Жизнь и покаяние русского д'Артаньяна. ч 2.
ortheos — 08.07.2023Прожил Толстой у себя в деревне недолго. Заехал в 1811 году, а выехал в 1812 - в качестве ратника Московского ополчения (родовое поместье его было в Калужской области).
Как он воевал - неизвестно, известно, что под Бородино он уже опять
был с офицерским чином, руководил отрядом , бился насмерть и был
тяжело ранен в ногу, за что получил орден св.Георгия. На этой войне
он свел знакомство с Денисом Давыдовым , и вместе с ним вступил в
орден "пробочников" или "рыцарей пробки" (где главной добродетелью
считалось бухать без тормозов)
Как герой войны он опять получил право посещать Питер, однако
некоторое время жил в Москве , где опять отчаянно играл и дрался на
дуэли.
Воспоминания Стаховича:
"Толстой был дружен с одним известным поэтом, лихим кутилой, и
остроумным человеком, остроты которого бывали черезчур колки и
язвительны. Раз, на холостой пирушке, один молодой человек не вынес
его насмешек и вызвал остряка на дуэль. Озадаченный и отчасти
сконфуженный, поэт передал об этом неожиданном пассаже своему другу
Толстому, который в это время в соседней комнате метал банк.
Толстой передал банк другому, не говоря ни слова, пошел и влепил
пощечину молодому человеку, вызвавшему на дуэль его друга. Решено
было драться тотчас же. Выбрали секундантов, забрали у цыган тройки
и поскакали за город. Через час Толстой, убив противника наповал
первым же выстрелом, вернулся и шепнув своему другу, что стреляться
ему не придется, спокойно без угрызений совести продолжал метать
банк".
Воспоминания Новосильцевой:
"Шла адская игра в клубе. Все разъехались, остались только Толстой
и Нащокин. При расчете Толстой объявил что Нащокин должен ему 20000
рублей.
- Я не буду платить- отвечал спокойно Нащокин- вы их мне записали,
но я их не проигрывал.
- Может быть- ответил Федор Толстой - но я привык руководствоваться
своей записью, и докажу это вам.
Он встал, запер дверь, положил перед собой пистолет и сказал :
- Пистолет заряжен. Будете платить?
Нащокин также спокойно вытащил на стол часы и бумажник и
сказал:
- Часы стоят рублей 500, в бумажнике 25 рублей. Вот все, что вам
достанется, если вы меня убьете. А чтобы скрыть преступление, вам
придется заплатить не одну тысячу. Какой же расчет вам меня
убивать?
- Тысяча чертей! Молодец! - воскликнул Толстой - Наконец-то
я нашел человека" - обнял Нащокина, поцеловал его и они стали
лучшими друзьями.
Во время игры в карты с Перфильевым, тот обнаружил, что Толстой
отчаянно шулерствует и сказал:
- Вы что, шулерствуете? Я отказываюсь с вами играть.
- Да, но не надо мне об этом говорить. - нагло сказал Толстой-
продолжайте играть, иначе я разможжу вам голову этим шандалом.
Подобная история произошла уже в Петербурге , где принял в ней
участие Александр Сергеич Пушкин.
Во время игры в карты поэт заметил:
- Граф, вы передергиваете!
- Да я в курсе - Вздохнул Толстой - но не люблю, чтобы мне об этом
говорили. Только дураки играют на счастье, умные люди исправляют
ошибки фортуны.
В Москве Федор Толстой женился - и тут снова проявляется совершенно
непостижимое и неожиданное милосердие Божие.
Как и все кутежники, Толстой любил зажигать с цыганами. Правда,
тогда цыгане не ездили по ресторанам, а наоборот, господа изволили
ездить в табор и там отдыхать душой и телом. В одну из таких
поездок Толстой подцепил себе какую-то цыганскую девку-певичку,
которую силой утащил к себе домой и стал с ней жить без
венчания.
То есть полное днище по понятиям тех лет.
И оказалось, что эта цыганская девка по душевным свойствам
неизмеримо выше и самого Толстого тех лет и большей части
дворянского сословия.
Выяснилось это так.
Толстой проиграл крупную сумму денег в Английском клубе-
шулерствовать там было нельзя. За неплатеж проигрыша в срок его
приговорили к "постановке на черную доску". В советское время это
называлось "повесить на доску позора". В английском клубе это
означало публичное объявление о том, что Толстой не имеет чести
дворянина, с полным запретом кому либо играть с ним в карты (и
естественно закрытый доступ в клуб). Это был не только позор -
картежная игра была главным средством существования Толстого.
