Жена старше на 10 лет изменяла с молодыми любовниками. Сальвадор Дали — жизнь и
artalebrio — 07.05.2023Сальвадор Дали (1904–1989) — известнейший художник-сюрреалист, скандалист и эксцентрик, мастер своеобразных высказываний о самом себе, окружающих его людях, жизни и творчестве, зачастую не менее интересных, чем его картины. За свою долгую жизнь был женат лишь один раз — случай для популярного, богатого и экстравагантного художника, живущего в XX веке уже достаточно необычный, зачастую знаменитости меняют жён и любовниц как перчатки, наверняка думая, что раз уж повезло всего достичь в этой жизни, то нужно пользоваться этим по полной. Но Дали хватало и нашей соотечественницы Галы. Её он боготворил, она была для Дали всем — музой, женой, и даже культом. О Сальвадоре Дали, его удивительных картинах и русской женщине Гала, сумевшей влюбить в себя без памяти великого сюрреалиста и прожить с ним долгую жизнь мы и поговорим в этой статье.
Кстати, не нужно думать, что Дали писал картины исключительно в художественном направлении сюрреализма. В юности был импрессионистом, пробовал писать в стиле кубизма, а в уже зрелом возрасте — неоклассицизма. Так-то творчество Дали многогранно, как и его жизнь. Как и великий Пикассо Дали постоянно находился в творческом поиске, возможно, потому и создал свои шедевры.
А по большому счёту стать великим художником Дали было предопределено с детства. Он был очень впечатлительным мальчиком, вдобавок родители сделали всё для его творческого развития.
Дали родился в каталонском городке Фигерас, отец работал нотариусом, и весьма успешно, потому семья в деньгах не нуждалась, и родители могли обеспечить своего сына всем необходимым. Правда и баловали его сверх меры, в пять лет ему купили карнавальную королевскую мантию, и маленький Сальвадор с удовольствием её носил, воспринимал подобный наряд как должное. Подобные почести он будет воспринимать как нечто совершенно естественное всю свою жизнь.
Кстати, Сальвадор в переводе с испанского — спаситель. Его мама очень переживала из-за смерти своего первого ребёнка, потому так и баловала своего второго сына, считала его реинкарнацией первого. Часто ходила с ним на могилу, где показывала маленькому Дали могилу его слишком рано умершего братика.
Рисовать Дали начал в 6 лет, родители подобным забавам не препятствовали, даже выделили под них отдельную комнату. Там он и разрисовал все стены, а в 10 лет написал свою первую картину маслом в направлении импрессионизма. В 14 лет — первая выставка картин в родном городе, в 17 — Дали поступил в мадридскую Академию изящных искусств. И студентом он был очень прилежным, не ходил в кино, не гулял ночи напролёт с друзьями и девушками, а после занятий приходил в свою маленькую комнатку и вновь начинал заниматься. Даже в воскресенье шёл в библиотеку и брал каталоги живописцев, тщательно изучал их картины с книг и художественных альбомов. Отец Дали, видя такое стремление сына к учёбе, не на шутку обеспокоился и посоветовал ему гулять на улице и встречаться с друзьями, не зацикливаться только на занятиях. Но Дали его не слушал, по его словам: «мою внутреннюю жизнь, всё это устраивало, а всякие развлечения лишь раздражали». В и этих словах весь Дали — огромные способности, помноженные на запредельную усидчивость, целеустремлённость и работоспособность, полное отвержение любых забав помимо живописи и учёбы.
Но вот Академию Дали так и не закончил, слишком часто стал спорить с преподавателями, сомневаться в их художественном мастерстве. Его таланту и неординарной натуре было тесно в этом учебном заведении, а когда его уволили, он поехал в Мекку всех художников конца XIX-начала XX века — Париж, где сошёлся с Пабло Пикассо и основоположником сюрреализма поэтом Андре Бретоном.
В 1929 году в жизни Дали произошло два важных события — он вступил в ряды общества сюрреалистов и познакомился с Галой. Вообще-то её настоящее имя — Елена Дьяконова, она к тому времени уже была замужем за поэтом Полем Элюаром и на десять лет старше самого 25-летнего Дали. Они сразу понравились друг другу — Дали понял, эта та женщина, с которой ему суждено быть вместе, а всё остальное не имело значения.
Они стали жить в небольшой деревушке Порт-Льигат, сняли там рыбацкий дом, который впоследствии по мере роста популярности Дали и его материального благосостояния достроили до настоящего белокаменного особняка необычной архитектуры, вполне в духе картин Дали.
В начале 30-ых годов именно там Дали пишет свои знаменитые полотна «Постоянство памяти», «Лицо Мэй Уэст» и другие.
Гала была с ним, обеспечивала практически идеальные условия для творчества. Художник должен писать свои шедевры, а всю остальную шелуху — продажу картин, заботу о быте и деньгах Гала взяла на себя. Она была музой для Дали, его женой, нянькой, главным человеком в жизни. Вскоре он рассорился со многими друзьями-сюрреалистами — даже им его поведение, эпатаж и взгляды на жизнь касались чересчур эксцентричными, но Дали уже не было до них никакого дела, главное — Гала была с ним.
Спасаясь от Второй мировой войны Дали и Гала перебрались в США, где Дали оказался очень востребованным — пишет картины и книги, постоянно появляется на всевозможных светских вечеринках, даёт интервью и удивляет всех своими эпатажными выходками, от которых иногда страдает и сам.
Однажды на лекцию о бессознательном он явился в скафандре, ведя с собой двух борзых собак и неся бильярдный кий. И всё бы хорошо, но Дали из-за нехватки воздуха стал задыхаться, пришлось молотком сбивать шлем, заодно основательно оглушив самого художника. Впрочем, зрители были в восторге — они думали, что это всего лишь сознательно подстроенный перформанс.
Однако несмотря на славу и деньги, Дали хотел жить и творить в родной Испании, потому и перебрался туда, когда эхо Второй мировой войны утихло.
В конце 1960 отношения между Дали и Гала стали напряжёнными. Дали платонически влюбился во французскую певицу, актрису и модель Аманду Лир, а вот Гала платонической любви было недостаточно, и она стала встречаться с несколькими молодыми любовниками. Потому и решили разойтись, жить в разных домах, а Дали по своему обыкновению, благо средства позволяли, купил ей настоящий замок.
А с середины 1970 годов 70-летний Дали практически перестал писать картины. Впрочем, его материальное положение только улучшалось — старые полотна продаются за огромные суммы, побивая рекорд за рекордом, Дали так усердно работал на своё имя, что теперь имя стало работать на него.
В возрасте около 90 лет умирает его несравненная Гала. Для Дали это была потеря всей жизни, он переезжает жить в подаренной им же её замок и медленно угасает от тоски по своей вечной музе. Случился пожар, Дали получил ожоги пятой степени, но всё равно остаётся жив. Однако последние годы его жизни сложно назвать счастливыми — потеряв Галу, Дали словно бы потерял самого себя. Нелюдимый, уставший от славы и жизни, еле передвигающий ноги седовласый старик — вот портрет Дали на склоне его жизни. Ему уже не было дело ни до грандиозных перформансов, ни до денег и славы. Однако осталось творчество — тогда он пишет несколько своих финальных картин.
Дали велел похоронить себя в своём музее под стеклянным куполом, чтобы над его могилой могли ходить люди — вполне в своём духе, а немалое состояние — 10 млн долларов завещал Испании, которую, наряду с Галой, любил всю свою жизнь.
Картины в направлении сюрреализм от современных авторов ищите на сайте галереи artalebrio.com .
|
</> |