Жизнь в стиле укиё - 17

Откуда брались гейся? Ну, как и всё практически в "грубом мире человеческого прошлого" - из детства. Обычно неимущие родители попросту продавали девочек (обещавших вырасти не кривоногими и более-менее миловидными) в окия ("учрежденный дом") - место обитания гейся, которым руководила (ви таки будете смеяться за "культурные параллели") "мамаша" (о-каа-сан), из "ветеранов производства". К слову, она на самом деле становилась им матерью - приемной, с соблюдением всех юридических формальностей, вплоть до возможности получить от нее наследство. В крупных городах (Эдо, Киото, Осака и пр.) окия располагались в ханамати, специальных кварталах для гейся, и жили там все, как взрослые "полноценные кадры", так и ученицы. Мужчинам обычно запрещено входить в окия, исключение составляют одевальщики-отокоси, чиновники кэмбан-сё (организации, заведующей делами гейся), учителя искусств, парикмахеры и мастера по созданию париков - всем им можно входить в любое время.

Окия в городе Ханадзава
Только что поступивших в окия девочек звали
Впрочем, не всё сразу - после мисэдаси девушка еще не гейся, а лишь "помощница", майко (в Кансай, Западном Ниппоне - а в Канто, Восточном Ниппоне, их зовут хангёку), или же осяку ("разливающая сакэ", слово, общее для всего Ниппона, но так могут звать и "тупо официанта" в забегаловках). Основное внешнее отличие - волосы, ибо гейся носят парики, а майко сооружают прически из собственных волос (три вида причесок, в зависимости от "выслуги лет"). Ну и наряды у них разные - майко не завязывают пояс сзади в сложный узел (см. фотку), выпуская его, а также есть разница в украшениях волос. И да, самое главное - несмотря на то, что свеженькие и молоденькие майко (и хангёку) часто пользуются бОльшим успехом у посетителей, пригласить одну майко (без гейся) "категорически низзя" (сильный профсоюз и социально-возрастные гарантии, можно сказать). Ах да, еще майко нельзя было чернить зубы - сильный недостаток "красивости" по тем временам...

Слева майко, справа гейся
Когда майко "отбегает" примерно полгода (в Эдо), или лет пять (в Киото), в возрасте где-то 20 лет, о-каа-сан решает, что пришла ее пора становиться полноценной гейся - организуется церемония эрикаэ ("смена воротничка [кимоно]", ибо у майко он красный, а у гейся белый). После этого бывшая ученица может начинать самостоятельную карьеру и получать полный гонорар (одно из "альтернативных названий" майко - хансенко, "половина ароматический палочки", ибо она получает вдвоем меньше гейся). Но живут даже гейся в окия, ибо за воспитание и обучение ремеслу, а также прокорм, остаются должны - и только когда долг выплОтят, могут отселиться в другой окия, или завести свой собственный, или вообще завязать с карьерой и выйти замуж. В последнем случае проводится церемония хики-иваи (поздравление с уходом).
Далеко не каждая сикоми становится майко, а майко - гейся, ибо условия работы тяжки, конкуренция высока, а дисциплина драконовская (в эпоху Эдо вполне себе в норме вещей были телесные наказания). Особенно если учесть, что в довольно раннем возрасте девочки остаются без семьи. Для того, чтобы было "как-то легше", каждой из них назначается "старшая сестра" - майко или гейся, которая отвечает за нее персонально и "учит уму-разуму". А по достижении 18 лет майко (или уже гейся) имеет право завести себе данно - покровителя, который плОтит (иногда - за секс, но довольно часто и "просто за красивые глаза"). Особо знаменитые имеют несколько данно, причем степень близости варьируется от "дарит цветы и деньги" до рождения от него детей... В общем, как у любой звезды шоу-бизнеса - карьера и личная жизнь гейся усеяны шипами, терниями и всякими "подлянками бображевателей", так что уже с эпохи Эдо становились излюбленной темой для произведений литературы, живописи и драматургии.
|
</> |