Peter Yates. Шесть фильмов на любой вкус
pasha_popolam — 05.12.2022Начнем с начала. Детектив, потом военный, и дальше, комедийный, авантюрный, драматический и фантастический. Где еще вы найдете такой разброс по жанрам?... Просто Питеру Йетсу нравилось снимать в разных форматах, к тому же он считал что снимая в одном жанре неизбежно придешь к стагнации, тебя обойдут конкуренты а потом затопчут критики. Возможно он был прав, но это не точно.
Питер Йетс был британско-подданным, отпрыском военного, он
начинал с нуля, закончив академию драмы и балета. В 50х он
занимался монтажом и дубляжом, а потом переквалифицировался в
помощники режиссера. Как у всякого нормального англичанина, у Йетса
конечно же было хобби. Он увлекался гонками, одно время даже был
импресарио у Мосса и Коллинза. И видимо в этом казусе есть как
говорят англичане, некое провидение. Именно автомобильные покатушки
помогли Йетсу подняться на самую вершину пищевой голливудской
пирамиды.
В 60х Йетс поставил в Англии всего три фильма, однако последний «Ограбление» 1967, именно своей сценой погони зацепил МакКуина. В то время позвать англичанина снимать боевик было в Америке верхом легкомыслия, однако МакКуин вцепился в Йетса мертвой хваткой. Фильм назывался «Bullitt». Он был поставлен Йетсом на студии McQueen's Solar Productions совместно с Warner Bros.-Seven Arts. Главную роль детектива Буллита, само собой исполнил сам МакКуин. Фильм представляет собой остросюжетный детектив, по роману 1963 года «Немой свидетель» Роберта Л. Фиша.
Выпущенный в 1968 году фильм порвал всех: прокат, зрителей, критику. Это случилось благодаря реалистичному повествованию, брутальной игре МакКуина и одной сцене погони на Мустанге и Додже, через улицы Сан Франциско. Сцена длилась чуть больше десяти минут, на скорости доходившей до 180 км/ч. За рулем находился сам МакКуин, иногда замененный каскадером. Эпизод по сию пору считается оказавшим наибольшее влияние на кинематограф данного рода. Оригинальный, участвовавший в съемках Мустанг был выкуплен и переходил из рук в руки, пока не был продан в 2020 году за рекордные 3,7 млн.
Между тем, говоря о самой картине, стоит признать что она действительно производит впечатление. Тут вы не увидите никакой социальной фантастики. Экшн-эпизоды максимально реалистичные. Снято все в натуральных локациях, даже в сценах в больнице принимал участие настоящий медперсонал. Все это очень органично легло на манеру игры МакКуина. В итоге получился фильм по-британски реалистичный и атмосферой близкий классическому нуару.
Картина подняла огромную кассу, при бюджете 4 млн, выручка составила 42млн. Ее захвалили критики и засыпали наградами. На волне успеха Йетс подписал семилетний контракт со студией Mirisch Company. Чудак мечтал снять Дон Кихота, но встретил глухое непонимание. Поэтому в 1970 году Йетс снял военный боевик «Война Мерфи» «Murphy's War».
Картина по роману английского писателя Макса Катто, была поставлена совместными усилиями американцев и англичан - Panavision, Hemdale и Paramount Pictures, всего за 5 млн. Представьте, за эти деньги фильм снимали в Венесуэле, в Англии и на Мальте. В главных ролях снялись Питер ОТул, его жена Шин Филлипс и в придачу Филипп Нуаре. В качестве реквизита использовались реальная подводная лодка, гидроплан и плюс еще большой десантный корабль времен Второй Мировой. Шутка ли, ради такого праздника Йетс отказался от съемок «Крестного отца».
Суть басни в противоборстве британского моряка ОТула и целого экипажа немецкой подлодки в самом конце войны схлестнувшихся в устье реки Ориноко что в Венесуэле. Дело в том, что злые нацисты потопили британский корабль и перебили весь его экипаж, но выжил один ОТул. ОТула откачала миссионерша, а сторож местной нефтебазы Нуаре помог ему в ремонте подбитого гидроплана. Между тем война окончилась и успокоенные немцы расслабились, расположившись неподалеку. Они глупые не догадывались, что рядом злой ОТул разрабатывает план жестокой мести, наплевав на капитуляцию.
Что тут скажешь, картина очень живописная. Один только эпизод с обучением ОТула пилотированию чего стоит (он кстати все трюки исполнял самостоятельно). Прекрасные съемки карибских красот, опять же. С драматизмом тоже все в порядке. Нацисты холодно жестокие, даже никого не изнасиловали, только расстреливали. Француз Нуаре трусоват. Миссионерша добрая и миролюбивая. Питер ОТул удивляет всех, он горит жаждой крови аки фараон. В финале начинает казаться что в него вселился кровожадный ацтекский демон.
