Жизнь и покаяние русского д'Артаньяна. ч 2.

топ 100 блогов ortheos08.07.2023

Прожил Толстой у себя в деревне недолго. Заехал в 1811 году, а выехал в 1812 - в качестве ратника Московского ополчения (родовое поместье его было в Калужской области).




Как он воевал - неизвестно, известно, что под Бородино он уже опять был с офицерским чином, руководил отрядом , бился насмерть и был тяжело ранен в ногу, за что получил орден св.Георгия. На этой войне он свел знакомство с Денисом Давыдовым , и вместе с ним вступил в орден "пробочников" или "рыцарей пробки" (где главной добродетелью считалось бухать без тормозов)

Как герой войны он опять получил право посещать Питер, однако некоторое время жил в Москве , где опять отчаянно играл и дрался на дуэли.

Воспоминания Стаховича:
"Толстой был дружен с одним известным поэтом, лихим кутилой, и остроумным человеком, остроты которого бывали черезчур колки и язвительны. Раз, на холостой пирушке, один молодой человек не вынес его насмешек и вызвал остряка на дуэль. Озадаченный и отчасти сконфуженный, поэт передал об этом неожиданном пассаже своему другу Толстому, который в это время в соседней комнате метал банк. Толстой передал банк другому, не говоря ни слова, пошел и влепил пощечину молодому человеку, вызвавшему на дуэль его друга. Решено было драться тотчас же. Выбрали секундантов, забрали у цыган тройки и поскакали за город. Через час Толстой, убив противника наповал первым же выстрелом, вернулся и шепнув своему другу, что стреляться ему не придется, спокойно без угрызений совести продолжал метать банк".

Воспоминания Новосильцевой:
"Шла адская игра в клубе. Все разъехались, остались только Толстой и Нащокин. При расчете Толстой объявил что Нащокин должен ему 20000 рублей.
- Я не буду платить- отвечал спокойно Нащокин- вы их мне записали, но я их не проигрывал.
- Может быть- ответил Федор Толстой - но я привык руководствоваться своей записью, и докажу это вам.
Он встал, запер дверь, положил перед собой пистолет и сказал :
- Пистолет заряжен. Будете платить?
Нащокин также спокойно вытащил на стол часы и бумажник и сказал:
- Часы стоят рублей 500, в бумажнике 25 рублей. Вот все, что вам достанется, если вы меня убьете. А чтобы скрыть преступление, вам придется заплатить не одну тысячу. Какой же расчет вам меня убивать?
- Тысяча чертей! Молодец! - воскликнул Толстой - Наконец-то я нашел человека" - обнял Нащокина, поцеловал его и они стали лучшими друзьями.

Во время игры в карты с Перфильевым, тот обнаружил, что Толстой отчаянно шулерствует и сказал:
- Вы что, шулерствуете? Я отказываюсь с вами играть.
- Да, но не надо мне об этом говорить. - нагло сказал Толстой- продолжайте играть, иначе я разможжу вам голову этим шандалом.

Подобная история произошла уже в Петербурге , где принял в ней участие Александр Сергеич Пушкин.
Во время игры в карты поэт заметил:
- Граф, вы передергиваете!
- Да я в курсе - Вздохнул Толстой - но не люблю, чтобы мне об этом говорили. Только дураки играют на счастье, умные люди исправляют ошибки фортуны.

В Москве Федор Толстой женился - и тут снова проявляется совершенно непостижимое и неожиданное милосердие Божие.

Как и все кутежники, Толстой любил зажигать с цыганами. Правда, тогда цыгане не ездили по ресторанам, а наоборот, господа изволили ездить в табор и там отдыхать душой и телом. В одну из таких поездок Толстой подцепил себе какую-то цыганскую девку-певичку, которую силой утащил к себе домой и стал с ней жить без венчания.

То есть полное днище по понятиям тех лет.
И оказалось, что эта цыганская девка по душевным свойствам неизмеримо выше и самого Толстого тех лет и большей части дворянского сословия.

Выяснилось это так.
Толстой проиграл крупную сумму денег в Английском клубе- шулерствовать там было нельзя. За неплатеж проигрыша в срок его приговорили к "постановке на черную доску". В советское время это называлось "повесить на доску позора". В английском клубе это означало публичное объявление о том, что Толстой не имеет чести дворянина, с полным запретом кому либо играть с ним в карты (и естественно закрытый доступ в клуб). Это был не только позор - картежная игра была главным средством существования Толстого.

В отчаянии Толстой решил застрелиться. Видя его возбужденное состояние , Авдотья Максимовна (так звали цыганку) стала его осторожно распрашивать.
- Что ты лезешь ко мне? - ответил Федор Толстой - чем ты мне можешь помочь? Выставят меня на черную доску, а я этого не переживу. Убирайся!
- Сколько ты должен?
- Столько то.
Авдотья Максимовна молча встала , куда то уехала, и утром привезла ему всю сумму долга.
- Откуда у тебя столько денег? - изумился Толстой.
- От тебя же. Ты вспомни, сколько ты мне дарил. Я все прятала, знала же тебя, что рано или поздно это случится.

