Из воспоминаний академика Н.А. Майсуряна (5). Домашняя карикатура 1926 года

В предыдущем посте данной серии я уже приводил выдержку из воспоминаний моего деда Николая Александровича (1896—1967), где он писал о своей матери, известной армянской актрисе Ольге Майсурян (1871—1931): «И только одна слабость была свойственна её натуре — страх потерять меня. Он брал иногда верх над её мужеством и делал из неё слабую женщину. Беспокойство овладевало ею, если я возвращался домой позже обещанного часа...».
В 1925 году скончался от болезни 61-летний отец Николая Александровича (то есть мой прадед) Александр Артемьевич и, вероятно, подобные страхи за сына у его мамы в следующем году усилились. Он в те годы был уже взрослым человеком, в 1926 году ему исполнилось 30 лет, он закончил политехнический институт (1922) и работал агрономом. Вот над этим несоответствием между материнским отношением к сыну и его взрослым возрастом добродушно подшучивают две домашние карикатуры 1926 года.
Вот первая из них, чёрно-белая:

Подпись: «Кокочка! Здесь слишком глубоко... Боюсь!! Не бойся, детка, ведь ты со мною».
Датировать её абсолютно точно позволяет следующее обстоятельство. Рисунок приклеен к обложке юмористического журнала «Бегемот», популярного в 20-е годы, номера 36 за сентябрь 1926 года.
Однако таким двуцветным вариантом авторы рисунка, кто бы они ни были, не удовлетворились, и развили сюжет дальше, в цветном варианте:

Подпись: «Как любим мы море. — Ой... Коко-джан... не ныряй... боюсь — утонешь. Не бойся, детка — ведь я же хорошо плаваю».
На этот раз подложкой для домашнего рисунка стала обложка другого популярного юмористического журнала 20-х годов — «Смехач», номер 36 тоже за сентябрь 1926 года. Таким образом, оба рисунка, по-видимому, были созданы почти одновременно. Журнал этот выглядел примерно так:

В втором варианте картинки добавился не только цвет, но и множество других деталей: улыбающийся домашний комод, который служит трамплином для прыжка, вздыбившаяся кошка и т.д.
По-моему, оба рисунка неплохо передают непринуждённую и весёлую атмосферу общения, царившую в этой тифлисской семье в те далёкие времена, 95 лет тому назад.
|
</> |