В отчаянии Толстой решил застрелиться. Видя его возбужденное
состояние , Авдотья Максимовна (так звали цыганку) стала его
осторожно распрашивать.
- Что ты лезешь ко мне? - ответил Федор Толстой - чем ты мне можешь
помочь? Выставят меня на черную доску, а я этого не переживу.
Убирайся!
- Сколько ты должен?
- Столько то.
Авдотья Максимовна молча встала , куда то уехала, и утром привезла
ему всю сумму долга.
- Откуда у тебя столько денег? - изумился Толстой.
- От тебя же. Ты вспомни, сколько ты мне дарил. Я все прятала,
знала же тебя, что рано или поздно это случится.
Толстой отвез деньги в клуб, вернулся, взял цыганку и увез
венчаться. Повенчавшись, по московскому обычаю, они стали делать
визиты знакомым, из которых многие просто отказывали им в приеме
(повторю - жениться на цыганке для Москвы того времени было днищем
- хуже чем на актерке) . Толстой не ссорился, не вызывал на дуэль,
он молча кланялся и больше в этот дом не обращался никогда ни за
чем, чем вызывает тоже у меня искреннее уважение.
Так "цыганская девка" совершила то же самое, что святитель Божий
Спиридон - остановила самоубийство и вселила некоторые начатки
христианской добродетели. Для Толстого так смириться было ,
очевидно, невозможнее и труднее чем для монаха.
Свадьба с Авдотьей Максимовной и рождение ребенка заставили его
пересмотреть отчасти свою жизнь. Он продолжал играть и
шулерствовать, потому что ничем другим он содержать семью не мог.
однако и пьяные загулы и дуэли остались в прошлом.
К этому времени относится знаменитый его срач с Пушкиным.
Толстой каким-то общим знакомым , по горестной невоздержности языка
(по собственному выражению) , прочитал эпиграмму на Пушкина, с
которым они находились до этого в нормальных, даже хороших
отношениях - ради одного остроумия, чтобы позабавить публику.
Сатиры нравственной язвительное жало
С пасквильной клеветой несходствует ни мало.
В восторге подлых чувств ты, Чушкин, то забыл.
Презренным чту тебя, ничтожным сколько чтил.
Примером ты рази, а не стихом пороки.
И вспомни, милый друг, что у тебя есть щеки.
Доброжелатели , естественно, Александр Сергеичу эту эпиграмму тут
же донесли. Поэт был как раз в ссылке в Молдавии. И пришел в
бешенство, прочитав такие про себя поэмы.
и тут же написал ответную эпиграмму.
В жизни малой и презренной
Был он долго погружен
Долго все концы вселенной
Осквернял развратом он.
Но исправясь понемногу,
Он загладил свой позор.
и теперь он- слава Богу-
только что картежный вор.
В "Сына Отечества" Пушкин отправил другую эпиграмму
Что нужды было мне в торжественном суде
Холопа знатного, невежды при звезде
Или философа, который в прежни лета
Развратом изумил четыре части света
Но просветив себя, загладил свой позор
Отвыкнул от вина и стал картежный вор.
Эти эпиграммы примечательны во-первых тем, что даже в самых
неблаговидных разборках, и кипя от негодования, благородные люди не
крыли друг друга матом , а достаточно приличные эпиграммы
писали.
Но еще важнее то, что покаяние Толстого было настолько очевидно,
что даже Пушкин даже в гневе упрекает его не чем иным, как
раскаянием, и может вспомнить только первые пороки.
Закончив со ссылкой, Пушкин, не мало не остудясь, летит в Москву и
первым делом ищет Толстого чтобы вызывать его на дуэль. Его
отговаривают - Толстой в дуэлях непобедим, как Суворов. Но Пушкин
говорит: "Я его не боюсь, мне гадалка предсказала смерть от
блондина". Вызов на дуэль не состоялся - Толстого не было в
городе. А когда вернулся, первым попросил прощения у Пушкина и
просил друзей походатайствовать о примирении - которое и
состоялось, так что они снова стали в хороших отношениях, так что
Толстой стал сватом Пушкина - в женитьбе на Наталье Гончаровой, и
ему первому поэт читал свою "Полтаву"
Могут сказать, что это всего лишь результат возраста (Толстому 40
лет) и семейного положения - остепенился, охладился нравом.
Нет, это было именно покаяние христианина.
Толстой начинает ходить в храм - и ходит так часто и истово, что
московские (!) дворяне начинают на него клеветать "ханжою".