Толстой отвез деньги в клуб, вернулся, взял цыганку и увез венчаться. Повенчавшись, по московскому обычаю, они стали делать визиты знакомым, из которых многие просто отказывали им в приеме (повторю - жениться на цыганке для Москвы того времени было днищем - хуже чем на актерке) . Толстой не ссорился, не вызывал на дуэль, он молча кланялся и больше в этот дом не обращался никогда ни за чем, чем вызывает тоже у меня искреннее уважение.

Так "цыганская девка" совершила то же самое, что святитель Божий Спиридон - остановила самоубийство и вселила некоторые начатки христианской добродетели. Для Толстого так смириться было , очевидно, невозможнее и труднее чем для монаха.

Свадьба с Авдотьей Максимовной и рождение ребенка заставили его пересмотреть отчасти свою жизнь. Он продолжал играть и шулерствовать, потому что ничем другим он содержать семью не мог. однако и пьяные загулы и дуэли остались в прошлом.

К этому времени относится знаменитый его срач с Пушкиным.
Толстой каким-то общим знакомым , по горестной невоздержности языка (по собственному выражению) , прочитал эпиграмму на Пушкина, с которым они находились до этого в нормальных, даже хороших отношениях - ради одного остроумия, чтобы позабавить публику.

Сатиры нравственной язвительное жало
С пасквильной клеветой несходствует ни мало.
В восторге подлых чувств ты, Чушкин, то забыл.
Презренным чту тебя, ничтожным сколько чтил.
Примером ты рази, а не стихом пороки.

И вспомни, милый друг, что у тебя есть щеки.

Доброжелатели , естественно, Александр Сергеичу эту эпиграмму тут же донесли. Поэт был как раз в ссылке в Молдавии. И пришел в бешенство, прочитав такие про себя поэмы.

и тут же написал ответную эпиграмму.
В жизни малой и презренной
Был он долго погружен
Долго все концы вселенной
Осквернял развратом он.
Но исправясь понемногу,
Он загладил свой позор.
и теперь он- слава Богу-
только что картежный вор.

 В "Сына Отечества" Пушкин отправил другую эпиграмму

Что нужды было мне в торжественном суде
Холопа знатного, невежды при звезде
Или философа, который в прежни лета
Развратом изумил четыре части света
Но просветив себя, загладил свой позор
Отвыкнул от вина и стал картежный вор.

Эти эпиграммы примечательны во-первых тем, что даже в самых неблаговидных разборках, и кипя от негодования, благородные люди не крыли друг друга матом , а достаточно приличные эпиграммы писали.

Но еще важнее то, что покаяние Толстого было настолько очевидно, что даже Пушкин даже в гневе упрекает его не чем иным, как раскаянием, и может вспомнить только первые пороки.

Закончив со ссылкой, Пушкин, не мало не остудясь, летит в Москву и первым делом ищет Толстого чтобы вызывать его на дуэль. Его отговаривают - Толстой в дуэлях непобедим, как Суворов. Но Пушкин говорит: "Я его не боюсь, мне гадалка предсказала смерть от блондина". Вызов на дуэль не состоялся -  Толстого не было в городе. А когда вернулся, первым попросил прощения у Пушкина и просил друзей походатайствовать о примирении - которое и состоялось, так что они снова стали в хороших отношениях, так что Толстой стал сватом Пушкина - в женитьбе на Наталье Гончаровой, и ему первому поэт читал свою "Полтаву"

Могут сказать, что это всего лишь результат возраста (Толстому 40 лет) и семейного положения - остепенился, охладился нравом.
Нет, это было именно покаяние христианина.
Толстой начинает ходить в храм - и ходит так часто и истово, что московские (!) дворяне начинают на него клеветать "ханжою".  Он прекращает шулерствовать, хотя играть не перестает. Вместо оргий и пьянок "пробочного ордена"  он погружается в чтение святых отцов, церковной и исторической литературы, сократив светскую жизнь только до самого узкого дружеского круга.

Об этом периоде его жизни Пушкин пишет в "Евгение Онегине" под именем Зарецкого

"Надежный друг, помещик мирный
И даже честный человек,
Так исправляется наш век".

О покаянии Федора Толстого пишет даже враг покаяния - Лев Толстой, который говорит, что его мучили угрызения совести за убитых им на дуэли, поэтому он изводил себя земными поклонами, каялся и молился.

Воспоминания Марии Каменской:
"Убитых им на дуэли он насчитывал одиннадцать человек. Их имена были записаны у него в синодик. Его жена родила ему двенадцать детей, которые все умерли в младенчестве, кроме двух дочерей. По мере того, как умирали дети, он вычеркивал из своего синодика по одному имени убитых им людей и ставил сбоку слово "квит"(в смысле - "мы квиты") . Когда же у него умер одиннадцатый ребенок, самый любимый, Сарра, в которой он души не чаял, Федор Толстой перекрестился, и сказал "Слава Богу! Хоть мой курчавый цыганеночек останется жив" - это была Прасковья Федоровна, будущая Перфильева.