С технической, да и с логической стороны фильм конечно далеко не идеален. Он полон условностей, натяжек и нестыковок. По здравому размышлению он больше похож на басню или на притчу, что несколько входит в противоречие с подробной технической детализацией. Но фильм красивый и не лишен идеи. Вот только современники его совсем не оценили. Картину буквально заклевали критики, возможно им не понравилось изображение англо-саксонской упрямой воинственности. Короче, фильм пролетел в прокате, но его смело можно рекомендовать любителям винтажных ламповых приключенческих лент.
В начале 70х, Йетс наснимал довольно приличное количество фильмов. Были там авантюрные комедии с Редфордом, эксцентрические комедии со Стрейзент, а так же просто криминальные драмы, но мое внимание привлекла черная комедия о службе медицинской скорой помощи Лос Анджелеса, с Кейтелем, Рейчел Уэлш и Биллом Косби. Фильм назывался «Mother, Jugs & Speed», что наши локализаторы креативно перевели как «Маманя, Бюст и Живчик». Как и название фильм довольно фривольный для голливуда 70х. Его поставили в 1976 году при патронаже 20th Century Fox. Сценаристом и продюсером был Манкевич.
Речь в картине идет о небольших фирмах по оказанию срочных медицинских услуг, конкурирующих между собой за клиентов. Для нас это смотрится несколько диковато, когда перед тем как оказать помощь, некий черный фельдшер озвучивает цену и спрашивает подтверждение на оплату. Однако весь процесс в условиях американского мегаполиса 70х, с его наркошами, преступностью и нищетой, порождает массу ситуаций на грани фола. Из них собственно фильм и состоит.
«Мамаша» это чернокожий водитель – ветеран и авторитет, «Живчик» - новый сотрудник с темным прошлым, которого играет Кейтель, а «Бюст» - Рейчел Уэлш, девица с амбициозными замашками, желающая перейти из диспетчеров в доктора, причем доктор американской скорой должен еще и машину водить. Помимо сложных взаимоотношений в коллективе, картина содержит совершенно дикие моменты, с убийствами, изнасилованиями, перестрелками и покатушками с полицией. Удивительно как такое вообще пустили в прокат, хоть даже и ограниченный. Позже фильм хотели переделать в сериал, основательно смягчив, но продолжение идея не получила.
Со следующим фильмом у меня лично связана масса воспоминаний. Отлично помню его в советском прокате, хоть и было мне тогда лет десять. Все мои сверстники тоже были в полном отпаде. Полуголые ныряльщицы, драки, взрывы и самое чумовое – огромная страшная мурена, зверь о котором мы и слыхом не слыхивали. «The Deep» «Бездна» - картина которая привлекла в прокате Союза почти 40млн зрителей, в то время как в США всего 21млн, хотя по американским меркам это был отличный результат. «Бездна» собрала почти 50 млн баксов, при затратах в 9млн.
Правда 3 млн из них были потрачены на агрессивную рекламу на ТВ и в журналах Playboy и Penthouse, с Жаклин Биссет в мокрой футболке. Что бы сделать подводные кадры правдоподобнее, главных героев научили нырять с аквалангами, и кроме того тройке главных исполнителей заплатили по 200 000 каждому, а Шоу 650 000. Думаю что хорошие гонорары несколько успокоили Жаклин, возмущенную своим откровенным нарядом в рекламе.
Речь идет о любителях дайвинга – Жаклин Биссет и Ник Нолти, ныряющих в районе Бермуд. Молодые люди натыкаются на затонувшее судно времен Второй Мировой, забитое боеприпасами и ампулами морфина. Странным образом, на обломках, парочка находит медальон 18 века. К авантюре подключается местный авторитет Роберт Шоу, а так же банда контрабандистов с Гаити. Все по-взрослому. Эпизод схватки белого и черного здоровяка запоминается надолго. Ко всему прочему, вообще фильм потрясающе снят, подводные съемки можно считать каноническими. По напряженности фильм настоящий триллер и до сих пор смотрится вполне на уровне.
Насобирав бабла с «Бездны», Йетс поставил свой самый успешный фильм «Отрыв» о выпускниках. Картины о выпускниках это вообще болезненная слабость американцев. Фильм получил целую кучу «оскаров» и прочего, но меня особо не заинтересовал. Так что отложим его до лучших времен. А пока обратимся к фильму 1983 года, который Йетс поставил «чисто для души», в Англии с английскими актерами. Это производственная драма о театре «Костюмер» «The Dresser» 1983 года.
