Жить без времени

Суть его заключается в следующем: перестать употреблять глаголы to be и to have, кроме, разумеется, тех случаев, когда они необходимы как связки.
Оно стоит на идее, что человек не может «быть» или «иметь» – он может только делать, то есть действовать определённым образом. Приучившись говорить и думать в таких понятиях, в самом деле начинаешь по-другому смотреть на всё.
Я тоже хочу предложить своим читателям такое упражнение.
Откажитесь от слова «время». Замените его теми понятиями, которые это слово в действительности обозначает в вашей речи.
В быту «время» – это, как правило, синоним важности или приоритета.
«У меня совсем нет времени» = «больше важных дел, чем я могу выполнить».
«Нет времени на это» = «есть более важные дела».
«Ты тратишь моё время» = «отнимаешь возможность заняться чем-то более важным».
«Постараюсь найти свободное время» = «займусь этим, если не будет более важных дел».
«У меня слишком много свободного времени» = «нет дел, которыми я бы хотел (или мне необходимо) прямо сейчас заняться».
«У него слишком много свободного времени» = «он занимается не тем, чем, по моему мнению, стоило бы».
В сутках у всех одни и те же двадцать четыре часа, и взять откуда-то ещё хотя бы секунду не в человеческих силах. Различается только то, чем эти двадцать четыре часа у нас заняты – а они заняты всегда и полностью, пусть даже ничегонеделанием.
Поэтому нельзя «найти время» для какого-то занятия, можно лишь начать делать именно это дело вместо какого-то другого.
Ещё «время» может обозначать ситуацию, положение вещей. В этом смысле оно может быть подходящим или неподходящим, хорошим или плохим, «нашим» и «не нашим».
«Придёт моё время» = «положение дел ещё изменится в мою пользу».
«Сейчас не время» = «не та ситуация, чтобы действовать таким образом».
«А вот в наше время...» = «в том миропорядке, который для меня более привычен».
В философском же смысле «время» – синоним перемен. Мир постоянно меняется, и люди придумали время, чтобы измерять, упорядочивать и осмысливать эти перемены.
Скорость течения времени – скорость изменения.
Остановить время – остановить перемены.
Обратить время вспять – запустить изменения в обратную сторону.
Вернуться в прошедшее время – откатить систему до предшествующего состояния.
Пребывать вне времени – не меняться ни в каком аспекте.
Кстати, эту логику вполне постигли некоторые христиане. Атеисты часто задавали им вопрос: если праведники в раю вечно празднуют и восхваляют Господа, то как они не умирают от скуки? А если грешники в аду мучаются вечно, то не получится ли, что со временем они привыкнут к этим мучениям и смогут игнорировать их?
Нет – отвечают христиане. Не получится так. На том свете нет времени = нет перемен.
Скука появляется, когда твоё окружение остаётся неизменным, а вот сам ты уже изменился, и тебе нужны новые ощущения, больше соответствующие твоему новому состоянию и другим желаниям. Если же ты сам не меняешься, то и происходящее никогда не надоест тебе.
Восхваление Господа, которым занимаются в раю праведники – не действие, которое они повторяют раз за разом, день за днём, а состояние, в котором они вечно и неизменно пребывают.
И точно так же грешникам не удастся привыкнуть к адским мукам. Они не меняются, и каждое ощущение остаётся для них столь же острым, как и в первый миг. Вечное мучение – это тоже состояние, а не процесс.
Там даже не получится мерить время часами, днями и годами. Когда всё неизменно, то нет и вех – регулярно повторяющихся событий, которые можно считать и с которыми сравнивать продолжительность всех остальных.
Упражнение, по моему опыту, чрезвычайно полезное. Оно позволяет сразу же переводить рассуждения о «времени», как о чём-то реально существующем, в плоскость того, что на самом деле реально существует.
Есть у него и побочный эффект – вы уже никогда больше не сможете прежними глазами смотреть на фантастику, посвящённую путешествиям во времени. Она будет неприятно царапать вас своей нелогичностью.
Но это тема для другого разговора.
|
</> |