"Жаркое лето 42-го. Шах и мат фон Боку от Тимошенко". Черновые отрывки. Глава

Не откажу себе в удовольствии еще раз процитировать из «Солдатского долга» К.К.Рокоссовского, весь изумительнейший кусок:
«Наши уставы, существовавшие до войны, учили строить оборону по так называемой ячеечной системе. Утверждалось, что пехота в ячейках будет нести меньше потерь от вражеского огня. Возможно, по теории это так и получалось, а главное, рубеж выглядел очень красиво, все восторгались. Но увы! Война показала другое...
Итак, добравшись до одной из ячеек, я сменил сидевшего там солдата и остался один.
Сознание, что где-то справа и слева тоже сидят красноармейцы, у меня сохранялось, но я их не видел и не слышал. Командир отделения не видел меня, как и всех своих подчиненных. А бой продолжался. Рвались снаряды и мины, свистели пули и осколки. Иногда сбрасывали бомбы самолеты.
Я, старый солдат, участвовавший во многих боях, и то, сознаюсь откровенно, чувствовал себя в этом гнезде очень плохо. Меня все время не покидало желание выбежать и заглянуть, сидят ли мои товарищи в своих гнездах или уже покинули их, а я остался один. Уж если ощущение тревоги не покидало меня, то каким же оно было у человека, который, может быть, впервые в бою!..
Человек всегда остается человеком, и, естественно, особенно в минуты опасности ему хочется видеть рядом с собой товарища и, конечно, командира. Отчего-то народ сказал: на миру и смерть красна. И командиру отделения обязательно нужно видеть подчиненных: кого подбодрить, кого похвалить, словом, влиять на людей и держать их в руках.
Система ячеечной обороны оказалась для войны непригодной. Мы обсудили в своем коллективе и мои наблюдения и соображения офицеров, которым было поручено приглядеться к пехоте на передовой. Все пришли к выводу, что надо немедленно ликвидировать систему ячеек и переходить на траншеи. В тот же день всем частям группы были даны соответствующие указания. Послали донесение командующему Западным фронтом. Маршал Тимошенко с присущей ему решительностью согласился с нами. Дело пошло на лад проще и легче. И оборона стала прочнее. Были у нас старые солдаты, младший комсостав времен первой мировой войны, офицеры, призванные по мобилизации. Они траншеи помнили и помогли всем быстро усвоить эту несложную систему».
Вы уже поняли, что если бы такое было в реальности, то Константин Константинович больше никогда и батальоном не командовал. Отправили бы учиться в пехотное училище, предварительно содрав ромбы с петлиц. В лучшем случае.
Говорят еще, что я сочиняю альтернативную историю войны. Да куда мне до некоторых! До тех, кто ее сочинял во времена Брежнева, так исковеркав мемуары наших полководцев.
Но это еще цветочки, самые развесистые ягодки будут, когда мы дойдем до знаменитой Харьковской операции, до событий, предшествующей сражению за Сталинград. Потерпите в предвкушении…
Я не вижу здесь смысла пересказывать материалы Совещания с высшим начальствующим составом РККА декабря 1940-го года. Там уже из одного доклада Мерецкова видно, что Тимошенко делал с армией. Фактически, мирная жизнь Красной Армии закончилась летом 1940 года, вплоть до 22-го июня 1941-го вся армия находилась в режиме постоянной боевой подготовки. Война и застала большинство наших соединений в летних лагерях.
Кстати, эти летние лагеря такими, как Мартиросян, разведчиками с продовольственного склада, трактуются, как преступное игнорирование приближения войны со стороны наших военных. Войска в летние лагеря отправили! В пионерские, что ли? Надо было войну встретить в местах постоянной дислокации, в казармах?
Для таких «военных», как Серик Беникович Мартиросян, поясняю, летние лагеря у военных – это не пионерский лагерь «Лотос» для детей работников сельского хозяйства Приморского края. Военные в летние лагеря уходят не для отдыха от напряженной зимней учебы в казармах, а для боевой учебы в обстановке, максимально приближенной к боевой в летнее время. И не с туристическими рюкзаками, а со всей боевой техникой, с боезапасом. Войсковую часть, находящуюся в летнем лагере, уже не нужно приводить в боевую готовность. Она и так находится в состоянии повышенной боеготовности.
А большинство частей приграничных округов встретили войну в летних лагерях. Картина маслом, как говорится…
Благодарю за поддержку
карточка Сбербанка 2202200535946089.
карточка Тинькофф 5213 2439 6756 4582
ЮMoney 2204 1202 0037 9333