Он прекращает шулерствовать, хотя играть не перестает. Вместо оргий
и пьянок "пробочного ордена" он погружается в чтение святых
отцов, церковной и исторической литературы, сократив светскую жизнь
только до самого узкого дружеского круга.
Об этом периоде его жизни Пушкин пишет в "Евгение Онегине" под
именем Зарецкого
"Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек,
Так исправляется наш век".
О покаянии Федора Толстого пишет даже враг покаяния - Лев Толстой,
который говорит, что его мучили угрызения совести за убитых им на
дуэли, поэтому он изводил себя земными поклонами, каялся и
молился.
Воспоминания Марии Каменской:
"Убитых им на дуэли он насчитывал одиннадцать человек. Их имена
были записаны у него в синодик. Его жена родила ему двенадцать
детей, которые все умерли в младенчестве, кроме двух дочерей. По
мере того, как умирали дети, он вычеркивал из своего синодика по
одному имени убитых им людей и ставил сбоку слово "квит"(в смысле -
"мы квиты") . Когда же у него умер одиннадцатый ребенок, самый
любимый, Сарра, в которой он души не чаял, Федор Толстой
перекрестился, и сказал "Слава Богу! Хоть мой курчавый цыганеночек
останется жив" - это была Прасковья Федоровна, будущая
Перфильева.
Из последних дней Феодора Толстого интересен вот такой случай
(Воспоминания Стаховича)
"В английском клубе на субботнем обеде завязался горячий спор с
одним из славянофилов - Константином Аксаковым.
Во время спора к нему подошел незнакомый ему белый как лунь старец
с курчавыми волосами и выразил ему сочувствие , называ его по
имени.
- Откуда вы меня знаете? - спросил Аксаков.- Разве я имел честь с
вами встречаться?
- Нет, я с вами не встречался, но вас знаю по вашим статьям и
речам. А обо мне вы вероятно слыхали. Я тот, про которого сказано
"Ночной разбойник, дуэлист, в Камчатку сослан был, вернулся алеутом
и крепко на руку не чист" (монолог Репетилова в "Горе от ума")
По моему мнению - так отзываться о самом себе мог только человек
искренне и глубоко покаявшийся , смиривший себя - и смирившийся
перед Христом. Он не сказал "я герой войны Шведской" или "я герой
войны с Наполеоном". Он рекомендовал себя вором, убийцей и
мошенником. Перед человеком, которого хотел поддержать .
На мой взгляд, это нужно вписать в вечные хроники Церкви - наряду с
покаянием апостола Павла и преподобной Марии Египетской.
Но у этой истории есть продолжение.
Аксаковы стали бывать в доме зятя Феодора Толстого - Перфильева ,
где были почти все фанаты Гоголя.
И там Толстой в присутствии Сергея Аксакова торжественнно говорил,
что Гоголь - лютый враг России и что его следует отправить в
кандалах в Сибирь.
Присутствующие восприняли это как парадоксальный каламбур в стиле
остроумия Толстого, однако после моего знакомства с
воспоминаниями другого фаната Гоголя - Берга (можно посмотреть у
меня где то в ЖЖ) , я считаю что это было прямое и честное мнение
умного и проницательного человека-христианина.
Кончина Феодора Толстого была в кругу семьи, истинно христианская,
с предсмертной исповедью и Причащением. Священник исповедовал его
несколько часов, и когда вышел, сказал, что он редко встречал такое
покаяние и такую веру в Христа и Его милосердие.
Его жена Авдотья была через пятнадцать лет зарезана поваром
В заключение можно сказать, что я абсолютно уверен, что перелом в
жизни Федора Толстого произошел под влиянием трех человек -
святителя Спиридона Тримифунтского , его жены-цыганки Авдотьи
Максимовны и святителя Филарета Московского, могучие и святые
беседы которого не могли пройти мимо жившего в Москве и
возлюбившего храм Божий графа Толстого.
вся его жизнь показывает и бесконечное милосердие и всемогущество
Божие, которое из самой бездны разложения способно восстановить и
исцелить самую мертвую душу (чтобы было понятно о каком "вселенском
разврате" говорил Пушкин - Граббе за верное передавал, что Толстой
был развратителем многих юношей) .
Было бы такое исцеление возможно в Японии, Париже, Лондоне?
В Греции, Грузии, Сербии , Молдавии - да.
Поэтому сама жизнь в православной стране - великий дар Божий.
Если кого-то впечатлил рассказ- прошу также помолиться хотя бы один
раз о упокоении раба Божия Феодора , его супруги Евдокии и дочери
Сарры (это одиннадцатый умерший ребенок)
|
</> |