Жизнь и творчество Оноре Домье
all_collector — 20.02.2024
20 февраля 1808 года родился Оноре Викторен Домье, французский художник-график, живописец и скульптор, крупнейший мастер политической карикатуры XIX века.
Он оставил огромное наследие – около 4 тыс. литографий, свыше 900 рисунков и ещё столько же иллюстраций карандашом свыше 60 скульптурных работ. Домье был таким же «большим» художником, как Мане или Делакруа. У него были специфические методы, несвойственные обычным газетным карикатуристам, а однажды он сказал художнику Этьену Карья, что тридцать лет каждый день надеется, что сегодня делает последнюю карикатуру в своей жизни.
У Домье были амбиции живописца и мышление, близкое к скульптурному.
Они выходили сериями: например, серия Древняя история (1841-1843) высмеивала ставший уже банальным классицизм в духе Давида, а в серии Карикатюрана главный герой популярной мелодрамы Робер Макер выставлялся типичным шарлатаном.
Юристы, врачи и политики тоже часто становились жертвами
колкого остроумия художника.
За этой серией следовали другие, под заглавиями: «Les Actualites»,
«Les Divorceuses», «Les Femmes socialistes», «Les Philantropesdu
jour», «Les Grecs», «Les Gens de justice», «Les Pastorales»,
«Locataires el proprietaires», «Les beaux jours de la vie» и т.
д.
Количество же поддельных картин Домье, возможно, даже
превышает число выполненных им произведений.
Семья художника переехала в Париж, когда он был еще ребенком. Оноре
служил посыльным у юриста, работал книготорговцем, литографом. Он
брал уроки рисования, изучал античную скульптуру в Лувре и работал
в мастерской Эжена Будена.
Творчество Домье сложилось на основе наблюдения уличной жизни
Парижа и внимательного изучения классического искусства.
В 1830 году первые литографии Домье привлекли внимание Шарля Филипона, издателя либерального политического журнала «Карикатюр».
Домье начал публиковать свои литографии в этом журнале под
псевдонимом Рожлен. Филипон платил художнику копейки; денег на
жизнь ему хватало, только благодаря его исключительной
неприхотливости в быту.
Оноре Домье публиковал свои литографии в течение почти 40
лет.
Высмеивал недостатки и слабости мелкой буржуазии, атаковал
врагов прогресса и обращался к политическим темам, если это
допускала цензура.
Каждый месяц художник выпускал около 100 литографий, и у него оставалось очень мало времени для занятий живописью, к которой он, несмотря на полный провал у критиков Салона его живописных произведений, испытывал все больший интерес.

В 1860–64 годах Домье вовсе перестал заниматься литографией, но крайняя нужда вновь заставила его обратиться к этому ремеслу.
Из-за почти полной потери зрения Домье в 1873 году лишился и этого средства к существованию.
Потеряв работу, он задолжал арендатору, который уже собирался выставить семью художника на улицу.
Коро, восхищавшийся его гением, спас старого мастера от конфискации имущества по суду.
Он купил домик, в котором жил Домье, и подарил ему его на день
рождения.
Правительство назначило художнику пенсию, о которой газета
«Республик франсец» писала: «Это пособие недостойно ни Франции, ни
мастера, которому оно предоставлено».
Скончался Оноре Викторен Домье 11 февраля 1879 года в полной нищете в пригороде Парижа Вальмондуа. Расходы по погребению художника взяло на себя государство.
На что обращать внимание при остеклении балкона?
Пикассо, за ваше здоровье!
Доброе утро
Inveraray Castle.. Inveraray, Scotland, UK
Дайан Китон
СЕМНАДЦАТЫЙ ДОПРОС ШТИРЛИЦА
Вместо тысячи слов
Арданейский утёс

