Иволгинский дацан - центр буддизма в России
knevz — 11.02.2018 Иволгинский дацан – это целый комплекс красивейших буддийских храмов и сооружений, одно из самых впечатляющих мест буддизма в России.Так получилось, что это место знакомо мне еще со школы. Когда-то нас всем классом возили сюда на экскурсию, и никто не задумывался о том, что это храм. Мы осматривали дацан как музей и были в восторге от его редкой красоты. А ламы казались людьми не от мира сего, еще более загадочными, чем священники.
Теперь я вижу дацан другими глазами. Да и он изменился – разросся, стал более ухоженным, и туристов стало не в пример больше, чем раньше.
Добраться до дацана несложно, - от площади Банзарова ходит автобус до Иволгинска, а там можно пересесть на маршрутку, которая довезет прямо до самых ворот.
Как оказалось, я попала в дацан в очень необычный день. Еще более интересным стал тот факт, что это произошло случайно. Дело в том, что именно в этом дацане хранится нетленное тело ламы Даши-Доржо Итигэлова. Несколько раз в год его можно увидеть воочию и получить благословение. Когда-то давно, в далеком 1927 году, лама попрощался со своими учениками, передал им инструкции, как обращаться с его телом, а затем ушел в нирвану. С тех пор тело ламы стало нетленным. Конечно, его неоднократно изучали ученые, которые обнаружили, что волосы и ногти ламы имеют прижизненные характеристики. Пока научного объяснения этому нет, а лама существует в реальности. Видимо буддисты знают больше, чем ученые, обладая мудростью прошлого, которую человечество позабыло.
Так получилось, что я приехала в дацан накануне того дня, когда каждый желающий может увидеть ламу. Узнала я об этом в местной столовой, поедая позы. Неожиданно зашла какая-то женщина и громко сказала, что сегодня великий праздник, ламу будут переносить в другой храм, и попросила каждого из нас думать только о хорошем в момент, когда это будет происходить. Я была очень удивлена, что так здорово подгадала свой приезд, и конечно решила подождать этого события. Перенос ламы планировался на вечер, поэтому у меня появилось очень много времени на то, чтобы осмотреть дацан и окрестности.
Осмотр дацана я начала с гороо – обхода всего комплекса по ходу движения солнца. На самом деле это еще и лучший способ увидеть всю его территорию. В процессе обхода понимаешь, что дацан - это не только храмы. Кто-то здесь просто живет, а кто-то учится философии, медицине, астрологии и другим наукам. Ученые ламы принимают посетителей, консультируя их, в зависимости от вопроса. Иволгинский дацан – это скорее поселение.
Обходя территорию дацана можно раскрутить немало хурдэ – специальных барабанов, внутри которых находятся священные тексты. Вращая такой барабан, человек фактически читает молитву (мантру). Кстати, некоторые хурдэ просто огромные, и чтобы их раскрутить, нужно немало постараться.
Но главное на территории дацана это все-таки дуганы (храмы). Здесь их десять, и каждый из них хорош по-своему. Вот главный соборный храм дацана - Цогчен-дуган, он построен в 1976 году. Именно сюда переносят тело ламы Итигэлова для встреч с теми, кто хочет его увидеть.
А в этом дворце его тело хранится постоянно. Само здание появилось совсем недавно, в 2008 году, и выглядит оно очень похожим на дуган, который когда-то построил сам Итигэлов в Янгажинском дацане. Строили это невероятное сооружение пять лет.
А вот это здание с радужной крышей называется Маанин-дуган - храм бодхисаттвы сострадания Авалокитешвары.
Ниже на фото самый первый деревянный храм, который появился на этой территории - Чойра дуган, это произошло еще в 1946 году.
А этот необычный храм посвящен Зеленой Таре - защитнице всех живых существ.
Храмы поражают прежде всего яркостью своих красок, ведь именно их так сильно не хватает глазу жителя серого мегаполиса.
