Жизнь и нежизнь в Мастере и не только.

топ 100 блогов slava_think16.03.2025

- В Мастере Маргарита является центральной фигурой бала Воланда. Я всегда думала, ну почему Бортко так изобразил ее, в отличие от Булгакова, – помнишь? – на ее шею-плечи набрасывают что-то на цепях, на голову надевают тяжелую металлическую корону, на ноги - сверхнеудобную жесткую, металлическую же обувь. Всё это душит, давит, трёт, вызывает кровотечение. Говоря по другому – на ней вериги и терновый венец. Аналог мучений Иешуа.

- Атрибуты существа, наделенного душой, страдающего в этом мире, который подобен аду.

- Точно. На балу ОДНА живая душа – Маргарита. Единственный ЧЕЛОВЕК в сцене. Ее убалтывает Коровьев и Кот, гудя в оба уха, ее зрение переполнено феерией происходящего прибытия и веселия “гостей”, она чувствует боль от вериг. Это создает необходимое гипнотическое состояние человека (метод – перегрузка внимания). Ее внимание поймано, фиксировано на внушенной цели (королева бала). Весь морок поддерживается только ее энергией. Вот это вот всё – только на ее силе жизни.

-  Да, там “гости” прибывают через камин, поднимаются по огромной лестнице и прикладываются к колену королевы губами, а она КАЖДОМУ говорит что-нибудь подбадривающее. И когда она премерзкой старухе-своднице-отравительнице с испанским сапожком на ноге отказывает в ласковом слове, то Коровьев просит ее так не делать, мол, “они чахнут без внимания”. И Маргарита старается. И дарит своё внимание отребью, предавшему человеческое в себе. А внимание и есть энергия, энергия её жизни.

- Там в основном преступники и преступницы, связанные с сексуальными “грехами” и алчностью – это не случайно, потому что все они СУЩНОСТНО предатели. Предать любимую, которой принес клятву верности, отправив в публичный дом, или любимого, или пусть и нелюбимого, но мужа (отравительницы). И даже вроде бы инородная там дура Фрида тоже предала – убив ребенка, которого родила. Развратники и развратницы, сводники и сводницы, кутилы вываливаются плотной массой из камина. Казалось бы много разной гадости в жизни на Земле, но Булгаков выделил именно эти типажи.

- Продали душу за комфорт-достаток-удовольствие, да. Обрати внимание, что дамы там голые, не прикрытые. На них только декоративные перья, брюлики и туфли (символы-привязанности женщин). Демонстрация тела, соблазнение, привлечение внимания мужчин предложением секса-любви. Смешно, но даже старые дамы трясут обнаженными дряблыми телесами (“вы натурально не понимаете”). Мужчины же в официальных фраках, однотипны, как пингвины. Или как солдаты. Дамы без маскировки – мужчины с маскировкой униформой, сливающей их в биомассу.

- Бесы, подчинив женщину, выворачивают ее наизнанку, фигурально. Демонстрация половых органов, эпатаж эротикой входит в программу, которая подчиняет жертву. Сатанистка Мадонна постоянно этим занята на сцене, как и многие ее подражательницы. Без использования сексуальной энергии артисток-певуний не бывает по большому счету, но есть вопрос меры, умеренности – а когда срывает крышу у не выдержавших накала “шоу-бизнеса” девок, тогда красные линии исчезают. И тогда лицемерно удивляются: как так Глюкоза, которая в Ералаше играла девочек, на сцене вдруг начинает мастурбировать? и толстый продюсер Фадеев лицемерно гневается, а удивляться-то  нечему. Как и голой вечеринке – где трясла телесами окоровевшая Лолита и прочие немолоденькие Псюши Сучак, напялившие на себя демонстрационные перья и брюлики, как на бале Воланда. Они искренне удивлялись, а что не так-то? Давеча было самое оно…

- Как не вспомнить фигуры перед зеркалом из Кастанеды?

- Старая шлюха так и не поняла, что  не так она делает, всю жизнь ведь прокатывало. Но проблема в том, что КАЖДЫЙ из полуживых на земле совершает ровно такие же фигуры перед зеркалом. И то, что фигуры несколько отличаются в деталях ничего не меняет. Поэтому голая вечеринка – это вся столица, на 90%…

- А количество артисток и у нас, и американов, сошедших с ума, пошедших во все тяжкие, впавших в алкоголизм и наркоманию, подавшихся в монастырь (это у нас модно, особенно у обоих полов) статистически куда выше прочего населения. Бритни Спирс и далее списком, полюбопытствуйте в инете. Стремно душу продавать, да.

