Жизнь при капитализме как игра с ненулевой суммой

топ 100 блогов master_moose04.12.2022

Необходимая преамбула: в нижеследующем тексте намеренно сохранено некоторое количество допущений, которые принимаются за истину, манипуляций, которые таковыми не называются (а то плохие это были бы манипуляции) и откровенных провокаций (дабы читатели и комментаторы не скучали).

По-моему, это лажа. Жизнь и любые её составляющие нельзя рассматривать  как игру с ненулевой суммой. По крайней мере, до тех пор, пока речь идёт о жизни в капиталистическом обществе. 

Если по-простому, то игра с нулевой суммой — это история, когда победитель получает всё, причём строго за счёт проигравшей стороны. С ненулевой — есть место некому сотрудничеству игроков, и игра может закончиться обоюдным выигрышем. 

Совершенно ясно, что с точки зрения физики игра с ненулевой суммой возможна только в незамкнутой системе, иначе нарушаются законы сохранения. Человеческое общество по определению система замкнутая, т.к. количество игроков и ресурсов в каждый данный момент времени ограничено. Да, постоянно (1) нарождаются новые люди и (2) открываются новые ресурсы, но эксплуатировать первый фактор (=строить выигрыш живущих поколений за счёт будущих) — путь, который приведёт к гибели человечества (общий проигрыш), эксплуатировать же второй можно только до определённого момента: законы сохранения вещества и энергии мешают. Всё доступное вещество ограничено Землёй (пополнение метеоритным веществом пренебрежимо мало), энергия — энергией Солнца и энергией, которую можно добыть за счёт преобразования вещества и энергии самой Земли. Короче говоря, пока человечество ограничено рамками родной планеты — система замкнута. 

Стало быть, вместо рассмотрения с точки зрения физики можно попробовать подойти к проблеме со стороны социологии. Здесь всё становится ясно уже на уровне определений. 

При капитализме целью деятельности человека является получение прибыли, иными словами - присвоение максимально возможного количества ресурсов. Кооперативные стратегии возможны только на промежуточных этапах игры, когда люди объединяются с тем, чтобы получить и разделить выигрыш, однако, такое деление не является окончательным. Потом между победителями неизбежно начинается борьба за перераспределение выигранного с целью перетянуть ресурс в одни руки.  В частности, это явление  хорошо иллюстрируется постоянным увеличение доли крупного бизнеса в мировой экономике и постоянным сокращением доли населения планеты, контролирующей львиную часть мирового богатства. 

Возможна ли игра с ненулевой суммой в социалистическом/коммунистическом обществе? Безусловно, по той простой причине, что такое общество является обществом справедливого распределения ресурсов, предполагающего, что выигрыш каждого из его членов пропорционален либо вкладу в общее дело, либо вообще соответствует его потребностям. 

Возможно ли такое общество в рамках замкнутой системы, которой является наша планета? И, если да, то как избежать возврата к ситуации, когда каждый пытается максимально перетянуть на себя одеяло?

Ответить на первый вопрос затруднительно, однако, можно с уверенностью сказать, что только общество такого типа позволит человечеству выжить в рамках замкнутой системы. Если удастся вырваться к звёздам — тут да, возможен и даже вероятен откат к капитализму в условиях получения доступа к безграничным ресурсам Вселенной. Но до той поры надо как-то дожить, а дальнейший капитализм в пределах Земли этого не позволит. Собственно говоря, он исчерпывает себя прямо на наших глазах и, если не случится какого-либо научно-технического прорыва (предпосылок к которому что-то не видно) или социальной революции, человечеству настанет трындец. 

Вероятно, стремление заполучить всё у человека связано с базовыми инстинктами, сводящимися к реализации возможности (а) самосохранения (б) размножения и сохранения потомства. Причём происходит всё это без оглядки на конкурентов и хорошо работает только до тех пор, пока людей много и ресурсы системы кажутся бесконечными (а система, соответственно, выглядит незамкнутой). При таком раскладе наличие многих особей с одинаковыми безграничными запросами не грозит исчерпанием ресурсов системы, зато гарантирует выживание человека как вида: всё, что не было потреблено умершими/погибшими от болезней/погибшими в ходе конкуренции и т.п., будет заграбастано и пойдёт на благо других особей, который продолжат существование вида. 

