Из истории Челябинска. 1905 год
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
![Из истории Челябинска. 1905 год Из истории Челябинска. 1905 год](/images/main/iz-istorii-chelyabinska-1905-god-90c35e.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/yuvlatyshev/22714000/8107719/8107719_original.png)
К.Н. Теплоухов. Мемуары: 1899—1934. Москва, 2011 год: 1905 год. Война с Японией кончилась; был заключен мир; японцы оказались очень умеренными в своих требованиях... Началась демобилизация, массами повалили солдаты с востока, — ж.д. не справлялась, — появились пробки, — в Челябинске, вероятно, и на других больших станциях. Солдаты пьянствовали на вынужденных остановках; буйства, скандалы, — говорили и об убийствах. Закрыли винные лавки в городе и в полосе ж.д. на десять верст в ту и другую сторону, но толку оказалось мало. Предприимчивые тайные продавцы водки, не желая расстаться с крупным барышом, задерживали в трех—пяти верстах от города возчиков, везущих вино в дальние лавки. Пересчитывали, что у каждого в возах, аккуратно уплачивали за вино и посуду и забирали себе. Возчики не жаловались, — может быть, перепадало и им за беспокойство, — во всяком случае, они ехали домой налегке, сдавали продавцу лавки все деньги; получали новое требование и ехали снова за вином — заработок увеличивался. Не в претензии и продавцы — никакой работы, хлопот и забот по продаже...
Начались погромы публичных домов. Действовали солдаты, к ним присоединялись местные любители. Выбивали окна, двери, рамы... Обитательницы — со слезами и руганью собирали более ценное и убегали к соседям или куда придется. Из окон выбрасывали изломанную мебель, изорванные матрасы, перины, всякий житейский хлам... Потом постепенно расходились. На другой день заколочены досками окна, двери, — через два—три дня начинали ремонт. Обыкновенно разбивали дома ночью или поздним вечером, — но тогда темно, — плохо видно, — начали громить днем.
19 и 20 октября были еврейские погромы... Производились ночью, — больше всего на Уфимской — главной — улице; разносили еврейские магазины; в других местах — дома. Обыватели домов, конечно, убегали при приближении толпы — кто куда сумеет. Толпа 100—200 человек. Выбивали окна и уничтожали все в доме, остатки выбрасывали на улицу, убегающих не преследовали. Покончив с одним домом — шли к следующему. То же, конечно, и в магазинах; мелочь, вероятно, растаскивали. Священник Разумов рассказывал, что он случайно проходил по улице во время погрома. Из дома, еще не тронутого, выскочил старый еврей, узнал его и потребовал, чтобы Разумов достал ризу и крест и встал на защиту его дома. Раненых, а тем более убитых евреев — не было ни одного...
На погромах евреи недурно заработали. Все убытки им потом были кем-то возмещены на основании их показаний. Торговец мебелью Литвин получил полностью за всю мебель, какая была в его магазине, хотя часть осталась целой, а остальная нуждалась только в ремонте, иногда очень незначительном. Еще лучше доктор Наум Маркович Шефтель. Он заявил, что грабители похитили из его письменного стола 10 000 руб. деньгами. Дом был только что построен, — у Шефтеля денег на постройку было мало, и он должен чуть не каждому обывателю, — не говоря уже о лесных складах и банках. Зачем он держал в столе 10 000 руб. — неизвестно, — вероятно, у него не было и 10 рублей.
Приходилось неоднократно слышать, что погромы производились по инициативе полиции. Меня заинтересовала эта сторона, и, сидя в Кредитке, я произвел возможно тщательно расследование... В Кредитке это было очень удобно: когда человек приходит просить денег, у него душа нараспашку. Я — наедине — в своем кабинете незаметно расспрашивал всех, начиная от жандармского ротмистра Н.А. Шамлевича, жандармов Н. Рубцова и еще другого — фамилии не помню, мелких местных предпринимателей, купцов, рабочих, ж.-д. служащих всех рангов, — все бывали и видели погромы (многие, вероятно, и участвовали), но инициативы или попустительства никто не заметил. Да и что могли сделать 20—30 городовых всего города...
Вокзал не давал покоя городу. Как-то днем — часов 11—12 — слышим в складе: железнодорожники хотят громить все казенные места... уже собрались с оружием около Народного дома. Пошел туда... —день хороший, —любопытными заполнены все тротуары. Около Народного дома в два ряда стоит человек 100... — на краю — Иван Николаевич Штин — знакомый по Кредитке, — он кондуктор, имеет два дома на вокзале; в руках палка с массивной гайкой на конце. «Что собираетесь делать, Иван Николаевич?» — «А черт их знает! Я почем знаю? Велели выходить, а то со службы выгонят!» Зрители ждут, что дальше.Слышим — будут освобождать заключенных... На месте Госбанка стоял довольно ветхий дом предварительного заключения... Вдруг откуда-то на улице показалось десятка два солдат с винтовками, — сняли где-то караул. Улица моментально опустела; зрители прилипли к заборам, железнодорожники сбились в беспорядочную кучу... — полная тишина... Солдаты молча прошли... Стали освобождать заключенных. Выломали окна, подставили лестницы. Заключенные — их было всего десятка три —не выходят. Руководители залезли в окно — убеждают... Заключенные уперлись, — не выйдем ни за что, — здесь спокойнее... Руководители обратно, — заключенные начали поправлять окна...