Маргарита тоже голая, как бы одна из них – при этом она противоположна им, и вместо брюликов-туфель на ней нечто только по виду напоминающее украшение, оно мучает ее. Она ЖИВАЯ и единственной причиной ее согласия на эту паскудную роль (а быть пожираемой вампирами, пиющими тебя, сосущими и тем длящими на краткий миг бала свою нежизнь – роль несомненно паскудная) – единственной причиной была любовь к Мастеру.

- У человека, как правило, не может хватить жизненной силы для такого жертвоприношения себя.

- Одно пояснение по этому вопросу дает Воланд: “кровь!” с исторической отсылкой. И обычно думают о крови королевской – нынешние “элитные мерзавцы” , особенно околокремлевские, тешат себя поисками “высокородных предков”, составляют-придумывают родословные, все они царских кровей оказывается, оно такое. Только у Воланда-то про другое – речь не о земных царях с их быстро вырождающимися потомками, власть и богатство в этом смысле скорее негативный фактор, способствующий деградации. Кровь – это жизненная сила людей, которые цари-по-праву, САМОВЛАСТНЫЕ. Потому Маргарита в романе вовсе не на троне и не в верхах социальной иерархии. Не имеет значения для царя-по-праву, по крови, по жизни из воплощения в воплощение – кем он был в прошлом, и кто в настоящий момент (кто – в узком, в социальном плане). Он (она) ЖИВЫЕ. Они гораздо больше, чем кажутся окружающим, которые НЕ ВИДЯТ.

- Не видят, но чувствуют. И как же выбешивают живые нежить самим фактом присутствия!

- А второе пояснение хорошо визуализировал в фильме Бортко: Маргарита предварительно посещает языческую мистерию за городом. Стихия воздуха (полет на метле), стихия воды (озеро), огонь костра (прыжки), а стихию земли олицетворяет бог Пан, козлорогий, символ силы жизни – и он дает ей выпить чашу зелья, живой воды. И через Маргариту идет сила самой матери-Земли, она – проводник.

- Булгаков, оказывается, показал принцип существования на планете, когда единичные люди - Мастер, Маргарита - которые вовсе не на первых ролях в нашем мире,  вдруг оказываются главными персонами, “солью жизни”. Эти немногочисленные, но и нередкие живые люди на планете как-бы-людей окружены некой социальной полужизнью, отдельные представители которой могут прозреть, повернуть к жизни (поэт Бездомный), но в большинстве подчиняются мороку и привычно бредут к небытию (все “гости” Воланда с их смешными похождениями, связанными с “нехорошей квартирой”, где основался их хозяин – впрочем, они пока, в книжных событиях, не знают этого). И знаменитый сеанс в театре Варьете – этакое зеркало бала, только в нашем мире, где зрители вроде бы пока не выбрали направление своего движения, но контуры-то обозначены, и очень рельефно. Путь к продаже души – он плавненько вниз, по шагу, и редко кто спохватится и развернется вспять. Потеряв одежду дамы стесняются. Это пока, скоро будут перья вместо белья. И фраза Воланда про то, что люди не изменились, в них так же перемешаны добро и зло, как и у прежних, как и глупость.

- Но давай от Мастера и бросимся к Бесам, нашему Достоевскому. Я всегда полагал тупой натяжкой навязываемое мнение, что, мол, вона гляньте, какими бесами нарисовал мастер психодрамы 19 века революционеров в этом произведении. На самом деле – хитрая поповщина и дурь прочих вывернула наизнанку то, что изображено буквами по бумаге, которая, как известно, не горит. И дурит головы детишкам разных возрастов. И даже мнение самого Достоевского на то, что он писал - не аргумент, он просто выполнил функцию трансляции от Муз на человеческий план, не более. Важно, что читатель вытащит из текста, какую тайну найдет там.

Когда читаешь его произведения, не только Бесов, то складывается устойчивое впечатление нежизни, окружающей редких людей, имеющих душу и страдающих в мороке бытия. “Не бойтесь ада, вы уже давно в аду”. И потому, в Бесах есть мал-мало страдающих людей, пребывающих в социальном мороке того душного общества – и есть революционеры, которые деятельно ищут выход, борются, как они понимают, за изменение не отдельных людей, а всего социума. Тогда была в моде иллюзия, что изменив социальный строй можно изменить и бытие людей, пробудить их от морока к жизни. И герои там,  ненавидя и разрушая, – есть ЖИВЫЕ среди нежизни. Они любят Человека, ненавидя цепи . То есть, всё ровно наоборот, чем болтают глупцы об этом произведении. Да, живые могут ошибаться, метаться – но они реализуют истинно человеческое качество духа – “идти супротив”. Весь мир насилья мы разрушим, до основанья. А затем мы свой, мы новый мир построим. Конформизм же ведет к фашизму и растворению духа в серой массе нежизни. Восстание – несомненное движение духа, который не нашел ничего лучшего. Не нашел, тогда лучше уж так, чем никак. Такой Пригожин в ассортименте.