Социализм (или коммунизм) предполагает отказ от животных инстинктов потребления и накопления с тем, чтобы обеспечить равномерное распределение ресурсов во всём обществе и через это создать возможность для по-настоящему устойчивого роста и развития человечества, которое, несомненно, позволит выйти за пределы Земли, а, следовательно, и начать освоение новой ресурсной базы. Проблема заключается в принудительном характере перехода к социализму, поскольку животные инстинкты сильны, и нужен некий мощный внешний инструмент, который поможет человеку преодолеть зависимость от этих инстинктов. Может ли служить подобным инструментом государство? Вопрос тоже весьма интересный. Похоже, что не только может, но и является единственным вариантом. 

Дело в том, что человечеству неизвестны иные формы самоуправления, помимо государственной (различные истории, связанные с анархией, рассматривать бессмысленно, так как это всегда либо то же государство, либо бардак и животный мир). Государство же, каким бы оно ни было — рабовладельческим, феодальным, буржуазным, социалистическим — всегда является инструментом насилия и подавления. Это, прямо скажем, основной признак и качество государства. Но даже рабовладельческое государство являлось колоссальным прогрессом по сравнению с первобытно-общинным строем. И точно так же, как ненавидима сейчас многими сама идея перехода от капитализма к социализму, ненавидимы, трудны и кровавы были переходы от каждой из старых социально-экономических формаций к последующей. 

Откуда ненависть к переходам? Корень её - животный страх. Натурально, это страх животного перед ограничением его, животного, свободы делать то, к чему его призывают инстинкты. 

Глобально вопрос сводится к следующему: хотим ли мы оставаться животными, имеющими свободу потреблять здесь, сейчас, с разной степенью успеха и, конечно, за счёт ближнего в течение некоторого (не очень длительного) периода времени, за которым неизбежно последует гибель цивилизации в её современном понимании, или же окажемся готовы в очередной раз поступиться своей свободой с тем, чтобы выиграть время, добиться научно-технического прорыва и выйти во Вселенную, получив доступ к её ресурсам и, тем самым, обезопасив своё существование как вида? 

Если говорить о втором варианте, то необходимо обладать устойчивым и предельно идеологизированным государством как инструментом его реализации. Почему идеологизированным? Потому что единственное, что можно противопоставить животным инстинктам — это мысль, идея. Также надо понимать, что взять всех в светлое будущее не получится. Примерно так же, как далеко не все списались в капитализм, многие не впишутся в социализм и, тем более, в коммунизм. В конце концов, человек является всего лишь одним из объектов материального мира, и ничто из этого мира ему не чуждо, включая нормальное распределение по массе параметров. Всех переделать не получится, не все пройдут зефирный эксперимент и смогут не сожрать зефирку капитализма здесь и сейчас. 

Ответ на исходный вопрос должен звучать так: жизнь может быть игрой как с нулевой, так и ненулевой суммой, в зависимости от наличия у человечества доступа к неограниченному количеству ресурсов. Доступ же этот зависит от научно-технических революций, а возможность выживания в периоды между ними — от способности к переключению между существованием в той или иной социально-экономической формации, в рамках каждой из которых жизнь и будет игрой либо с нулевой, либо ненулевой суммой. 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Встретил Таню Маркову. Наше поколение должно помнить это имя! Как она мне нравилась!)в 90-е ее хиты «Платье новое», «Белая роза», «Ненавижу любя», «Вспоминай», воистину, тока утюг не играл)))) Как она мне нравилась!) да она многим нравилась )) Да, это было уродливое, вульгарное ...
Бе́лгород Ки́евский (ст.‑слав. Бѣлъгород)[1] — древнерусский город в Киевском княжестве, игравший большую роль в обороне Киева от внешних врагов и во время княжеских междоусобиц. Являлся значимым экономическим и культурным центром Южной Руси. Белгород находился на правом берегу реки ...
Наседкин, он наседкин и есть А что ещё по-вашему в сфере русского творческого наследия может оказаться под запретом в случае принятия антинаркотического закона? Автор уже в порядке инициативы составил списочек из 15 песен. Присоединяйтесь. Ему простительно, он из Татарстана ...
Узнал, что Юрий Шатунов незадолго до смерти хотел уйти добровольцем на войну. За наших воевать. Я родился в 1975 году, и на мою юность пришлась оглушительная слава группы «Ласковый май». Оглушительная и омерзительная. Я их ненавидел. Мы в нашем кругу слушали «Аквариум», «Зоопарк», ...
Я хочу похвастаться городом, в котором мне посчастливилось поселиться. Тель-Авив не был моим осознанным выбором или целью для "свалить". Честно говоря я вообще никогда не страдала этой идеей. Так получилось случайно, я приехала сюда, следую зову ...