Женщина земная, верная, надежная: как война повлияла на моду в СССP
nash_dvor — 01.03.2023
Грузинская ССР. Батумский ботанический сад, 1952 год
В 1940-е легкая промышленность работала на фронт — было не до
нарядов. Но война повлияла на формирование новых канонов женской
красоты. О том, почему стали популярными широкие плечи и белые
воротнички, как власть использовала моду в политических целях и
зачем носили тюрбаны, — в этом посте.
Западное влияние
Кадр из фильма "Девушка моей мечты" (Die Frau meiner Träume) —
цветной немецкий музыкальный кинофильм 1944 года режиссёра Георга
Якоби. По окончании войны в числе трофейных фильмов оказался в
СССР, вышел в прокат и пользовался огромным успехом
К СССР присоединились территории с развитой легкой
промышленностью: Западная Белоруссия, Западная Украина, Выборг,
Бессарабия, Прибалтика. Советские граждане познакомились с мировой
модой. Ригу тогда называли "маленьким Парижем": оттуда привозили
дефицитные чулки, белье, духи и меха.
Кадр из фильма "Девушка моей мечты"
"Можно сказать, что в первые послевоенные годы была такая еле
заметная оттепель, — рассказывает доктор исторических наук,
профессор ЕУСПб Константин Ерусалимский. — Западные страны
воспринимались как союзники, хотя на дипломатическом уровне уже
началась холодная война. Сталину важно было показать всему миру,
что СССР — миролюбивое, открытое государство. Доктрина эта
продвиглась в том числе за счет моды".
Отдел "Меха" в магазине ЦУМ (Центральный универсальный
магазин). Москва ,1948 год.
В кинотеатрах показывали трофейные фильмы — "Индийская
гробница", "Охотники за каучуком", "Тоска", "Чио-Чио-сан", "Девушка
моей мечты". Это тоже влияло на бытовую культуру. Из освобожденной
от нацистов Европы привозили и готовую одежду — ее продавали на
барахолках
.
Дом моделей — начало новой эпохи
Продавец отдела мужской одежды демонстрирует покупателю товар в
универсальном магазине на Новоподмосковной улице Москвы. 1957
год
В 1944-м в столице открылся Дом моделей на Кузнецком
Мосту.
Советская мода сезона весна-лето 1954.
Предполагалось, что там лучшие художники будут создавать
лекала для швейных фабрик, но предприятия не спешили выпускать
сложные модели. В послевоенное время хорошо уходила с прилавков
любая одежда — даже простых фасонов и из дешевых материалов.
Ансамбль для летнего отдыха.
С развертыванием холодной войны центр моды стал инструментом
политического противостояния с Западом. Советская швейная
промышленность должна была продемонстрировать эффективность
социалистической системы.
Девушка-подружка
Война вытеснила образ гламурной дивы 30-х — субтильной и
легкомысленной дамы с белым завитком на лбу, мушкой над губой,
горжеткой на плече и мундштуком в руке. В моду вошла женщина
земная, верная и надежная, которая дождется с фронта и справится с
мужскими обязанностями, — олицетворение добродетели и силы.
Лидия Смирнова в роли Шурочки в фильме "Моя любовь"
(1940)
Женщины танцуют на улицах Москвы в честь Дня Победы 9 мая 1945
года.
Освобожденные жители латышской деревни преподносят цветы члену
Военного Совета II Прибалтийского фронта генерал-лейтенанту
Владимиру Николаевичу Богаткину. Великая Отечественная война
1941-1945 гг.
Уволенные в запас военнослужащие гуляют с девушками, 1956
год
"У каждого десятилетия — свой женский образ, — объясняет член
высшего экспертного совета кафедры "Имидж и стиль" Академии
социальных технологий Инесса Трубецкова. — На протяжении всех 40-х
война витала в воздухе — и это отражалось на типажах и моделях,
востребованных в обществе".
Поезд с комсомольцами-добровольцами отправляется на стройку в
Норильск, лето 1956 года.
Это отразилось в силуэтах, прическах, макияже. В моду вошли девушки
крепкие, статные, с подчеркнутыми формами.
Людмила Целиковская и Павел Кадочников в фильме "Повесть о
настоящем человеке"
Акцент на плечи
Подплечники в 40-е вшивали как в женские вещи, так и в
мужские.
"Это мужественность чистой воды! — говорит Трубецкова. — Все
мужские обязанности легли на женские плечи, поэтому они стали шире.
Пиджак — по определению атрибут мужского гардероба, а в таком
гипертрофированном варианте — тем более. Женственная вещь — это
скорее жакет с покатыми плечами, который войдет в моду в 50-е".
