Жаганьский дворец Лобковиц.

(Pałac Lobkowitzów w Żaganiu)
Жаганьский дворец , или
Саганский замок — барочный дворец, расположенный в городе
Жагани Любушского воеводства в Польше.
Вид замка между 1857 и 1883 годами.
Литография из коллекции Александра Дункера.
Дворец был построен фактически на месте средневекового замка Пястов
XIII—XIV веков. История этого памятника связана с
Глоговско-Жаганским княжеством. В 1627 году Священный римский
император Фердинанд II продал Саганское герцогство чешскому князю,
полководцу и политику Альбрехту Валленштейну.
Альбрехт Венцель Эусебиус фон Валленштейн( 24 сентября
1583, Гержманице, Богемия (ныне — Краловеградецкий край) — 25
февраля 1634, Хеб, Богемия) — имперский генералиссимус и адмирал
флота чешского происхождения, выдающийся полководец
Тридцатилетней войны. Герцог Фридландский и
Мекленбургский.
По его инициативе здесь началось
строительство оборонно-репрезентативной резиденции,
спроектированной Винченцио Боккаччо. Он спроектировал большую
четырехкрылое здание с тремя цилиндрическими бастеями по углам,
окруженное рвом. В плане оно напоминало готический замок, а по
архитектурной форме представляло ренессансный тип оборонной
резиденции XVI века.
Весной 1630 года началось
строительство дворца. Чтобы создать правильную перспективу для
дворца, Валленштейн приказал снести 70 домов. В августе 1630 года
строительные работы были приостановлены, поскольку подразделения
саксонских и бранденбургских войск прибыли к Жагани.
Продолжение строительства началось в
июне следующего года. Второй, значительно более длинный перерыв
наступил через пять месяцев и продолжался более 40 лет. Причиной
стала смерть князя. Его убили в 1634 году в городе Хебе.
В 1646 году княжество стало
собственностью князя Вацлава Эусебия фон Лобковица. Именно он в
1670 году продолжил строительство дворца. На этот раз архитектором
стал Антонио делла Порта[pl], который несколько изменил проект
Боккаччио, так чтобы тот напоминал родовую усадьбу Лобковицев в
Роуднице.
Проект Антонио делла Порте
предусматривал четырехкрылое здание с низким паравановым крылом,
которое замыкало двор с южной стороны. В 1674 году было завершено
строительство северного крыла, на рубеже 1678 и 1679 годов —
западного крыла, а в 1693 году — восточного крыла.
Пётр Бирон ( 15 февраля 1724 — 13 января 1800) —
остзейский аристократ, сын и преемник Эрнста Иоганна Бирона,
последний герцог Курляндии с 1769 по 1795 годы. Известен своим
увлечением искусством, открыл в Митау первую гимназию, так
называемую академию Петра.
Лобковиц в 1786 году продал
Жаганское княжество князю Курляндии — Петру Бирону. Тот, доверил
работы по перестройке дворца своему зятю — Иоганну Кристофу
Фридриху графу фон Медему, который придал некоторым комнатам
классицистического облик, частично сохранившийся до нашего времени.
Расцвет местной резиденции наступил в то время, когда ею владела
младшая дочь Бирона — Доротея, принцесса де Дино.
Иоганна Доротея Саган;
Доротея фон Бирон, принцесса Курляндская, графиня де Перигор,
герцогиня Саган, герцогиня де Дино, герцогиня де Талейран
(10 (23) августа 1793, дворец Фридрихсфельде вблизи Берлина
— 19 сентября 1862, Жагань, Нижняя Силезия, совр. Польша) —
прусская аристократка эпохи Александра I, любовница и последняя
супруга Талейрана. Играла выдающуюся роль при французском дворе в
эпоху Наполеона I и Реставрации.В 1817 году получила титул
герцогини Дино, в 1838 году — герцогини Талейран, в 1843 году
унаследовала герцогство Саган от своей сестры
Вильгельмины.
Младшая дочь последнего курляндского
герцога Петра Бирона и графини Доротеи фон Медем, племянница
поэтессы Элизы фон дер Рекке. Как указывают, её настоящим отцом по
распространённой версии был любовник её матери польский дипломат
граф Александр Батовский.
Доротея де Дино
После смерти Петра Бирона в 1800
году девочка унаследовала обширные владения. Получила образование
под руководством княжны Луизы Радзивилл и известного учёного
Сципиона Пьяттоли. Жила в имении матери в Лёбихау, где завязала
множество знакомств среди европейской элиты. Уже в ранней молодости
насчитывала в числе поклонников наиболее знаменитых людей своего
времени и была посвящена в тайны европейской дипломатии.