Действие следующее... Толпа двинулась на Александровскую площадь, чтобы устроить большой митинг. Зрители — за ними... Но... на площади парами ездят казаки... сгрудились на окраины. Смотрю — А.Ф. Бейвель, — подошел к нему, — в это же время подъехал казачий офицер. «На площадь никого не пущу... Прикажете и этих разогнать?» — указывает на толпу. Александр Францевич попросил подождать, — подошел к железнодорожникам, — я за ним. Навстречу нам двое, — один поляк — Мошинский, помощник машиниста, другого не знаю. Бейвель говорит: «Хотелось бы поговорить с руководителями». — «Они перед вами!» — с гонором отвечает Мошинский. «Здесь митинга не будет! Видите?» — указал на казаков. «Тогда мы соберемся на путях. Товарищи! За мной!» Толпа потянулась на вокзал. Зрители — за ними. На путях толпа, сильно поредевшая в пути, собралась в кучу, начали из каких-то бочек устраивать платформу. Зрители быстро прибывали. Вдруг крики: «Солдаты! Солдаты!» — вдали за вагонами прошли три—четыре человека в шинелях—без винтовок... Зрители рассыпались... начали разбредаться и железнодорожники — представление кончено... Я пошел домой...
![УлиÑа УÑимÑкаÑ. Слева â пеÑеÑÑлÑÐ½Ð°Ñ ÑÑÑÑма УлиÑа УÑимÑкаÑ. Слева â пеÑеÑÑлÑÐ½Ð°Ñ ÑÑÑÑма](/images/main/iz-istorii-chelyabinska-1905-god-8e412c.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/yuvlatyshev/22714000/8107172/8107172_original.jpg)
С.П. Осокин. 1905 год в Челябинске. 1936 год: ... Одиннадцатого октября 1905 года, в час дня, группа телеграфистов пришла в мастерские Сибирской железной дороги и информировала актив рабочих о последних политических событиях, о том, что началась всеобщая железнодорожная забастовка. В два часа необычайно долгий гудок известил рабочих города, что мастерские Сибирской железной дороги стали на открытый путь борьбы с царизмом. Замерли станки, потухли горны и паровозные топки... Девятнадцатого октября, в девять часов утра, большие вагонные мастерские и токарка были переполнены. Был проведён митинг. Некоторые рабочие предложили отслужить панихиду по убитым рабочим во время революционных событий в Петербурге и Москве и в других городах, а после панихиды отслужить и благодарственный молебен по случаю дарования долгожданной свободы. Эти предложения руководителями партийной организации были решительно отвергнуты. Ограничились тем, что оркестр железнодорожного клуба исполнил похоронный марш. В 11 часов дня из мастерских вышла большая демонстрация со знаменами, с боевыми лозунгами: «Пролетарии всех стран, соединяйтесь!», «Долой самодержавие!». После того, как демонстранты разошлись, в город вошли войска. Толпа черносотенцев приветствовала их. Подогреваемая черносотенной агитацией. погромная толпа росла и шумела. Раздался крик: — Что. братцы, зря галдим, бей жидов! Находившаяся неподалёку кондитерская Высоцкого была разнесена. Затрещали двери, зазвенели окна еврейских квартир, полетела на улицы незатейливая мебель, кухонная утварь. Нельзя обойти молчанием, что челябинская интеллигенция — многие учителя, медики и другие — в эту кошмарную ночь оказались на высоте человеческого достоинства, мужественно укрывали затравленных людей. С Большой улицы погром перекинулся на Уфимскую. Даже в 10 часов вечера черносотенцы ломали топорами и камнями ставни и двери лавок, магазинов. Улица заполнилась ящиками, мешками, разными товарами. Всякий попадавший в торговое помещение набирал, что ему нравилось, считая своей обязанностью выбросить на улицу, что ему не подходит. В одном из зданий переселенческого пункта была организована медицинская и материальная помощь евреям, потерпевшим от черносотенцев.
![ÐоÑ
оÑÐ¾Ð½Ñ ÑлеÑаÑÑ Ð§Ð¸Ð³Ð¸Ñева, ÑбиÑого ÑеÑноÑоÑенÑами. ÐоÑ
оÑÐ¾Ð½Ñ ÑлеÑаÑÑ Ð§Ð¸Ð³Ð¸Ñева, ÑбиÑого ÑеÑноÑоÑенÑами.](/images/main/iz-istorii-chelyabinska-1905-god-e06899.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/yuvlatyshev/22714000/8107381/8107381_original.jpg)
На территорию Руси валенки стали проникать в период Золотой Орды через тюркские и монгольские племена, обувь у некоторых из них делалась в виде теплых войлочных чулок, поверх которых надевали сапоги. В России же валенки приобрели широкое распространение лишь в первой половине XIX века, когда их начали изготовлять промышленным способом. До этого они были достаточно дороги и их могли себе позволить довольно зажиточные люди. До революции производство валенок было сосредоточено в Калязинском уезде Тверской губернии, в Семеновском уезде Нижегородской губернии, в Кинешемском уезде Костромской губернии и в селе Кукмор Казанской губернии. Но делали валенки и в Челябинске. Например, на улице Заручейной (ныне улица Российская) была пимокатная мастерская Гоглевых. В раскладочной ведомости за 1905 год на этом участке указана каменная мастерская, в которой, вероятно, и катали валенки.