- Раскольников, что топориком старуху-процентщицу приговорил страдает ровно потому, что душу имеет и понимает: так с нежитью не расправиться, социум не изменить. Как, кстати, и народовольцы потом поняли, что убив отдельного царя ничего изменить нельзя – и родилось знаменитое “мы пойдем другим путем!” И да, место Раскольникову на каторге, с другими бунтарями, ему нечего делать в этом мире нежити – и Соня едет за ним, символ любви. Как и за декабристами ехали жены. Дух и любовь, Мастер и Маргарита, Мужчина и Женщина…

- И парадоксально, что социальная полужизнь всего этого, что на Земле, существует только благодаря таким Живым. Несущим свет, порой через разрушение мертвых форм, порой созидающих новое.

- Да, творчество разрушения и творчество созидания. Не путать с разрушением Жизни абсолютным злом (“это другое”).

- Ты в теме о Записках из подполья уже отмечал, что Достоевский постоянно крутился вокруг тайны человека: живет себе этакое человекоподобное, подавленное существо, семья-работа-дети, добропорядочный бургер и вдруг в некий миг срывается и крушит всё окружающее, пропади всё пропадом. Потом, будто из опьянения выйдя, жалеет, что ж натворил. И опять в ярмо запрягается, как тот крестьянин, что напившись, лупит и жену, и детишек. Но у крестьянина хоть можно заподозрить безнадегу нищеты, а у бургера всё в шоколаде, и вдруг нате.

- Да, человек подавлен, он раб и хоть в нищете, хоть в достатке – не важно, его суть страдает. И восстает. Это восстание сути, духа (а каждому воплощенному дана частица духа). Это проявляется агрессией, потому что находящийся в мороке человек НЕ ЗНАЕТ как и куда правильно направлять свои силы, свою энергию живого существа. Он внутренне чувствует, что его высасывает НЕЖИЗНЬ социальных форм, нелепых для живого человека отношений, ритуалов, по его мозгу ездят разные суггесторы, и каждый из окружающих, даже близких, при неосознанном существовании, легко становится агентом системы нежизни. Не бесы восстают в таком человеке, а Человек, Суть протестует против просирания воплощения на внушенную фигню. Вот это-то недопонял Достоевский, мне думается.

- Картинка, что нарисовали выше, куда шире Достоевского: тут полным-полно классики. К примеру, рядом и Гоголь с его Мертвыми душами, Ревизором. Оно, конечно, смешно происходит вокруг градоначальника, но присмотрись – и страшно становится. Мирок нежизни. А уж у Салтыкова-Щедрина, хоть в Глупове, хоть Иудушке!

- Булгаков долго, некоммерчески писал Мастера. Изобразив не просто реальность, его окружавшую. Там есть главное, про человека.И про то, как оно устроено, общество то есть. И как оно работает. И куда ведут пути человеческие. И потому неизбежен пошлейший ремейк, что вышел в прошлом году, миллиард освоил Минкульт РФ, чтоб обосрать великое творение великого Мастера. Ну, неявно так декларировано, но подсознательное и социальное, и индивидуальное по Фрейду так и прёт. Нежизнь замыливает жизнь, как другие неживые маскируют Мавзолей Живого Человека щитами, чтоб симулякр праздника Жизни (победы) провести раз в году. Ежегодный бал, чего еще надо полуживым?

- Конфомист Челлентано. Я новый человек, совершенно новый.
Я не являюсь уже давно чуть-чуть фашистом.
Я чувствительный, я альтруист. Востоковед.
В прошлом немного шестидесятник, потом эколог, а теперь - социалист...
 - Да, все они и слегка-немного коммунисты, и когда надо единоросы, и даже, если скажут - либералы, но с примесью патриотизма и снобизма - они такие все приспособленцы, ЖРУЩИЕ ЖИЗНЬ...



Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Ищем соседей ...
#кошка #кот #животное #питомец #домашнееживотное #фауна ...
Локхид VC-140B ...
(фото из Интернета, автор неизвестен) Супербоул (Super Bowl) — в американском футболе название финальной игры за звание чемпиона Национальной футбольной лиги Соединенных Штатов Америки. Бывает раз в году, всегда приблизительно в одно и то же время, был вчера. Это что касается первой ...
Лауреат Нобелевской премии по физике Андрей Гейм в интервью "Медузе" — о том, почему он перестал быть «апологетом» Путина и поддержал Навального: "Я вообще пытаюсь не ввязываться в политику — ни в российскую, ни в британскую, ни в какую. Пироги должен печь пирожник, сапоги метать ...