Нету снега - есть лишь негус - 3

В 1597 году умер негус Сэрцэ-Дынгыль, один из самых великих правителей в истории Эфиопии. Он беспрестанно воевал с галла (оромо) и мусульманами, отбил у последних побережье Красного моря и первую эфиопскую артиллерию (в смысле, из отбитых у турок пушек она и появилась), подавлял восстания и мятежи знати, загнал под лавку фалаша и даже ликвидировал (наконец-то) в конец распоясавшихся бахыр негашей (в смысле как титул, то есть "с мясом"). В общем, "корчевал наследие великого погрома" и "собирал земли абиссинские". Однако, как это часто бывает, "внятного и бесспорного" наследника своих упорных трудов не оставил.
На освободившийся трон претендовали три кандидата. Первый - Зэ-Дынгыль, младший брат усопшего. Второй - принц Сусныйос (Сисинний), потомок императора Либнэ-Дынгыля (Давида II). Третий - незаконнорожденный (и несовершеннолетний до кучи) сын Сэрцэ-Дынгыля Яыкоб. За последнего "впряглись" ытэге (последняя законная жена умершего), двое самых влиятельных расов (рас - почетный титул любого аристократа-землевладельца) и дедж-азмач (главнокомандующий), каковые и "крикнули" мальчика негусом, принявшись править всей камарильей от его имени.

Феодалом быть было неплохо даже в Эфиопии
Зэ-Дынгыль укрылся в Годжаме, а Сусныйос - у галла. Камарилья неплохо чувствовала себя до 1603 года, когда в страну прибыла очередная миссия иезуитов из Португалии, и негус Яыкоб, зараза такая, начал с ними заигрывать и оказывать им "знаки внимания" - заскучал, видишь ли, по настоящей власти, ибо вырос и надулся на "регентский совет". Португальцы получили разрешение открывать школы и учить там местных детей "уму-разуму". Ну, "камарильцы" быстро взяли "мятежного императора" под микитки и сослали в местную эфиопскую "тьмутаракань", чтобы не мешал страной управлять.
И это они плохо подумали. Потому что тут же объявился с полчищами Зэ-Дынгыль и устроил "эреволюсьон". Иезуиты "прибили челом" к новому негусу, чтобы он школы не закрывал, но у того, как оказалось, была целая программа

Тяжела и неказиста жизнь простого земледельца...
Не дожидаясь ответа по "инициативам внешней политики", "революционер на троне" издал рвущий шаблоны указ рассчитывать для каждой провинции налог в размере не "как местный правитель решит", а в зависимости от населения и урожая. Скажем прямо, филантропии тут был минимум - только что, в 1604 году, еле-еле удалось подавить возникшее на почве голода и поборов восстание некоего проходимца, объявившего себя воскресшим Иисусом Христом и призывавшего крестьян "бить расов, пока не покраснеют"... Такого фармазона расы и церковь терпеть не стали - абунэ Петрос отлучил негуса от церкви, а дедж-азмач поднял армию.
Всё в том же 1604 году в местности Барча случилось сражение, в каковом верными Зэ-Дынгылю остались практически только 200 европейских стрелков, а остальные воины разбежались, испуганные анафемой. Император погиб в бою, и на трон торжественно вернули Яыкоба. "Старый новый" негус предусмотрительно обнимался и целовался с абунэ и всячески показывал, что "предательский курс на дружбу с белолицыми еретиками" навсегда забыт. Но тут (как тут - в 1607 году) объявился "претендент №2" - Сусныйос вышел из земель галла с полчищами галла же. Яыкоб и абунэ героически с ним сразились и... были убиты в бою. Новый негус плотно утвердился пятой точкой на троне, и над Эфиопией "взошла заря нового правления".
|
</> |