Ждал, пока девочка вырастет. Бурная личная жизнь, неоднозначный характер Ильи

Илья Репин (1844–1930) — русский художник-передвижник, один из величайших мастеров жизнеописания русского народа, на своих эпических полотнах изобразил Русь во всём её многообразии, не приукрашивая действительность, а заостряя внимание на различных проблемах общества. Подобный подход как раз и отличает его лучшие картины: «Бурлаки на Волге», «Крёстный ход в Курской губернии», «Не ждали» и другие. Писал Репин и исторические полотна, знакомые всем ещё со школьной скамьи.

В своих картинах он часто показывал персонажей в момент их пикового душевного напряжения, и оно было отображено с большой психологической точностью. А ещё Репин как истинный передвижник был актуален для своего времени, писал реальную жизнь и реальные проблемы. Не всем это нравилось, но и поклонников его картин было немало.

Ещё при жизни художника он был признан гением, хотя сам Репин от подобного суждения о своей особе отказывался, называя себя «заурядным художником». Мягкий и покладистый в быту, всегда готовый пойти на уступки, Репин, когда дело касалось искусства, приходил в неистовство. Он мог смириться со многим, касающимся его самого, но за живопись готов был бороться с оппонентами до последнего.
О великом русском художнике Илье Репине мы и поговорим в этой статье.

Впервые краски и кисть Илюше попали, когда тому было 7 лет. Он начал рисовать и позабыл обо всё на свете, лишь бы не прерываться от этого волшебного действа. В итоге от усталости у него пошла кровь из носа, которую не могли остановить несколько дней. Родители даже думали, что он не выживет, но слава богу, всё обошлось.
И в этом случае весь Репин — человек увлекающийся, не знающий меры, когда дело касалось живописи. Как-то он повздорил с ещё одним неистовым художником — Архипом Куинджи, запустил в него чернильницей. А в разговорах с друзьями он любое явление преувеличивал до крайности, в письмах от обилия восклицательных знаков рябило в глазах.
В детстве Илюшу отдали на обучение к иконописцу — вдруг толк будет, раз так рисовать любит и вскоре слава о талантливом юноше разнеслась по всей округе. На поездку в Петербургскую Академию художеств деньги собирали всем миром. Но вот в Академии его работы раскритиковали напрочь и отправили восвояси. Удар по собственному самолюбию был велик, но уже тогда у Репина были свои поклонники — художник Фёдор Прянишников согласился оплатить обучение в статусе вольнослушателя. Впрочем, Репин все замечания учёл, вскоре сдал экзамен и стал учиться наравне со всеми бесплатно.
Учился Репин жадно и старательно. В итоге он закончил академию в числе лучших учеников, получил большую золотую медаль и пансионерскую поездку на 6 лет в Европу. Но ехать туда не спешил — его захватила работа над эпическим полотном «Бурлаки на Волге» и, понятно дело, написать его можно было только в России.

Эта картина была очень успешной, хотя консервативно настроенные критики её нещадно ругали. Зато либералы и прогрессивная общественность хвалили. Впрочем, примерно так было со всеми социальными картинами Репина — они нравились далеко не всем, но всегда привлекали внимание и не оставляли никого равнодушным.
Женившись на Вере Шевцовой, Репин уехал в Европу. Знакомился с европейскими произведениями искусства и писал свои полотна, например, знаменитое «Садко» и менее известную «Негритянку».

А ещё Репин легко мог менять свои взгляды, причём совершенно искренне. В итоге его считали своим не только передвижники, но и представители художественного объединения «Мир искусства» и даже академисты. Он не был «предателем», просто многосторонним человеком, как истинный гений не заклинился на одной теме, благо таланта хватало и на социальное изображение действительности в духе передвижников, и на исторические полотна, и на портреты.

Портреты Репина отличается глубоким психологизмом, Репин мог написать всю внутреннюю сущность человека, все его душевные порывы, но при этом он должен был «полюбить» его. Однако в случае с портретами дам кавычки можно и опустить — в них Репин влюблялся охотно и горячо, не особенно заботясь о мнении общества. Так-то в этом отношении его жене можно только посочувствовать.

Репин, будучи преподавателем Академии художеств, воспитал немало талантливых художников, например, Николая Фешина, Бориса Кустодиева, Филиппа Малявина и других.
Революция 1917 года не стала для Репина точкой разделяющую жизнь до и после, как, к примеру, для Константина Коровина или Зинаиды Серебряковой. Он продолжил жить в своём имении «Пенаты» в финском городе Куоккале и возвращаться в России не спешил, хотя Советская власть звала знаменитого художника обратно. Сталин даже организовал целую делегацию, которая должна была уговорить Репина, объявленного в СССР живым классиком, вернуться, художник её принял, но от предложения отказался, хотя очень тосковал по своей родине. Однако слишком уж неоднозначные слухи ходили о жизни в СССР, Репин боялся не за себя, а за своих близких, где гарантия, что ситуация не переменится и вчерашний любимец не отправится в места не столь отдалённые?

Личная жизнь Репина была несколько своеобразной, но вполне в его духе. Ещё учась в Академии художеств он часто ходил в гости к своему товарищу — Александру Шевцову. У того была сестра — девушка на выданье Соня, ровесница Ильи и все понимающе кивали, узнавая про эти походы в гости: «вот сейчас Илья Репин сделает Соне предложение». Но годы шли, а предложения всё не было. Просто Соня Илью Репина не очень-то интересовала, ему нравилась младшая сестра Александра — Вера, которой на момент знакомства было всего лишь 9 лет. Репин решил подождать, а пока писал её портреты, например, в шестнадцатилетнем возрасте.

Наконец, в 1872 году он женился на ненаглядной Верочке. Вместе они прожили 15 лет, но вряд ли их брак, несмотря на четверых воспитанных детей можно назвать удачным. Репин, из-за своей влюбчивой натуры постоянно изменял жене, да и они были слишком разными — он известный художник, человек очень образованный, а она — любящая тихую, семейную жизнь, не шибко грамотная домохозяйка.
Вторая жена Репина — женщина совершенно иного склада. Суфражистка, общественница, вегетарианка, уже повидавшая мир и побывавшая в США Наталья Нордман. Поначалу они друг другу совершенно не понравились, и Репин просил княгиню Марию Тенишеву, портрет которой он писал, больше «вот эту не приводить с собой». Но потом между Репиным и Нордман возникла настоящая страсть. Репин купил для неё землю в финской Куоккале, где Нордман и обустроила знаменитые «Пенаты», так, как представляла она себе идеальное жилище для художника.

В русской прессе над новой женой Репина смеялись, называли «глуповатой пустышкой, решившей пригреться возле знаменитого и обеспеченного живописца», но это было совсем не так. Её взгляды просто опередили своё время, а в жизни с Ильёй Репиным деньги художника интересовали Наталью в последнюю очередь, не случайно, она просила после своей смерти переписать «Пенаты» на имя Репина, чтобы организовать там его музей.

Картины со смыслом и загадками от современных художников можно найти на сайте галереи artalebrio.com
|
</> |