"На пашне. Весна" самая знаменитая картин Алексея Венецианова.
all_collector — 18.02.202418 февраля 1780 года родился Алексей Гаврилович Венецианов, русский живописец, мастер жанровых сцен из крестьянской жизни, педагог, член Петербургской академии художеств, основатель так называемой «венециановской школы».
Его род происходил из Греции: прадед художника с женой и сыном
приехали в Россию в 1730-1740-е годы, где получили прозвище
Венециано, позднее превратившееся в фамилию Венециановы.
Отец художника был купцом и надеялся, что сын пойдет по его стопам,
но Алексей с юности увлёкся рисованием. Видя способности сына, отец
смирился и даже подарил ему книгу «Любопытный художник и
ремесленник».
После окончания пансионата Венецианов поступает на службу в
чертежное управление. Затем отправляется в Петербург, однако,
петербургская публика оставила его работы без внимания, и художник
возвращается в Москву, где занялся художественным образованием.
Вновь Алексей приезжает в Петербург в 1807 году и поступает на
службу в канцелярию директора почт. Художник сближается с В.
Боровиковским, становится его учеником и проживает в его доме. В
1808 году Венецианов издаёт «Журнал карикатур», который вскоре был
запрещен.
Во время Отечественной войны 1812 года он совместно с И.
Теребеневым создавал карикатуры на французов и дворян-галломанов.
Занимался жанровыми сценами из дворянской и мещанской жизни. Был
членом Общества поощрения художников.
В 1811 году Венецианов получил признание Академии художеств как
портретист и звание академика.
Алексей Гаврилович основал свою школу, где обучали грамоте,
арифметике и рисованию. Ученики Венецианова стали называться
«венециановской школой». В эти годы его дом становится
литературно-художественным салоном.
В 1819 году Алексей Гаврилович уезжает из Петербурга в свое
имение в Тверской губернии, где организовывает собственную
художественную школу, в которой прошли обучение свыше 70 человек. В
их судьбе деятельное участие принимал В.А. Жуковский.
Работы своих учеников Венецианов выставлял вместе со своими
картинами на академических выставках.
Расцвет творчества художника пришелся на 1820-1830-е годы, в этот период появились такие шедевры, как «На пашне. Весна», «На жатве. Лето», «Дети в поле» и ряд этюдов.
«На пашне. Весна» – самая знаменитая, но при этом самая загадочная из картин Алексея Венецианова.
Знатоки крестьянского быта ставили Венецианову в упрёк, что крестьянка у него боронит землю, т.е. занимается «черным» трудом, в праздничном наряде. Это-де принижает настоящую правду жизни. Упрёки лишены оснований по двум фундаментальным причинам. Первая пахота испокон веков была праздником (а в языческие времена она даже могла сопровождаться гуляниями, чтобы задобрить богов плодородия). А во-вторых, меньше всего в этой картине Венецианов собирался отдавать дань этнографии. Его целью было не зафиксировать с фотографической точностью повседневный крестьянский быт, но запечатлеть само бытие в его вечных, вневременных проявлениях.
картине есть «зеркальный спецэффект»
Художник заложил в картину несколько интересных визуальных
эффектов. Первый заключается в том, что он намеренно занизил линию
горизонта. Такой приём используется в иконописи, но в светской
живописи России его до Венецианова не применял никто. Низкий
горизонт нужен, чтобы придать главной героине монументальность и
торжественность.
Другая хитрость – в изображении второй, «зеркальной» крестьянки. На заднем плане мы видим маленькую, удаляющуюся по параболе женскую фигуру с лошадью. Вероятно, это просто еще одна женщина, обрабатывающая свой кусок борозды. Но нам уже трудно отделаться от ощущения, что это все та же наша крестьянка-весна с первого плана, совершившая свой круг и теперь уходящая от нас в неопределенное будущее.
Возможно, такой приём удвоения нужен был Венецианову, чтобы подчеркнуть цикличность всего, что происходит в природе.
В 1829 году Венецианов получил звание придворного живописца, а через год – императорского живописца, ежегодное жалование и орден святого Владимира.
Жизнь Алексея Гавриловича Венецианова случайно оборвалась 16 декабря 1847 года у села Поддубье Тверской губернии. По дороге в Тверь художник не справился с управлением санями, которые врезались в каменные ворота. Венецианов скончался раньше, чем к нему подоспела помощь.
Художник похоронен на сельском кладбище деревни Дубровское (ныне Венецианово) в Удомельском районе Тверской области.