Изменилась мода, верно: от ампира - до модерна!
wetfield — 17.12.2023«Что поделать, если мода всё старее год от года?» — поётся в известной песенке. А действительно, что поделать, если платья полуторавековой давности вызывают у нас такой яркий интерес? Ну как что...конечно же, побывать на выставке «XIX век. Изменчивая мода. От ампира до модерна» на ВДНХ, в павильоне «Рабочий и колхозница», как это сделали мы с супругом.
И понаблюдали совершенно разную одежду: от прямых ампирных платьев а-ля Наташа Ростова, платьев-кринолинов Джен Эйр или Скарлетт о Хара до поздних платьев с турнюрами, как у Анны Карениной или бесприданницы Ларисы Огудаловой. Ну что, пойдём смотреть?
Нам повезло: сопровождал нас по выставке сам коллекционер Назим Мустафаев, который очень интересно рассказывал об одежде и разнообразных стилях. Он рассказал, что XIX век считается «длинным»: на его протяжении мода резко менялась несколько раз.
Сразу скажу, что на выставке стиля начала XIX века ( 1810 -1820 гг) - ампира очень мало. 2-3 платья. И хорошо: не люблю завышенную талию, уродующую женскую фигуру. Собственно, вот они ниже на снимке. Само слово «ампир» от английского — empire, то есть империя, имперский стиль. Меня всегда удивляло, почему ампирные платья по большей части белые или светлые, на цветном чехле ( помните, у Наташи Ростовой было платье на розовом шелку, а у её сестры Сони — на голубом) . А Назим Мустафаев ответил на этот вопрос: потому что женское обличье должно было по замыслу создателей напоминать греческие и римские скульптуры, «а не все знали, что скульптуры раньше были раскрашенные, что побелели они от времени!»))
Дальше платья и вместе с ними мода резко меняется. Да, под ампирные платья не надевался корсет, зато надевалась вот такая простая рубаха и панталончики.
Дальше в женскую моду всё равно вернется другой силуэт — более естественный. Рукав «жиго» — т.н. «баранья ножка», который сверху расширен, книзу заужен. И при всё ещё высокой талии появляются платья других цветов.
И тут, наконец, мы отправляемся в следующий зал, представляющий из себя викторианскую эпоху. И тут уже появляются столь любимые мною красивые силуэты платьев: талия — на своём месте и юбки-колокола. Да, такое для Джейн Эйр и Скарлетт.
Знаете главный принцип отличия вечернего платья той эпохи от дневного? Простой: дневное платье с длинными рукавами, вечернее — с короткими. А ещё вечернее платье декольтировано, дневное — закрыто. То-то Скарлетт и наделала шуму своим зелёным нарядом: она надела ( страшно подумать!) днём — вечернее платье! И куда только её Мамушка смотрела?
А ещё — платья не были бы такими пышными без нижних юбок. Чтобы юбка так стояла, использовались либо множественные юбки, либо — простёжка юбки шнурами, как мы можем видеть ниже.
Красивый силуэт создаётся особой формой корсета, а знаете, как называется кофточка на корсет? Нет, не шемизетка, а камисоль. А шемизетка ( от фр. шемиз — рубаха)— либо очень короткая кофточка, либо вообще — вставка, прикрывающая лиф платья.
А вот уже и знаменитые «подъюбники» -самые разные их конструкции. Где-то это чистой воды колокол, где-то колокол, расширяющийся сверху, и т.д. Сначала такие штуки делали из ивовых прутьев, потом перешли на металлические обруча.
Отдельный колорит придают выставке запахи, бывшие в моде в то время. В основном они цветочные: роза, лилия, гиацинт, есть пачули. Поднимаешь такую крышечку-клош и нюхаешь. От себя скажу, что это создаёт волшебное погружение в Прошлое.
А теперь взгляните на кружевные оборки внизу рукавов платья. Это пристежные рукава, т.н. «ангажанты» (от французского "engageants", что означает "приятный, заманчивый, соблазнительный")
Но и викторианство не было совершенно одинаковым временем в смысле моды. Чуть, буквально на десятилетие позже — и юбки становятся уже. Пышности 1840-50х гг. уже нет, зато появляются новые детали.
А это что такое, спросите вы? Не поверите: детская кукольная комната, изображающая магазин обуви. И кукла, сидящая на стульчике, может «выбрать» любую из пар игрушечной обуви, вплоть до маленьких коньков.
Отдельную красоту представляла собой палитра пуговиц той эпохи. Каких тут только не было: с перламутром, с камешками, с переливами всех цветов!
И вот, наконец, мы в верхнем зале. Как видим, платья заката викторианства — 1880-1890 гг другие по силуэту. Юбки вытягиваются, появляются шлейфы, кое-где опять проглядывает рукав «жиго».
Для тех, кто любит строгие линии, самое оно. Но и эти юбки надевались не просто так: у женщины появляется вот такой «хвост» — и из оборок, и из специальных конструкций.
А знаете ли вы, что такие платья никогда не стирали? Да, чистили щётками, вывешивали на солнце, проветривали и выводили пятна. А стирали только нижние платья и рубахи. Потому, что если их постирать, нестойкие краски той эпохи утеряют свою яркость.
Отдельное спасибо устроителю выставки хочу сказать за виды красок и красителей. Сиреневый цвет давала кошениль, синий — индиго, а если смешивали природные красители типа крапивы и индиго, получали насыщенный зелёный цвет. Сумах, шафран — да чего здесь только не было!
Корсеты, между прочим, вовсю используются. И на них можно только любоваться.
Вот этот верхний зал целиком, я стою на его фоне
А если совсем-совсем без корсета? Было и такое. Вот это, выше — т.н. «чайное платье», то есть, грубо говоря, домашняя одежда. К вам приехали гости, не в халате же их принимать? Для этого существовало специальное платье, нарядное, но — не выходное.
Конец эпохи, правда, тоже подпортил впечатление от красоты фигур. Мало тут турнюров, расширяющих «пятую точку» женщины, но ещё и вот это нависание в районе живота называлось «голубиная грудка». И это надевали не беременные, это мода такая была. Это, ориентировочно, 1900-й год.
Красивые формы, к счастью, они тоже не совсем утратили.
Выставку сопровождали очень подробные информационные стенды, рассказывающие как о каждом периоде, так и об отдельном коллекционере, представляющем свой товар.
А ещё Назим Мустафаев рассказал нам про подборку с 67 гравюрами из самого популярного журнала мод 19 века «Journal des dames et des modes». Они сделали большую работу, переведя их с французского языка. Мне бы тоже очень хотелось иметь у себя такую подборку! Ну и вот можно посмотреть на страницу выставки в ВК — https://vk.com/moda_timeline
Мужской одежды было на выставке очень немного: например, был вот такой домашний халат и нижняя рубаха к нему.
Тут хочется ещё о многом рассказать — о шёлковых чулках и пряжках, о красивых аксессуарах, о вышитых предметах... Но если всё рассказать и показать, не останется той тайны, которая манит нас прикоснуться к эпохе.
В отдельном посте расскажу ещё об обуви и о веерах и сумочках, потому что они того стоят, они создают совершенно особое, волшебное, ни с чем не сравнимое чувство сопричастности эпохе. Того самого просвещённого XIX века, когда столь часто менялась мода...