Женский «неонуар». Два нестандартных решения

топ 100 блогов pasha_popolam15.12.2022


Женский «неонуар». Два нестандартных решения

Сначала вспомним основные принципы рассмотренных ранее неонуаров, условной линейки: «Двойная страховка», «Почтальон…» - «Basic Instinct», «U Turn». Это та самая Femme Fatale, которая собственно является и причиной и следствием и основным орудием. А так же лох усатый, который есть главная жертва, ослепленный, обманутый, обобранный и подставленный. Эта формула заложена в большинство классических нуаров и неонуаров, она оказалась наиболее популярной в кино, как собственно и в литературе и драматургии ибо яркая и эмоциональная. По всей видимости история о коварной черной вдове лежит очень глубоко в сознании мужского населения (возможно с самого каменного века) и будоражит острым чувством опасности, смешанным с эротическим возбуждением.

Женский «неонуар». Два нестандартных решения

Случались однако и попытки отступления от этой генеральной линии. Сюжеты этих двух неонуаров оказались для меня несколько неожиданными. На первый взгляд здесь присутствуют все элементы, есть роковая красотка, влюбленный лох, криминальная подоплека. Но Femme Fatale в этих картинах обманывает привычные ожидания. Оставаясь причиной, она тем не менее не является орудием или говоря другими словами: тетя – зло, и хоть она как ангел и в общем не виновата, но все проблемы все равно из-за нее. Эта очень простая и коренящаяся глубоко в сознании мысль, вероятно и послужила вдохновением для создания конкретно этих двух картин. Точнее трех, потому что я вспомнил еще и прототип – классический нуар 1944 года, но о нем в самом конце.

Женский «неонуар». Два нестандартных решения

Начнем с самого позднего из трех. Это «Sea of Love» «Море любви», выпущенный в 1989 году, за год до «Молчания ягнят». Картина была поставлена на студии Universal Гарольдом Беккером. Главные роли сыграли Аль Пачино и Эллен Баркин. В жанровом смысле фильм начинается как чистый полицейский триллер-детектив. Однако практически сразу же уходит в область нуара. Этот переход всецело лежит в образе детектива Аль Пачино – полицейского явно перегоревшего на работе в городке Нью Йорк, а ближе к середине окончательно принимает форму «женского неонуара», благодаря Баркин. Тут надо отметить очень точную игру обоих, а так же обилие эротики.

Женский «неонуар». Два нестандартных решения

Так вот, когда фильм довольно резво движется к проверенному классическому финалу, он делает неожиданный кульбит, переводя концовку в мелодраму. Это и выносит его за пределы «классики», т.е. зритель-то понимает что весь сыр-бор из-за блондинки, но и она вроде не при чем. Хотя осадочек остался. Аль Пачино реально рисковал жизнью из-за бабы, причем ссыковал, но все равно не унимался. К тому же он отпустил негра-правонарушителя, а это уже совсем вразрез с «кодексом хейса». Вероятно все эти составляющие очень сильно потрафили аудитории. Фильм собрал рекордную кассу, окупив затраты более чем в пять раз. И вместе с тем, он до сих пор остается одним из самых нестандартных неонуаров в американском мейнстриме, этакий проблеск в 90е, сулящие Америке выход из кризиса и сытую жизнь.

Женский «неонуар». Два нестандартных решения

Еще более нестандартным неонуаром, лично для меня стал «Night Moves» 1975 года, довольно неуклюжие «Ночные ходы» в нашей локации. Фильм снятый Артуром Пенном в 1973 году, т.е. еще до «Китайского квартала». В этой связи стоит отметить, что если бы я не знал что фильм пролежал на полке два года, я бы подумал что именно им вдохновлялся Полански. Кстати сказать, как и большинство неонуаров 70х, «Night Moves» катастрофически депрессивен, без всяких проблесков. Это обусловлено не только Уотергейтом и экономическим кризисом, но и общим культурным переломом, связанным с «закатом эпохи 60х».

Женский «неонуар». Два нестандартных решения

Картина с довольно затейливым детективным сюжетом, многими персонажами, рваным темпом, неожиданным переходом и странным, футуристическим финалом. Джин Хэкмен здесь не шериф, а наоборот частный детектив, явно не на месте. Чувак почти интеллигент, он увлекается шахматами, к тому же его жена изменяет и вообще жизнь дала трещину. Уйти от тупиковой ситуации Хэкмену помогает командировка во Флориду, где надо отыскать и вернуть сбежавшую от мамаши-стервы малолетку Мелани Гриффит. Хэкмен поглощенный собственными проблемами, а так же явно запавший на подвернувшуюся под руку красотку Дженнифер Уоррен, упускает скрытую под лицемерной дружеской маской, опасную криминальную игру.