Кстати, в Питере тоже есть дацан, но он выдержан в более спокойных тонах, зато отлично вписывается в панораму набережной. Удивительно, но далеко не каждый житель Питера его замечает. Он словно специально немного скрыт от глаз посторонних, а его самобытность раскрывается только для тех, кто заходит на его территорию. Фото дацана я нашла на просторах интернета.
Не смотря на обилие ярких впечатлений от храмов, необычная красота местных пейзажей потрясла меня еще сильнее. Стоило всего лишь на пару шагов отойти от дацана, и мне открылась степь, - осенняя, пыльная, но такая колоритная в своем модном платье цвета хаки.
А горы вдалеке органично дополнили этот классический пейзаж. Мне кажется, я могла бы так смотреть на степь бесконечно, до момента непонимания, то ли я смотрю на степь, то ли она вглядывается в меня.
Нагулявшись по округе, я вспомнила, что хотела купить здесь сувениры и подарки. И первая же продавщица сообщила мне, что я не готова к встрече с ламой, потому что не приобрела хадак. Оказывается, хадаком называют ритуальный шарф, даримый в знак почтения, чаще всего он бывает желтого или синего цвета. Я выбрала желтый, и мне сообщили, что теперь монголы примут меня за свою, потому что буряты обычно покупают хадаки синего цвета. Эта продавщица как в воду глядела, все-таки приняли меня монголы за свою! А как это случилось, я расскажу позже.
Тем временем вечерело. И я задумалась о том, как поеду обратно. Стало понятно, что вряд ли в девять часов вечера будут ходить маршрутки до Иволгинска, и не известно, приедет ли в дацан такси из Улан-Удэ. Но беспокойные мысли куда-то ушли сами собой. И я услышала свой внутренний голос – успокойся, все образуется. И я доверилась этому голосу. Тем более, что народ все прибывал и прибывал, наверняка они тоже поедут назад в город.
Наконец, перед храмом, где находилось тело ламы, началось какое-то движение. Все было готово к встрече. Это последние фотографии, которые я сделала в тот день. У меня возникло необычное для меня нежелание фотографировать дальнейшие события.
Когда ламу вынесли из храма, я вспомнила, что мне говорила женщина в столовой – думать только о хорошем, и я старалась так и делать. Потом вся процессия пошла в Цогчен-дуган. Мне показалось, что людей достаточно много, но из разговоров окружающих я узнала, что это на редкость мало, практически никого. Вскоре я зашла в храм и увидела ламу довольно близко. Выглядел он очень необычно, и мне было трудно на него смотреть. Эмоции, которые я при этом испытала, вербализовать сложно. Это и правда очень личный опыт.
Но пора было возвращаться в Улан-Удэ. Выйдя из храма в непроглядную темень, я пошла к воротам. Там было столпотворение из людей и машин. Но кого я только не спрашивала, никто и не думал ехать в город. Наоборот, все только что приехали и собирались размещаться где-то здесь. Вопрос вставал ребром. Я подошла к водителю какого-то автобуса, который сказал, что никуда не едет. Но наблюдая мои метания в течение двадцати минут, сжалился и позвал обратно. Оказалось, ему все-таки нужно в город, но он везет большую группу монголов. Если я сяду в конец автобуса и буду сидеть тихо, возможно, меня никто ни о чем не спросит, и я спокойно доеду до города. Постепенно стали возвращаться монголы, кое-кто смотрел на меня с удивлением, и возможно хотел бы задать вопросы, но как? Русского они явно не знали, поэтому сделали вид, что меня не существует. А может и впрямь приняли за свою, как и обещала продавщица желтого хадака. Когда автобус заполнился, мы покинули Иволгинский дацан и благополучно добрались до самого центра Улан-Удэ.
Вот таким и открылся мне Иволгинский дацан – необычным, мистическим, колоритным. У меня до сих пор ощущение, что кто-то на небе специально позаботился обо мне, подарив такое яркое приключение, которое я запомню на всю свою жизнь.
|
</> |