Передовики сельского хозяйства на ВСХВ в Москве, 1954
год
В моду вошли платья и блузки с рукавом-фонариком. Их часто
надевали под сарафаны. Некоторые специалисты рассматривают тренд
как еще одно проявление запроса на женскую силу. Другие объясняют
его популярностью испано-латиноамериканского стиля и
культуры.
Стиль милитари
Военная форма, телогрейки, кирзовые сапоги — все это в
послевоенные годы надевали и женщины. Одежды не хватало, главной
ценностью считалась износоустойчивость, а не красота, поэтому в ход
шла и солдатская экипировка.
Фронтовая бригада артистов, 1943 год
Для мужчин же носить форму вне службы было модным — образ
военного был на пике популярности в СССР вплоть до
перестройки.
Стиль милитари проявлялся в таких элементах, как накладные
карманы, погоны, штрипки.
Романтичный стиль
Чтобы хоть как-то подчеркнуть женственность при таком
грубоватом силуэте, одежду часто украшали цветочными вышивками,
рюшами, бантами, бусами, брошами.
Демонстрация платья из креп-жоржета, 1954 год
Звезды любили блистать в меховых накидках из норки и горжетках
из чернобурой лисы.
Тюрбан
Тюрбан — еще один атрибут роскошной жизни и возможность
подчеркнуть высокий социальный статус. Такой головной убор часто
носили оперные дивы и представители творческой интеллигенции.
Обычные женщины завязывали на восточный манер платки и шарфы.
"Это довоенная традиция, связанная со стилем ар-деко и
дягилевскими сезонами, — рассказывает Константин Ерусалимский. —
Если посмотреть на послевоенные портреты представителей творческой
интеллигенции, создается впечатление, что они живут в другую эпоху
— в стандартах Серебряного века".
Также были в моде тирольские шляпы, "менингитки" — головные
уборы, напоминающие таблетку, "арбузные корки" — в виде полумесяца.
Загадочности женщине 40-х придавала вуаль.
Слева народная артистка СССР, оперная певица Надежда
Андреевна Обухова на избирательном участке. 1950 год. Справа
кадр из фильма "В шесть часов вечера после войны" (1944) В роли
Вари - Марина Ладынина.
"Шляпы завершали образы с широкими плечами, придавали
женственности и визуально увеличивали голову", — отмечает
Трубецкова.
Этим же стилист объясняет и появление новой формы прически.
Столь модные в предыдущее десятилетие стрижки не уравновешивали
грузный силуэт, поэтому волосы стали длиннее.
Слева Любовь Петровна Орлова - народная артистка СССР, актриса
Государственного академического театра имени Моссовета. Справа
Любовь Орлова после вечерней прогулки на лыжах на своей
подмосковной даче во Внуково. 1955 г.
Красная помада и кудри
Московский парикмахер делает прическу клиентке, 1956
год
Их подкручивали и укладывали, создавая валик в области макушки
или затылка.
Топ-стилист и эксперт моды Иван Субота полагает, что главная
прическа 40-х была заимствована из фильмов. Символом эпохи
по-прежнему оставалась Любовь Орлова, которая, в свою очередь,
вдохновлялась голливудским кинематографом.
Актриса Любовь Орлова
"Были актуальны воздушные кудри без начеса, волосы практически
всегда собранные, — уточняет он. — Очень любили использовать валики
различной формы и объема. Также были в моде собранные низкие пучки
и косы".
"Тренд на красную помаду можно объяснить послевоенным
дефицитом, — считает Субота. — Сделать профессиональный мейк было в
те годы достаточно сложно, даже пудра стала более доступной только
в 50-е. Куда проще накрасить губы красной помадой — и уже
"прибрана".
Белые воротнички
"Столь популярные в 40-е белые воротнички, которые надевали на
платья, давали эмоцию правильности, честности, порядочности — как
раз то, что было особенно востребованным. Ведь первая ассоциация с
этим предметом одежды — школьная форма", — говорит Инесса
Трубецкова.
Слева советская мода сезона весна-лето 1954. Справа в
новосибирской библиотеке 1953 г.
То же можно сказать и о белых носках и гольфах, которые часто
надевали с туфлями и босоножками. Хотя некоторые историки моды
связывают тренд с дефицитом женских чулок.
Платформа
Санаторий "Курпаты". Ялта, Крым, 1950 год
Чтобы уравновесить тяжеловесный силуэт, женщины начали носить
обувь на платформе. Правда, не на такой высокой, как у хиппи
70-х.
По словам Трубецковой, костюм милитари очень приземляет,
широкие плечи, юбка по колено создают увесистый, тяжеловесный
силуэт. А обувь на толстой подошве помогала визуально чуть вытянуть
фигуру.
Отсюда