Женский «неонуар». Два нестандартных решения

В фильме много символики. Молодые Гриффит (нимфетка-хиппушка) и Вудс вляпавшийся в криминал, это молодое поколение – потерянное и приговоренное. Мамаша – бывшая актриса, ее муж-контрабандист и режиссер-убийца, это поколение 40-50х – выродившаяся богема. Хэкмен представляется как думающая, но пребывающая в разобранном состоянии часть общества. Название представляет собой метафору с подтекстом, как-то скрытый шахматный ход (в данном случае упущенный) и романтические похождения налево, и все это вкупе как общий интеллектуальный и нравственный упадок. Общая атмосфера фильма становится более понятной, если ближе познакомится с реальной общественной обстановкой в США 70х и особенно в регионах юго-западного и юго-восточного побережья.

Женский «неонуар». Два нестандартных решения

Один из особняков в Лос-Анджелесе, где проходили съемки, принадлежал Филу Кауфману, печально известному в связи с обстоятельствами смерти Грэма Парсонса. В день съемок, полиция как раз приезжала за Кауфманом, в плане снятия показаний (кстати не давших ничего). В связи с инцидентом, вспоминают слова Артура Пенна сказанные Хэкмену: «Чувак, мы снимаем не тот фильм», впрочем возможно Пенн и сам не до конца понимал насколько близок его «Night Moves» к реальной действительности. Что же касается интересующей нас темы «женского неонуара», то тут роль роковой красотки исполнила Дженнифер Уоррен, сама ставшая жертвой в итоге. И это уже почти по «кодексу хейса».

Женский «неонуар». Два нестандартных решения

Фильм был явно затерт в прокате и прошел незамеченным, однако со временем вошел во многие рейтинги. Лично для меня картина редкий раритет, затерявшийся в наслоениях грунта. А вот что касается того откуда растут ноги у обоих этих фильмов, то разгадку можно получить, хотя бы частично ознакомившись с фильмографией Фрица Ланга. «The Woman in the Window» «Женщина в окне» 1944 года, с Робинсоном и Джоан Беннетт. Один из самых основных нуаров, оказавших влияние на жанр, его сюжет – воплощенный страх мужика старше-среднего возраста, глубоко обремененного семьей, карьерой, но еще не похоронившего дух авантюризма.

Женский «неонуар». Два нестандартных решения

Робинсон – некий профессор психологии, отправивший семью на отдых и пропустивший лишнюю рюмку по этому поводу. Само-собой тут как черт из табакерки появляется красотка Беннетт, готовая продолжить знакомство у нее дома. В этот самый момент сюжет и делает ту самую петлю где Femme Fatale становится причиной серьезных криминальных осложнений. Труп, расследование, цепь трагических случайностей, шантаж, электрический стул как перспектива. Альтернативный финал, ставший окончательным вариантом, можно рассматривать как ироничный ответ «кодексу хейса» и вместе с тем маркирующий переход от стагнации к подъему. В этом контексте можно считать «Женщину в окне» практически полной аналогией «Морю любви». Таким образом замыкается круг общественного развития и кинематографа как его отражения.

Женский «неонуар». Два нестандартных решения

1992. Basic Instinct
1987. Fatal Attraction
2002. Femme Fatale
1983. «Четвертый мужчина»
1987. «Черная вдова»
1981. Body Heat
От «U Turn» до «Red Rock West»
1984 «Against All Odds» «Несмотря ни на что»
1995. «Payback»

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Все это мы уже проходили. К сожалению, мы это проходили не один раз и никто никаких выводов не сделал. Так что я сегодня не буду толерантным. Нет ни желания, ни сил. Двенадцать погибших мирных жителей под Волновахой вполне достаточный повод для потери толерантности. Приемы не меняются - ...
Я всё-таки выскочила на улицу. Но ветееееееррр!! ...
Наши паромные переправы на маршруте Хельсинки-Таллинн, к сожалению, не обладают шармом полноценного морского круиза, ибо рутинны. Но это, конечно, только для тех, кто вынужденно пересекает по работе пространство Финского залива каждую неделю. ...
Несложно было догадаться, что "дедовский" метод старых генералов Трампа сработает безотказно. Он надежен, как швейцарские часы, и ароматен, как бельгийский шоколад. Этот метод я назову "запугай и продай", и действует он абсолютно на всех. Когда-то давно его называли "разделяй и ...
Гигантский французский банк BNP Paribas уже более десяти лет находится в чрезвычайно сложном наследственном споре с итальянской бизнес-династией. Теперь принцесса Камилла Крочиани де Бурбон- Сицилийская-дочь промышленника Камилло Крочиани-надеется положить конец спору о трастовом фонде в ...