Из последних дней Феодора Толстого интересен вот такой случай
(Воспоминания Стаховича)
"В английском клубе на субботнем обеде завязался горячий спор с одним из славянофилов - Константином Аксаковым.
Во время спора к нему подошел незнакомый ему белый как лунь старец с курчавыми волосами и выразил ему сочувствие , называ его по имени.
- Откуда вы меня знаете? - спросил Аксаков.- Разве я имел честь с вами встречаться?
- Нет, я с вами не встречался, но вас знаю по вашим статьям и речам. А обо мне вы вероятно слыхали. Я тот, про которого сказано "Ночной разбойник, дуэлист, в Камчатку сослан был, вернулся алеутом и крепко на руку не чист" (монолог Репетилова в "Горе от ума")

По моему мнению - так отзываться о самом себе мог только человек искренне и глубоко покаявшийся , смиривший себя - и смирившийся перед Христом. Он не сказал "я герой войны Шведской" или "я герой войны с Наполеоном". Он рекомендовал себя вором, убийцей и мошенником. Перед человеком, которого хотел поддержать .

На мой взгляд, это нужно вписать в вечные хроники Церкви - наряду с покаянием апостола Павла и преподобной Марии Египетской.

Но у этой истории есть продолжение.
Аксаковы стали бывать в доме зятя Феодора Толстого - Перфильева , где были почти все фанаты Гоголя.
И там Толстой в присутствии Сергея Аксакова торжественнно говорил, что Гоголь - лютый враг России и что его следует отправить в кандалах в Сибирь.

Присутствующие восприняли это как парадоксальный каламбур в стиле остроумия Толстого, однако после моего знакомства   с воспоминаниями другого фаната Гоголя - Берга (можно посмотреть у меня где то в ЖЖ) , я считаю что это было прямое и честное мнение умного и проницательного человека-христианина.

Кончина Феодора Толстого была в кругу семьи, истинно христианская, с предсмертной исповедью и Причащением. Священник исповедовал его несколько часов, и когда вышел, сказал, что он редко встречал такое покаяние и такую веру в Христа и Его милосердие.

Его жена Авдотья была через пятнадцать лет зарезана поваром




В заключение можно сказать, что я абсолютно уверен, что перелом в жизни Федора Толстого произошел под влиянием трех человек - святителя Спиридона Тримифунтского , его жены-цыганки Авдотьи Максимовны и святителя Филарета Московского, могучие и святые беседы которого не могли пройти мимо жившего в Москве и возлюбившего храм Божий графа Толстого.

вся его жизнь показывает и бесконечное милосердие и всемогущество Божие, которое из самой бездны разложения способно восстановить и исцелить самую мертвую душу (чтобы было понятно о каком "вселенском разврате" говорил Пушкин - Граббе за верное передавал, что Толстой был развратителем многих юношей) .

Было бы такое исцеление возможно в Японии, Париже, Лондоне?
В Греции, Грузии, Сербии , Молдавии - да.
Поэтому сама жизнь в православной стране - великий дар Божий.

Если кого-то впечатлил рассказ- прошу также помолиться хотя бы один раз о упокоении раба Божия Феодора , его супруги Евдокии и дочери Сарры (это одиннадцатый умерший ребенок)









Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Бывают такие истории. Приятель рассказывал — сидел дома, жены не было надолго, и пришла девушка из домоуправления осматривать трещины на потолке. — Ну и что говорю? — Ну, говорит, соблазнила она меня. Трахались так, что у меня потом этот болел от напряжения. — Да, говорю, вот это осмот ...
Здравствуйте, Подскажите где покупать саженцы малины? Пока во всех магазинах и фермах (nurseries) предлагают только ежевику и другие berries. И вообще поделитесь хорошим местом, где можно купить плодовые деревья и кусты? Обитаем рядом с долиной, но готовы далеко ехать. ...
Бронетрактор Mercier В ходе разворачивающейся гражданской войны в Испании, как республиканцы, так и франкисты испытывали потребность в бронетехнике, что вынудило обе стороны прибегать к созданию импровизированных бронемашин на базе автотракторной техники. Одним из таких образцов стал ...
...Или гневный экспромт по поводу начавшегося в стране мракобесия. Покупаю сегодня наши любимые лёгкие сигареты. Достаю без сдачи 64 р., а мне вдруг говорят: «Уже 71»… Всё, блин. Моё терпение лопнуло. Владимир Владимирович, это так вы отблагодарили нас за патриотический подъём и под ...
Японская секта «Аум Синрикё», сформировавшая религиозную политическую партию «Партия истины», проводит митинг в рамках подготовки к 39-м всеобщим выборам в Палату представителей. ...