Изоляция


В августе 1947 года британцы организованно передали власть индийцам. Но обретенная свобода Индии произошли не так, как ожидал Рой. Индия была разделена на три части, которые составили тогда две страны; и событие, которое должно было стать большим радостным праздником, превратилось в настоящую кровавую баню и погром, когда 25 миллионов превратились в беженцев, а тысячи были убиты на улицах.
Как уже была сказано, к концу войны Конгресс превратился в правую буржуазную организацию. Вне Конгресса конфликтующие левые партии объединиться так и не смогли, они все больше распадались на отколовшиеся группы, становившиеся маргиналами.
И Рой, который стоял у истоков левого движения Индии, был отстранен как левыми группами, так и правыми, он оказался в изоляции.
Политическая деятельность Роя подошла к концу вскоре после поражения его партии в 1946 г. (Радикально-демократическая партия была распущена в 1948 г.). К концу 1946 года Рой объявил о своем уходе из активной политики, заявив: «Меня больше не устраивает политическая деятельность. Теперь я могу выполнять другую работу в соответствии со своими склонностями».

В сентябре 1946 года Рой основал Институт индийского Возрождения в Дехра Дуне. Институт должен был стать «культурно-образовательной организацией, имеющей целью перевоспитание педагогов и молодых интеллектуалов Индии в духе и идеях радикального (или интегрального) гуманизма».
В декабре 1946 г. в Бомбее состоялась четвертая конференция Радикальной демократической партии, где М. Н. Рой основал «Радикальное гуманистическое движение» (Radical Humanist Movement), которое уже после его смерти, в 1969 году было преобразовано в «Индийскую радикальную гуманистическую ассоциацию» (Indian Radical Humanist Association)
Рой потратил много времени на написание двух томов книги «Разум, романтизм и революция». Первый том был опубликован в 1953 году, а второй — в 1955 году, через год после смерти Роя. В нем содержится краткое изложение мыслей Роя, в которых он излагает теоретическую основу философии радикального гуманизма.
Работая над « Разумом, романтизмом и революцией», Рой установил контакты с несколькими гуманистическими группами в Европе и Америке, взгляды которых сходны с его собственными. Это постепенно привело к объединению этих групп; и сформировать международную ассоциацию с общими целями и принципами. Она была названа Международным гуманистическим и этическим союзом (IHEU) со штаб-квартирой в Амстердаме. Учредительный конгресс IHEU планировалось организовать в Амстердаме в 1952 г.; и ожидалось, что Рой сыграет влиятельную роль в конгрессе и в развитии IHEU.
Рой признавал, что простые индийцы не смогут понять значение и ценность пропагандируемой им демократии, потому что они «пропитаны феодальной традицией монархической иерархии, а также обычаями религиозного патриархата».
По мнению Роя, и коммунистическая диктатура, и парламентская демократия были ущербны. Вместо того чтобы освободить человека, им удалось превратить его в раба государства.
Отвергнув и коммунизм, и капитализм, он выдвинул философию децентрализованной радикальной демократии. Он считал, что подлинно демократический экономический порядок может быть построен вокруг принципа кооперации, где есть также участие рабочих в качестве совладельцев.
Рой выдвинул идею нового общественного порядка, основанного на прямом участии народа через народные комитеты.
Новое общество Индии, которое представлял себе Рой, было демократическим, политическим, экономическим, а также культурным образованием, ядром которого была свобода личности.
Рой, таким образом, предусматривал формирование народных местных кооперативных организаций как ядер новой системы хозяйства. Он был убежден во врожденной доброте и достоинстве человека.
Он придавал большее значение личности и ее свободе. Он предусмотрел систему управления, в которой отдельный гражданин будет осуществлять эффективный контроль над представителями народа, контролирующими государственный аппарат.
Рой предположил, что такая организованная демократия и кооперативная экономика, которые ценят индивидуальную свободу и участие, могут стать философской основой для нового и лучшего порядка общества, которое не будет склоняться к войне и разрушению.
Он назвал такую философию радикальным гуманизмом; он радикален, потому что отвергает многие традиционные политические и философские предположения; и его «гуманизм» обусловлен тем, что он полностью сосредоточен на потребностях и положении людей.
Он выступал за то, чтобы социальная организация стремилась к нравственному развитию каждого человека: «хорошие люди могут образовать хорошее общество; рациональные индивидуумы составляют рациональное общество; но только свободные люди могут построить свободное общество». Единственной целью общества и государства является предоставление максимальной свободы личности.
Критике Роем учения Маркса посвящена целая глава, вот например, одно из утверждений:
Маркс был совершенно неправ, когда предсказывал исчезновение в обществе среднего класса . Вместо этого средний класс превратился в мощный и действенный фактор, скрепляющий общество и влияющий на политическую, экономическую и социальную политику и программы любого режима. Средний класс стал сильнее как своей численностью, так и своим влиянием.
[ Насколько я понимаю, Рой не занимается "базисом", то есть производственными отношениями, экономика ему чужда, он хочет "перестроить" лишь надстройку, рассказывая, как должно быть в "умах людей, мечтающих о личной свободе". Но при этом Рой не дает практичного плана такой перестройки. Вероятно, такой теоретический подход плавно уложился в историческую и культурную среду индийского общества, еще недавно послушно следовавшего гандистским призывам "готовить себя" при помощи голодания или ткачества (учению Чарки.]
Его критики отмечают: «Некоторые идеи, выдвинутые Роем, слишком идеалистичны или бесплотны даже с гуманистической точки зрения. И некоторые термины, которые он использует, аморфны и неточны. Его идеал беспартийной демократии также кажется непрактичным.
И тем не менее, значимость индийского революционера и мыслителя в индийской истории стала осознаваться индийским обществом только сейчас.
А во время своей жизни Рой не был успешным человеком в обычном смысле этого слова, когда он умер в январе 1954 года, он был уже всеми забыт.
***
История жизни М.Н.Роя закончена, но из прочитанного сложился еще один цикл под названием "Их белые жены".
В пятницу: "Быть женой и подругой"
|
</> |