Dorothea von Biron
В поисках богатой невесты для своего
племянника Талейран, бывший любовником её матери, попросил
императора Александра I способствовать этому браку. 21-22 апреля
1809 года во Франкфурте-на-Майне состоялось венчание Доротеи с
генералом графом Эдмоном Талейран-де-Перигором (1787—1872).
Александр Эдмон де Талейран-Перигор
Шли наполеоновские войны, и Доротее,
получившей образование в Германии, первоначально было сложно в
парижском высшем свете, так как она оказалась в «стане врага», став
дамой при дворе Наполеона I. Три её сестры также были настроены
антифранцузски. Брак не был счастливым: хотя Доротея родила детей,
её муж больше занимался игрой, войной и другими женщинами.
Падение Наполеона и Венский
конгресс, на котором дядя её мужа Талейран представлял Францию,
способствовал сближению Доротеи, муж которой уехал в Северную
Италию к месту дислокации своего полка, и великого дипломата. Во
время своего пребывания в Вене они живут во дворце Кауниц, и судя
по всему, именно тогда она начинает играть важную роль в жизни
Тайлерана.
Министр Талейран, любовник Доротеи
Вероятно, она стала его любовницей
после 1815 года. «Несмотря на огромную разницу в возрасте (почти 40
лет), Талейран нашёл в 20-летней подруге ученицу и помощницу,
которой можно доверить самую секретную информацию и, в конечном
итоге, единомышленницу и политическую союзницу. Нередко подобная
связь вызывала скандал в высшем обществе, но в данном случае
императорский двор в Вене безмолвствовал, понимая, что слишком
многое зависит от репутации именитого дипломата.
Doroteja de Taleirāna-Periogora
Ему были предоставлены роскошные
апартаменты дворца князя Кауница, где Доротея принимала
многочисленных гостей, покоряя их блеском своей красоты и туалетов,
являвшихся образцом изысканного вкуса. Она умело вела переговоры,
получая ценную дипломатическую информацию, а также помогала
Талейрану вести тайную переписку. После завершения Венского
конгресса они вместе вернулись во Францию и больше не
расставались»
31 августа 1817 года он получил от
Людовика XVIII титул герцога, а 2 декабря — герцогство Дино (остров
вблизи Калабрии) от короля Сицилии в признательность за помощь на
конгрессе. Талейран передал Дино своему племяннику, так что Доротея
и её супруг стали герцогами Дино.
С 24 марта 1818 года она начала жить
отдельно от своего мужа, хотя формально брак был расторгнут только
6 ноября 1824 года.3 июля 1820 года вместе с Талейраном, который
был на 39 лет её старше, уехала жить из Парижа в его замок Валансе,
беременная дочерью Паулиной, отцовство которой часто приписывается
не законному мужу, а его дяде.
Portrait de Dorothee de Courlande par Joseph Chabord (1820)
В последующие годы имела ещё
несколько любовников и прославилась как потрясающая
соблазнительница. Считается, что она родила троих незаконных
дочерей: первую от Клам-Мартиница в 1816 году, дальнейшая судьба
ребёнка неизвестна (существует версия, что ею была Божена Немцова,
известная чешская писательница, официально её матерью была ключница
в герцогстве Саган (по другой версии, матерью Божены была
Вильгельмина Саган)), затем в 1825 году Антонину и в 1827 году —
Жюли Зельме.
Вместе со своей сестрой
Вильгельминой фон Саган перешла в 1827 году в Риме в католичество и
занялась благотворительностью.
По смерти Талейрана (1838 год) она
унаследовала титул герцогини Талейран и все его колоссальное
состояние. Покинула Париж, и отправилась в 1843 году в полученное
ею от своей сестры герцогство Саган (совр. Жагань) в Силезии. Там
она вступила в романтическую связь с князем Феликсом Лихновским. (В
1842 году Доротея купила у своей сестры Полины герцогство Саган и
переехала жить в свои новые владения, а в 1845 году по смерти
сестры получила титул герцогини де Саган от короля
Пруссии).
6 января 1845 года король Пруссии
утвердил её в праве владения, с привилегией наследования по женской
линии (затем Саган унаследовал её сын Луи-Наполеон, крестник
Бонапарта, а также внук Босон де Талейран-Перигор, в будущем
знаменитый денди).
