Из истории Челябинска. 1898 год

топ 100 блогов yuvlatyshev18.01.2023

Казанский краевед Рустем Ахунов, внук известного челябинского купца Закира Ахунова, отмечает, что татарское купечество появилось в Челябинске по сравнению с другими городами Оренбургской губернии достаточно поздно. К 1863 году из числа последователей ислама здесь проживали 41 мужчина и 12 женщин, что составляло 0,9 % населения города. Поскольку в то время основными занятиями мусульман были торговля и кожевенное производство, то Троицк, занимавший до пуска Транссиба заметно более выгодное географическое положение, был значительно привлекательнее для татар и башкир. Тем не менее число челябинских мусульман постепенно увеличивалось. В 1898 году в Челябинск перебрался и Закир Ахунов

Мухамет-Закир Залялетдинович Ахунов родился в селе Метески Лаишевского уезда Казанской губернии в 1873 году и был самым младшим ребенком в семье зажиточного государственного крестьянина Залялетдина Ахунова. Но, видимо, упомянутые выше засушливые годы в Поволжье вынудили и это семейство пойти на меры суровой экономии. Юного Закира отдали в Уфу работать мальчиком в магазин, в котором, скорее всего, торговали мануфактурой. С 1889 до 1897 года он служил в Уфе в этом магазине приказчиком. Закир Ахунов, собрав стартовый капитал,  в 1898 году создал в Челябинске собственную фирму под своими инициалами. Закир Залялетдинович осуществлял оптовую торговлю мануфактурным товаром, а также торговал в розницу в трех деревянных лавках на Торговой площади около Христорождественского собора (ныне сквер у театра оперы и балета). 

С середины XIX века вокруг Челябинска стали появляться новые хутора и небольшие селения. Их жителями были ссыльные из западных частей России, не желавшие принимать православие. Также на Урал ссылались поляки за участие в национально-освободительном движении и восстаниях 1830—1831 и 1863—1864 годов. На территории современной северной окраины города они создали поселение, которое назвали по имени одного из основателей — Щигела (со временем название трансформировалось в Шагол). Первая всеобщая перепись населения Российской империи 1897 года зафиксировала в Челябинске 255 лиц римско-католического вероисповедания. 10 апреля 1897 года католики Челябинска обратились в городскую управу с заявлением, в котором писали о необходимости строительства в городе молитвенного дома. В результате католической общине был отведен участок на пересечении Южного бульвара и улицы Ключевской (ныне проспект Ленина и улица Свободы соответственно), общей площадью 1075 квадратных сажен (примерно полгектара).

3 мая 1898 года члены строительного комитета во главе с его председателем, ксендзом Яном Желтовским, подали в городскую управу заявление, где просили утвердить план жилого дома для причта (священнослужителей). Средств на постройку молитвенного дома не хватило, поэтому на первое время было решено разместить его в этом же здании. В справочнике Виктора Весновского «Весь Челябинск и его окрестности» (1909 год) указано, что освящение молитвенного дома состоялось в 1898 году. Здание было прямоугольным в плане, вытянутым с запада на восток вдоль Южного бульвара, одноэтажным, но имело небольшую надстройку в западной части, где находился зал для богослужений. Основной вход в здание располагался со стороны Южного бульвара.

15 июля 1898 года в Челябинске была открыта бесплатная городская народная библиотека. 

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
В прошлый четверг размещал несколько произведений из сокровищницы мировой ...
Невежливо вести частные беседы во время общей трапезы. Начинать их можно только спустя 1,5-2 часа после начала ...
Фото Валерия Сидельникова Люблю Чайковского Петра! Он был заядлый композитор, Великий звуков инквизитор, Певец народного добра. Он пол-России прошагал, Был бурлаком и ...
16 ноября 2021 года, пресс-конференция активистов ряда общественных организаций у здания, где находится Государственная комиссия по правам человека. Активисты выступили за отмену требования коррекции пола для ...
Есть такой позорный документ. В одном ряду с фашистским трёпом Путина и обвинительными речами Крыленко. 1. No picture shall be produced which will lower the moral standards of those who see it. Hence the sympathy of the audience shall never be thrown to the side of crime, wrong-doing, evil or sin. 2. Correct standards of life, subject only to the ...