рейтинг блогов

Рой и Ганди

топ 100 блогов ljwanderer26.11.2022 Продолжение цикла Октябрьская революция и Восток

Продолжаю читать историю индийского революционера  Манаберды Роя и продолжаю удивляться, насколько сильно в политических движениях присутствуют разрушающие их карьерные амбиции индивидуумов, личная неприязнь и зависть.
Рой и Ганди
Вышедшего из тюрьмы в 1936 году Роя встречал Неру и другие деятели освободительного движения
.
Новый период в политической жизни Роя начался с его вступления в Индийский национальный конгресс (ИНК) в 1936 году. Именно в этот период он непосредственно пытался радикализировать Конгресс. Он отказался от своей прежней идеи проникновения через прокси-группы. Он также был против сепаратистских тенденций профсоюзов и студенческих организаций.
Он хотел, объединения всех сил под знаменем Конгресса и выступления против британского правления единым фронтом.

Неру, приветствовал М. Н. Роя в партии Конгресса как «товарища Роя», «как одного из самых храбрых и способных сыновей нынешнего поколения:тот, кто, хотя и молод, является старым и испытанным солдатом в борьбе Индии за свободу. . Товарищ М.Н. Рой только что пришел к нам после долгого и мучительного периода в тюрьме, хотя и с поврежденным телом, он пришел со свежим умом и сердцем, готовым принять участие в этой старой борьбе, которая не знает конца, пока не завершится успехом.»

В ответ Рой призвал все слои и сегменты политических сил, включая коммунистов, профсоюзы и молодежные организации, присоединиться к Конгрессу и превратить его в сильный Объединенный фронт против империализма и за достижение независимости Индии.

Он также рассказал о своей идее Учредительного собрания. По мнению Роя, Конгресс должен был преобразоваться в Учредительное собрание по образцу Французской революции и  функционировать как государство в государстве. И тем самым он должен был стремиться заменить чуждое правительство и, в конечном счете, захватить власть.

Но не всем понравилось освобождение Роя и разрабатываемые им стратегии.Лидеры Национального конгресса почувствовали появление сильного конкурента.

Они организовали встречу с Роем, на которой пообещали позаботиться о его финансовых потребностях и предоставить ему ​​должность левого лидера в Конгрессе, членство в Рабочем комитете Конгресса (РКК), но при одном важном условии.
Рой должен был принять верховенство Ганди, как единственного лидера и обещать, что он не будет формировать оппозицию или позиционировать себя в качестве противовеса Неру. В случае дальнейшего успеха развития движения, они обещали ему сместить  "слишком левого"  Неру и  сделать Роя президентом ИНК , если  это  одобрит Ганди.

Рой, конечно, отказался принять наживку и отклонил предложение. После этого он передал  Неру суть беседы с высшими лидерами правого крыла. Рой также заверил Неру, что не намерен выступать против него;  что именно ради работы с ним, он приехал в Индию и вступил в Конгресс.

И, верный своему слову, в течение примерно четырех лет своего пребывания в Конгрессе (1936 г. — 1940 г.) Рой работал с Неру и надеялся, что тот активизирует процесс радикализации в Конгрессе. Рой пытался инициировать и осуществлять свои программы через Неру.

У Неру были определенные преимущества, которых не было у Роя. Неру обладал харизматичной личностью и умел ладить с людьми. Он был главным и многообещающим лидером партии. И всем было известно, что он был очень близок к Ганди и пользовался его доверием. Неру был одарен политическим чутьем, проницательностью и прагматизмом.

Рой и Ганди Mahatma-Gandhi, studio, 1931.jpg


Ганди тоже пожелал встретиться с Роем. У них был продолжительный разговор, который длился более девяноста минут, в  ходе которого каждый из собеседников пытался  убедить другого принять его точку зрения. Но расхождения во взглядах были очень серьезные, компромисса не получилось.

Ганди посоветовал своим ближайшим последователям полностью игнорировать Роя, как будто он не существует политически; ибо Рой казался ему слишком опасным человеком, чтобы привлекать к нему внимание и подвергать его критике. «Он  зрит и метит в корень, »— заключил Ганди.

Рой не отступал, пытаясь переубедить лидеров Конгресса, объясняя ложность их курса и тактики, для этого он писал для еженедельной газеты, в которой и публиковались его статьи с обращениями к Национальному Конрессу.

