Трофеи проигранной войны
vikond65 — 03.03.2023Однако никто так и не не вспомнил сегодняшнюю историческую дату. Ровно 105 лет назад, 3 марта 1918 года, в Брест-Литовске был подписан мирный договор между Россией, Германией, Австро-Венгрией и Турцией, который вывел нашу страну из Первой мировой войны и позволил большевикам удержать власть. Принято считать, что никаких материальных выгод от "похабного", по словам Ленина, Брестского мира Россия не получила, но это не совсем так.
Уже в ноябре того же года, в соответствии с условиями Компьеньского перемирия, германо-австрийские войска начали поспешно уходить из Украины, Прибалтики и Белоруссии, бросая вооружение и военную технику. За ними по пятам шла Красная армия, захватывая богатые трофеи, среди которых, помимо прочего, было много десятков современных и вполне исправных боевых самолетов, изрядно пополнивших советский военно-воздушный флот.
Немцы не эвакуировали их в Германию, поскольку, согласно требованиям того же Компьенского перемирия, их все равно пришлось бы уничтожить или сдать представителям стран Антанты. Далее - небольшая подборка фотографий и цветных рисунков этих машин.
Двухместный боевой самолет LVG C.V где-то в степях Украины весной 1919 года. У нас эти аэропланы называли "Эльфауге". Данная машина принадлежала 24 разведывательному отряду РККВФ. Обратите внимание, что на фюзеляже и на хвосте германские кресты закрашены красными или черными кругами, но на крыльях они остались.
Аварийная посадка трофейного немецкого разведчика DFW C.V из того же авиаотряда.
Самолет несет те же опознавательные знаки, что и машина на верхнем снимке.
Еще один "Эльфауге" с полностью закапотированным двигателем. На турели в задней кабине установлен ручной пулемет "Льюис" пехотного образца с кожухом. Самолет принадлежал Первому истребительному авиаотряду РККВФ, эмблемой которого являлась изогнутая стрела на руле поворота. Интересно, что никаких других опознавательных знаков на машине не видно. Снимок сделан на Ходынском аэродроме Москвы в августе 1919 г.
"Эльфауге" на ремонте в Центральном московском авиапарке. На самолете весьма своеобразные "контурные" звезды.
Возможно, это только разметка для последующего нанесения красных звезд. Руль поворота, предположительно, окрашен в черный цвет.
.
А этот "Эльфауге" долетел аж до Средней Азии, где он принимал участие в боях с басмачами.
Снимок сделан в 1923 году в Туркестанском военном округе.
Красные летчики позируют возле германского разведчика и легкого бомбардировщика "Альбатрос" С.XII, установленного на лыжи. На руле поворота видна красная звезда в тонкой черной окантовке. Предположительно, фотография сделана в начале 1920-х годов.
Этот "Бранденбург" считался в отряде самой лучшей машиной, а потому именно на нем Веселовский совершил рискованный беспосадочный перелет над территорией красных для доставки секретной корреспонденции Донского правительства адмиралу Колчаку. На борту самолета нарисована авиационная эмблема - пропеллер с крыльями, а также опознавательный знак донской авиации - черный треугольник в белом круге с черной окантовкой.
Вверху - LVG C.V, на котором красный летчик Виктор Ходорович 12 апреля 1919 года совершил первый советский международный авиарейс в Будапешт. Поскольку значительная часть маршрута проходила над вражеской (петлюровской) территорией, на самолете для маскировки оставлены германские опознавательные знаки, чтобы в случае вынужденной посадки экипаж мог выдать себя за немцев. Любопытно, что спустя три месяца после возвращения из Будапешта Ходорович на этом же самолете дезертировал к белогвардейцам.
В центре - цветная прорисовка "Бранденбурга" поручика Веселовского.
Внизу - разведчик "Анасаль", построенный на одесском авиазаводе "Анатра" при австрийской оккупации города. Впоследствии данная машина стала трофеем деникинской, а потом - Красной армии. Ее фотоснимок помещен на заставке.
|
</> |