Жизнь и творчество Оноре Домье

20 февраля 1808 года родился Оноре Викторен Домье, французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века.

Он оставил огромное наследие – около 4 тыс. литографий, свыше 900 рисунков и ещё столько же иллюстраций карандашом свыше 60 скульптурных работ. Домье был таким же «большим» художником, как Мане или Делакруа. У него были специфические методы, несвойственные обычным газетным карикатуристам, а однажды он сказал художнику Этьену Карья, что тридцать лет каждый день надеется, что сегодня делает последнюю карикатуру в своей жизни.

У Домье были амбиции живописца и мышление, близкое к скульптурному.

Они выходили сериями: например, серия Древняя история (1841-1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном.
Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами
колкого остроумия художника.
За этой серией следовали другие, под заглавиями: «Les Actualites»,
«Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropesdu
jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales»,
«Locataires el proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т.
д.

Количество же поддельных картин Домье, возможно, даже
превышает число выполненных им произведений.
Семья художника переехала в Париж, когда он был еще ребенком. Оноре
служил посыльным у юриста, работал книготорговцем, литографом. Он
брал уроки рисования, изучал античную скульптуру в Лувре и работал
в мастерской Эжена Будена.
Творчество Домье сложилось на основе наблюдения уличной жизни
Парижа и внимательного изучения классического искусства.

В 1830 году первые литографии Домье привлекли внимание Шарля Филипона, издателя либерального политического журнала «Карикатюр».

Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под
псевдонимом Рожлен. Филипон платил художнику копейки; денег на
жизнь ему хватало, только благодаря его исключительной
неприхотливости в быту.
Оноре Домье публиковал свои литографии в течение почти 40
лет.
Высмеивал недостатки и слабости мелкой буржуазии, атаковал
врагов прогресса и обращался к политическим темам, если это
допускала цензура.
Каждый месяц художник выпускал около 100 литографий, и у него оставалось очень мало времени для занятий живописью, к которой он, несмотря на полный провал у критиков Салона его живописных произведений, испытывал все больший интерес.



В 1860–64 годах Домье вовсе перестал заниматься литографией, но крайняя нужда вновь заставила его обратиться к этому ремеслу.
Из-за почти полной потери зрения Домье в 1873 году лишился и этого средства к существованию.
Потеряв работу, он задолжал арендатору, который уже собирался выставить семью художника на улицу.
Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду.
Он купил домик, в котором жил Домье, и подарил ему его на день
рождения.
Правительство назначило художнику пенсию, о которой газета
«Республик франсец» писала: «Это пособие недостойно ни Франции, ни
мастера, которому оно предоставлено».

Скончался Оноре Викторен Домье 11 февраля 1879 года в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа. Расходы по погребению художника взяло на себя государство.