В результате Рой получил вот такое оскорбительное письмо от Ганди:

«Дорогой друг, я полностью согласен с вами в том, что каждый член Конресса должен бесстрашно выражать мнение, которого он придерживается после должного обсуждения. Вы спрашиваете меня, как лучше всего служить Конгрессу. Поскольку вы новичок в организации, я должен сказать, что лучше всего вы послужите ей, если будете служить делу молча. Сегаон, Вардха. 27 июля 1937 года.»

В другом случае, когда Рой написал нескольким руководителям письмо с просьбой о финансовой помощи для своего еженедельника, Ганди посоветовал Рою не заниматься журналистской деятельностью. Вместо этого он посоветовал Рою объехать страну и некоторое время изучить ее, намекая на то, что Рой много времени провел вдали от Индии и ничего о ней не знает.  За все время, пока Рой был в Конгрессе, Ганди ни разу не посоветовался с Роем по какому-либо вопросу.

Что касается Роя, то даже в начале 1920–1921 годов он утверждал, что Ганди был религиозным возрожденцем; и поэтому его нужно считать  реакционером, каким бы революционным он ни казался политически.

Рой также не мог положительно оценивать взгляды Ганди на безбрачие (брахмачарья), полное воздержание от алкоголя и пропаганду полного ненасилия.

Он также был против того, чтобы Ганди настаивал на обязательном развитии движения Чарка (прядение).

«Займитесь прядением [чтобы обрести душевный покой]. Музыка колеса станет бальзамом для вашей души.» - призывал Ганди, утверждая, что обязательное прядение народом своей домашней одежды возродит домашние промыслы, что вызовет, по его мнению, подъем национальной промышленности.

Рой указывал, что «умировтворенные настроения могут поддерживать движение в течение определенного ограниченного периода времени, но оно не может продолжаться, если не подпитывается более существенными факторами».

Движение Чарка Ганди, как заметил Рой, было основано на ложной экономической логике; это было экономически невыгодно; и поэтому судьба Чарки была обречена на провал.

Критике Роя подверглась и идея Махатмы Ганди об опеке (trusteedhip)

Представление Ганди об опеке представляет собой  идею,
альтернативную коммунизму и капитализму.

Опека стремится разрешить конфликт между трудом и капиталом,
делая акцент на справедливом распределении труда и заработной платы,
придавая равное значение физическому и умственному труду,
побуждая людей трудиться ради собственного хлеба, создавая общество,
в котором все люди имеют право только на столько богатства,
сколько требуется, чтобы удовлетворить свои потребности и иметь время для досуга.

Опека заменяет конкуренцию сотрудничеством,
поощряя богатых людей добровольно отказываться от своего богатства в пользу неимущих.

Богатые люди будут попечителями трастов,
которые заботятся о благосостоянии людей в целом.


Такая привлекательная модель общества держалась на вере Ганди в то,
что богатых людей можно убедить расстаться со своим богатством, чтобы помочь бедным.


Понятно, что Ганди был лидером индийской буржуазии, имеющей целью изгнание британцев ради собственного обогащения за счет своего народа и не желающей никаких крестянских или пролетарских революций.

Рой обвинял  Ганди, как лидера Конгресса и его ближайшее окружение, в том, что они навязывали рядовым свою тактику сверху, пресекая всяческую инициативу снизу ; и что они превратили Рабочий комитет Конгресса из избранных последователей Ганди в «авторитарное диктаторское» верховное командование. Он находил это родственным внутреннему рабочему кружку Коминтерна.

Рой продолжал спрашивать: почему Ганди не любил советоваться с людьми вне своего круга, даже когда интеллектуалы, включая его друзей, советовали ему это сделать?
Почему Ганди сразу же отвергал такой совет?

«Когда политическая власть сосредоточена в руках небольшого сообщества,
у вас может быть фасад парламентской демократии,
но для всех политических целей это будет диктатурой,
даже если она будет отцовской и доброжелательной...

Чтобы демократия была эффективной,
власть всегда должна оставаться в руках народа
— не периодически, а изо дня в день.

Раздробленные индивидуумы бессильны во всех практических целях.»

«дефекты парламентской демократии являются следствием
бесконтрольного делегирования власти.
Чтобы демократия была эффективной и функциональной,
реальная власть всегда должна принадлежать народу;
и должны быть способы и средства, чтобы народ мог владеть своей властью
не раз в пять лет или периодически, а ежедневно».


  М.Н.Рой
.
Понятно, что те лидеры, которые продолжали присутствовать в Конрессе, включая Джавахрлала Неру, в отличие от Роя, признавали лидерство Ганди и так откровенно не не оспаривали его политический курс.

