Живаго-2. Смех и грех

Я вот фильм Звягинцева «Левиафан», которому дали «Золотой Глобус» и выдвинули на «Оскар», не смотрел, однако рецензий и всяческих отзывов прочитал уже несколько десятков, вся лента ими забита. Поражают совершенно очевидные параллели… с реакцией совка на присуждение Нобелевской премии «Доктору Живаго».
Ведь «Живаго» Пастернака обвиняли точно в том же самом – в очернении! Совки страшно разобиделись на то, что Пастернак «очернил историю»: тогда ведь было принято изображать Гражданскую войну как торжество справедливости, мира и прогресса – а Пастернак, гад, изобразил Гражданскую и «красных» безо всякого пиетета и даже с отвращением.
А теперь Звягинцев изобразил посконную Россию в социальном плане безо всякого пиетета и даже с отвращением. Что и вызвало совершенно одинаковый вой в том и другом случае – «Свинья! Он гадит там, где ест!» и т.д. Небольшая разница в том, что тогда критики переживали за «поруганные идеалы Революции», а теперь, значит, за оболганную Мурманскую область и вообще «за русских».
Занятно, что и отвечать Звягинцев может в том же ключе, что и Пастернак тогда:
Что ж посмел я накалякать,
Я, охальник и злодей?
Я весь мир заставил плакать
Надо красой страны моей…
И т.д.
В эстетическом плане меня больше всего угнетают не эти в очередной раз «обиженные» (сколько ж идиотов!), а какая-то непроходимая, тупейшая вторичность происходящего. В самом деле – ну что это за заколдованный мир такой? Почему все по кругу? Какой-то неизбывный детский сад: «нас неправильно изобразили, а на самом деле мы хорошие, белые и пушистые».
Хоть раз бы отреагировали без этих соплей, со здоровым детским любопытством: «А что – хорошая книга? А что – хороший фильм? Надо посмотреть! Надо прочитать!» Надоесть ведь должно однообразие, елки-палки...
|
</> |