мэйдзи, у поэтов, которые "были за чистоту родных традиций перед лицом грязного западничества".

Хокку и танка главенствовали в поэзии вака весь период Эдо - сочинять их должен был не просто каждый образованный человек, но просто любой самурай, ибо существовал обычай писать стихи перед сёппуку (а от этого ни один буси застрахован не был, и надо было быть готовым всегда). Появлялись даже новые их формы, такие, как каэси-ута (ака ханка) - строфа-танка, "с моралью" завершающая длинную песню тёка (их таки тоже продолжали писать отдельные энтузиасты). "Пушкиным ниппонской поэзии", который "ихнее всё", считается Мацуо Басё (1644-1694) - ниппонцы уверены, что именно он достиг совершенства в хокку-хайку. Они даже называют его просто по имени - Басё, и всем ясно, про кого речь. Кстати, помимо своих любимых хокку, Мацуо не брезговал и рэнга, вступая в "творческие симбиозы" с другими поэтами.

Жизнь в стиле укиё - 18
Портрет Басё работы Хокусая (кликабельно)

Однако и в период Эдо появилось "кое-что собственного" из вака - это "сатирические жанры". Классические хокку - лирические стихотворения "о тонкости бытия", причем с обязательной природой (киго - в стихе должно упоминаться какое-нибудь время года, или присущие ему сезонные явления). А вот поэт Карай Сэнрю при той же форме 5-7-5 писал про "юмор и сатиру", своего рода комические короткие анекдоты из жизни простолюдинов - и по его имени такой жанр, быстро ставший популярным между горожан и торговцев, не отягощенных "китайскими премудростями", получил название сэнрю.

Образованные же самураи, послушав оных стихов, решили сделать "свой ответ чемберленам" - кёка ("сумасшедшие стихи"). Этот жанр пользовался формой танка - 5-7-5-7-7, а содержанием таких стихов стала пародия на классическую поэзию, когда в вычурной и традиционной форме описывалось что-то обыденное и несуразное. Причем часто новый смысл возникал из-за перестановок или замены нескольких слогов в классических танка - то есть авторы кёка были еще и большими "виртуозами слова" (что, кстати, сильно затрудняет перевод всего этого на другие языки). Существует три стиля кёку - Кокин (именно описывание высокопарным "высоким штилем" банальных вещей), Тэммэй (когда лирическую ситуацию описывают жаргонизмами и "простыми словами" - противоположность Кокин) и собственно пародии на известные стихотворения.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Утром проснулась и мы с котом смотрели в окошко, как мой муж переделывает качели - меняет карабины на подшипники. Потом он вернулся в дом, взял телефон и начал в нем что-то искать. - А что ты делаешь, - с интересом спросила я. А он как заорёт. - Что я делаю??? С машиной не пойми что, ...
Мне посчастливилось стать одним из первых пассажиров МКЖД - Московской кольцевой железной дороги. РЖД обещает завершить её реконструкцию в 2015 году. Новая кольцевая свяжет все районы Москвы. На ней будет 32 остановки, 15 из них с пересадкой на метро, 9 - с пересадкой на железную дорогу. П ...
Анастасия МИРОНОВА, журналист, филолог "РУССКАЯ СЕМЬЯ КАК ТЮРЬМА" Источник: http://rufabula.com/articles/2014/04/11/russian-family-as-a-prison "В последнее время я часто встречаюсь в Петербурге со своими знакомыми иностранцами. Это русские эмигранты, приезжающие на родину дежурно раз в ...
Этот выпуск "Москвы Раевского" - о приключениях в Москве самого известного архитектора XX века - Ле Корбюзье. Как появился Центросоюз - единственное в Москве и во всей России здание архитектурной звезды всего мира. Как связаны Ле Корбюзье - и высота потолков в хрущевках? И как в самом ...
  Владимирский собор вид сбоку.   Дом на Леонтовича ну очень дорого  и престижно   Оперный театр ну это все видели   Золотые ворота, едва поместила в широкоуголник 17-40 но самой понравилось   "Лейпциг" кто помнит. Ремонтируют очень ...