Однако, несмотря на все старания Ганди, к 1938 году Конгресс разделился на две группы, основанные на консервативной и радикальной идеологиях. Джавахарлал Неру и Субхас Чандра Бос стали левыми лидерами Конгресса.

Рой и Ганди Subhas Chandra Bose NRB.jpg
Субхас Чандра Бос (1897-1945)

Субхас Чандра Бос весьма критически относился к консервативной идеологии компромисса, которую отстаивал Ганди. Он считал, что можно только силой заставить британское правительство отказаться от навязывания федеральной схемы индийцам.

Интересно, что Бос тоже встречался с Ганди, это произошло как только он прибыл в Бомбей в 1921 году после учебы в Англии и его отказа держать экзамен на право гражданской службы ради присоединения к национально-освободительному движению.
Согласно воспоминаниям Боса о встрече, написанным много лет спустя, он задавал Ганди вопрос за вопросом. Ответы Ганди были расплывчаты, его цели неясны, его план их достижения не продуман.

Ганди и Бос разошлись во время этой первой встречи по вопросу о методах — для Ганди ненасильственные методы для достижения любой цели не подлежат обсуждению; по мысли Боса, все средства были приемлемы ради антиколониальных целей. Они разошлись и по вопросу о целях — Боса привлекали тоталитарные модели управления, которые Ганди предал анафеме.

Чандра Бос был  против плана англичан втянуть Индию во Вторую мировую войну. Он знал о политической нестабильности Британии и хотел воспользоваться этим, а не ждать, пока британцы предоставят независимость, что видно из его заявления: «Угроза для Британии — это возможность для Индии».

К 1938 году Боc стал лидером национального масштаба и дважды избирался президентом Конгресса. Он выступал за безоговорочный сварадж (самоуправление), и за применение силы против британцев. Это означало конфронтацию с Ганди, который фактически выступал против президентства Боса.

В 1938 году по инициативе Боса Конгрессом была принята резолюция, согласно которой британцам был дан шестимесячный ультиматум на уход, в противном случае произойдет восстание. Но единства в Движении не было, Неру последовал за Ганди и дистанцировался от Боса.

Разногласия усилились, когда Субхас Чандра Бос организовал Национальный комитет по планированию. Идея заключалась в том, чтобы составить всеобъемлющий план экономического развития Индии на основе индустриализации.

Это подрывало политику Чарки.

После того, как подавляющее большинство членов Рабочего комитета Конгресса подали в отставку в знак протеста против переизбрания Боса на пост президента Конгресса, Бос ушел с поста президента и в конечном итоге был исключен из партии.

Несмотря на казалось бы общие цели - борьбу за освобождение из колониального рабства, Конгресс представлял из себя несколько соперничающих групп, таких как правые последователи Ганди; левые поклонники Джавахарлала Неру; последователи Субхаса Боса, пытавшиеся синтезировать социализм, фашизм и национализм;  социалистическая партия Конгресса во главе с Джаяпракашем Нараяном; коммунисты разных оттенков; профсоюзы, некоторые из которых были лояльны Конгрессу, а некоторые - Коммунистической партии; и была собственная группа Роя под названием «Лига радикальных конгрессменов».

Все они конфликтовали между собой и не могли объединиться в единый фронт борьбы.

Эти противоречия использовали правые, не удивительно, что к концу войны Конгресс превратился в правую буржуазную организацию под гегемонией всемогущего высшего командования.



Далее: Вторая мировая война и Индия
.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Сегодняшняя ситуация с муниципальным транспортом в Омске – это результат долгой череды ошибок, инерции и бездействия. В результате всего этого конец системы гортранса стал лишь вопросом времени. http://newsomsk.ru/news/49814-igor_fedorov_munitsipalny_gorodskoy_transport__cht/ ...
С докоронавирусной эпохи заработные платы на российских стройках выросли на 10%, но рабочих рук стало заметно меньше. Так, в одной только столице, по словам её плиточного мэра, не хватает двухсот тысяч пар рабочих рук. Почему доходы выросли, а мигранты всё равно не спешат трудиться? ...
Как правильно называть коренных жителей острова? Аборигены или туземцы? И какое слово будет более политкорректным? Коренными жителями язык не поворачивается назвать, ничего с собой поделать не могу, если у большинства киприотов отношение к приехавшим на остров от пренебрежительного до ...
...
Об этом говорить не принято. Но когда, забравшись сильно вглубь России открываешь дверь туалета и обнаруживаешь подобные удобства, молчать сложно. Взгляните на номер, попробуйте представить, что может быть за этой грубой дверью? Тут уже сложно решить, как надо реагировать - ...