Жеваный, но непреклонный
vikond65 — 05.03.2023Ровно 95 лет назад, 5 марта 1928 года, в Англии впервые поднялся в воздух прототип тяжелого военно-транспортного самолета, получившего гордое наименование "Инфлексибл", что переводится как "Непреклонный". На тот момент он являлся крупнейшим в мире аэропланом, размах его крыла достигал 48 метров. Самолет был построен по прогрессивной технологии - целиком из дюралюминия с гладкой металлической обшивкой. Однако, как выяснилось на испытаниях, технология эта была еще не отработана.
Автор проекта - немецкий инженер Адольф Рорбах, который предложил свою разработку англичанам из-за наложенных на Германию версальских ограничений, запрещавших ей строить тяжелые многомоторные аэропланы, способные применяться в качестве бомбардировщиков. В Британии самолет заинтересовал авиастроительную фирму "Бердмор", которая взялась за постройку прототипа, надеясь предложить его Королевским военно-воздушным силам.
Машина получилась дорогой и сложной, ее постройка затянулась почти на три года, но к началу 1928-го самолет был готов. Испытания показали, что он получился вполне "летучим", однако, устойчивость и управляемость на низких скоростях были признаны недостаточными. Также явно недостаточной оказалась жесткость фюзеляжа и хвостового оперения.
Из-за знакопеременных аэродинамических нагрузок фюзеляж изгибался, а от этого его тонкая дюралевая обшивка коробилась и после нескольких полетов стала напоминать мятую ткань. Чтобы этого избежать требовалось либо увеличить либо толщину обшивки, либо - частоту элементов каркаса, к которым она приклепывалась. Но это неизбежно влекло за собой утяжеление конструкции, а весовая отдача машины (соотношение собственной массы с массой полезнойй нагрузки) и так была не очень высокой.
При собственном весе в 11 тонн "Непреклонный" поднимал 5,5 тонн, включая топливо и экипаж. Для сравнения, советский тяжелый бомбардировщик ТБ-3 при такой же собственной массе мог поднимать почти 9 тонн, а его жесткость и прочность не вызывали претензий.
В общем, гигант, опередивший свое время, не заинтересовал английских военных, так и оставшись в единственном опытном экземпляре. Уже в 1930 году его разобрали и отправили в металлолом. На заставке - "Инфлексибл" в начале испытательного цикла. Обшивка пока еще относительно ровная.
"Инфлексибл" был окрашен в стандартный для тогдашних британских ВВС зелено-оливковый защитный цвет.
"Инфлексибл" в полете.
Адольф Рорбах и группа его коллег возле "Инфлексибла", обшивку которого уже заметно "повело".
"Инфлексибл" на аэродроме Мартлшем-Хит.
К моменту завершения летных испытаний самолет стал выглядеть весьма неказисто.
|
</> |