Имение Саган включало 130 зданий на
1200 гектарах. Доротея модернизировала и расширила замок,
занималась своими подданными: основала школу, приют для
безнадзорных детей, больницу. Восстановила церковь Крейцкирхе в
неоготическом стиле. Её переезд привёл к оживлению культурной и
благотворительной деятельности, а её дворцы в Жагане и Zatoniu
стали важными центрами политической и культурной жизни в районе.
Поддерживала тесные связи с рядом правителей и артистов, в том
числе у неё бывали король Фридрих Вильгельм IV, Франц Лист,
Фредерик Шопен и Александр Фредро.
Она царила в этих владениях, пока не
пострадала в аварии с каретой в июне 1861 года, после чего 19
сентября 1862 года скончалась. Несмотря на своё желание, выраженное
в письмах и завещании, чтобы её сердце было погребено в могиле
Талейрана, её похоронили в Крейцкирхе в Сагане, рядом с её сестрой
Вильгельминой и сыном Луи.
Оставила мемуары. Хорошо рисовала —
была пейзажисткой, в 1820 году Королевская Прусская академия
искусств организовала её выставку.
В конце 40-ых годов XIX века было
разобрано южное, паравановое крыло дворца, а перед двором
обустроены два подъезда, между которыми расположили новую
оранжерею, сооруженную в 1847 году. Тогда же новый декор получили
интерьеры дворца.
В 1972—1983 годах были проведены консервационные работы, после чего
во дворце Лобковицев был размещен Жаганьский дворец
культуры
Барочный дворец в Жагани состоит из
трех ярусов. Въезд ко дворцу с северной и западной стороны
осуществляется через два каменных моста, перекинутые над сухим
рвом. Входы во дворец расположены в каменных порталах.
Оконные проемы увенчаны маскаронами,
которые называют дьявольскими гримасами. Всего их 197, и каждый
отличается другого. Образцом для маскаронов послужили эскизы
Леонардо да Винчи. Нижний ярус на уровне подвалов и сутеренов — это
рустованный цоколь, в котором размещаются оконные проемы с
обрамлениями. Обрамления окон выполнены из тяжелых каменных блоков.
Замок имеет карниз белого цвета, стены первого этажа — желтого, а
архитектурные детали и рустикация оконных обрамлений выполнены
серым цветом.
С юга, то есть со стороны двора,
растут четыре платана, которые были посажены в память дочерей Петра
Бирона. В композиции фасадов двора использовались аркадные бленды
(слепые окна) в сочетании с вертикальными плоскими
полосами.
Терраса, окруженная балюстрадой,
находится на крыше оранжереи, которая в свою очередь находится
между двумя подъездами. Оранжерея украшена десятью высокими окнами,
которые должны были пропускать свет для росших внутри
растений.
Комнаты во дворце соединены между
собой проходами на одной оси, так называемыми анфиладами. Рядом с
переездами есть лестница с монументальными внутренними
светильниками. Лестницы поддерживаются четырьмя столбами и содержат
площадки для отдыха. К помещениям примыкают коридоры, которые
тянутся со стороны двора и имеют крестовые своды. Полы во дворце
изготовлены из разных материалов.
Некоторые из залов на втором этаже
сохранили стукковые декорации в стиле классицизма, происходящие из
90-ых годов XVIII века. К ним, среди прочего, относится самая
большая из комнат — хрустальная зала. В 1965—1983 годах дворец был
отреставрирован, чтобы выполнять функции дворца культуры. Некоторые
комнаты было отреставрированы с утратой их исторического
облика.
Отсутствие маскаронов над одним из
окон породило легенду, возникушую около XIX века. По легенде,
скульптор, создавший маскароны, однажды не мог придумать новое
лицо, тогда он заключил договор с дьяволом. Дьявол должен был
являться скульптору всякий раз с другим лицом, и когда скульптор
закончит свою работу, его душа будет принадлежать сатане. Много лет
дьявол терпеливо позировал, принимая каждый раз новые лица, пока не
показал свое истинное лицо на последнем маскароне, и художник умер,
в ужасе упав со строительных лесов.
Katarzyna Adamek, Marian Ryszard
Świątek: Żagań znany i nieznany. Przewodnik historyczny po mieście
i okolicy, Żagań.
Werner Bein (red.), Hieronim Szczegóła (tłum.): Żagań w historii
Śląska, Żagań 1997.
|
</> |