Вообще, «Костюмер» это пьеса, для Британии она имеет особый статус. Пьесу написал некий Рональд Харвуд в 1980 году, на основе собственных переживаний, будучи на службе в труппе Дональда Вулфита – очень известного театрального деятеля 30-60гг. Фильм имел оглушительный успех по обе стороны океана, но со временем остался значимым только в Англии. Недавно, в 2015 году пьесу переэкранизировали для ТВ, с Хопкинсом и Маккелленом, но ее я не видел и поэтому ограничусь фильмом Йетса.
Фильм практически камерный. Все действие разворачивается в гримерной или за кулисами. Время действия 1942 год, спектакли проходят под бомбардировками. Основные персонажи престарелый ведущий актер и его ассистент. На 90% картина состоит из диалогов этих двух персонажей или с их одновременным участием. Ведущий актер которого называют просто Сэр, порядочно помят. Виной всему возраст, характер перфекциониста, эмоциональная невоздержанность и время тяжелое для представлений. В объявленном на вечер спектакле Сэр играет короля Лира, но его состояние вызывает большие сомнения. Поставить на ноги Сэра больше всех заинтересован его ассистент-костюмер, поскольку не видит свою жизнь в отрыве от этой работы.
Надо сказать что фильм очень не прост. Имеет в основе довольно серьезные размышления, и не одно, и не только о театре. Игра Альберта Финни и Тома Кортни самого высокого уровня. Это конечно драма в самом шекспировском смысле, но напичканная изрядным количеством комичных эпизодов. Некоторые места просто удивили «ненавязчивым английским юмором». Реально хороший фильм, зашел и критикам и зрителям, и заработал немного фунтов стерлингов. В том же 1983 году Йетс реализовал амбициозный фантастический проект «Крулл». Фильм обязан был конкурировать со «Звездными войнами», но что-то пошло не так.
Изначально «Крулл» являлся чисто продюсерским проектом от Columbia. Его цена на тот момент была рекордно высока, 30 млн долларов. Фильм снимали в Англии и Италии, а так же в нескольких закрытых голливудских студиях. В аналоговые спецэффекты вложили огромное количество труда и здоровья. Персонал мерз в холодных павильонах, тонул в искусственных водоемах, а главный персонаж едва не погиб, задавленный огромными декорациями. Съемки шли долго, сценарий переписывался. Йетс вначале воодушевленный новым опытом, по мере съемок сдулся настолько, что просто плюнул и уехал в отпуск на Багамы.
Но фильм все же был до снят, от рекламирован и выпущен в прокат. «Крулл» представляет из себя некую помесь фентези и народной сказки, с добавлением фантастических элементов. Действие происходит на некоей планете Крулл, напоминающей средневековье, с разными циклопами, ведьмами и разбойниками. В этот мир вторгается некий инопланетный Зверь, завоеватель на летающем замке, напоминающем обычную скалу. Армия Зверя, вооруженная копьями-бластерами начинает дико тиранить местное население. Все эти безобразия правда остаются за кадром, до того момента когда завоеватели вваливаются прямо на свадьбу молодых принца и принцессы. Принц и принцесса очень ответственные молодые политики, они намерены скрепить брачными узами два королевства, для отпора Зверю, но не успевают. Вся аристократия перебита, принцессу забрали для Зверя, и остался один израненный прынц, для того что бы таки совершить подвиг. Вот такая классическая завязка.
Не могу сказать что фильм полный отстой, там есть неплохие идеи и некая атмосфера, но в массе отдельных эпизодов он явно подкачал. Летающая скала слишком примитивна, ей явно не хватает детализации. Образы многих мифических персонажей банальны и невыразительны. Внутренним декорациям замков и той же скалы, не хватает стиля и фантазии. Главному герою не хватает брутальности, принцессе не хватает сексуальности. Сюжет прямой как копье, неожиданно обрывается на середине, а его продолжение надуманно и неорганично.
Из плюсов можно отметить некоторые находки в дизайне воинов, хорошие батальные сцены, игру некоторых актеров второго плана, эпичные натурные съемки. В общем фильм хороший, но народу не зашел. Фирма потеряла около 15 млн на этом «Крулле». Однако со временем фильм стал пользоваться нездоровым интересом фентези-фанатов, и теперь довольно известен в узких кругах. Можно было бы порекомендовать его детям школьного возраста, но боюсь он зайдет только детям 80х, не вышедшим из того возраста. Потому как современные, боюсь вконец испорчены «Трансформерами» и «Человеком из железа».
Ну а что касается Йетса, то он еще снимал чуть не до 2000 года, правда заметных успехов не добился. Но своего «Дон Кихота» все же поставил, хоть и на телевидении. Новые технологии 00х, требовали компьютерной грамотности, а это пугало старика, привыкшего к ламповым технологиям. Йетс умер в 2011 году от сердечной недостаточности. Ему было 81 год.