История штрихами, часть пятая
inkogniton — 18.11.2024 На рассказ о евреях Йемена можно возразить: можно сказать -- это экстремальный пример исламизма, на Аравийском полуострове всё достаточно сложно, этот пример плохо отражает реальную жизнь евреев при власти ислама. Давайте поговорим сегодня не о сосуществовании евреев и арабов, но евреев и других мусульман.Одной из самых древних общин еврейской диаспоры считается община иранских евреев. Еврейская община жила на территории современного Ирана с библейских времен, беря свое начало от евреев, переселенных из Державы Ахеменидов, существовавшей с шестого по четвертый век до нашей эры (да, это не ошибка, до нашей эры). Еврейская община существовала там непрерывно со времен Кира Второго Великого. Книга Ездры рассказывает о персидских царях, разрешивших и способствовавших еврейскому возвращению в Иерусалим с целью построения Второго Храма. Это событие датируется концом шестого века до нашей эры, к тому времени еврейская община Персии была одной из самых влиятельных общин на этой территории. Несмотря на то, что персидский язык стал для евреев родным, как и многие местные обычаи, евреи старались хранить свою этническую и религиозную идентичность. Книга Есфирь рассказывает о злобном царе Амане, задумавшем (из зависти к Мордехаю) истребить всех персидских евреев, но благодаря царице Есфири его план был раскрыт и он был повешен на той самой виселице, которую приготовил для двоюродного брата Есфири -- Мордехая. События этой книги празднуются в Пурим, когда положено напиться так, чтобы не отличать Амана от Мордехая. Времена Амана сменились Парфянским царством, за которым последовала зороастрийская империя Сасанидов. Царь Варахран второй, правитель империи Сасанидов, утверждал, что ему удалось уничтожить чужие религии, включая иудаизм, христианство и буддизм, но другие сасанидские цари благоволили иудеям и предоставляли им свободу вероисповедания, некоторые из них отменяли разнообразные законы, дискриминирующие евреев. Но к первой половине седьмого века положение евреев под властью сасанидов стало тяжелым. Появилось большое количество ограничений, были казнены несколько религиозных лидеров, потому евреи радостно восприняли завоевание Персии исламом и принимали арабскую армию с распростертыми объятиями. В отличие от разрозненных христиан, евреи предпочитали жить сплоченно, одним из центров еврейской жизни являлся город Исфахан. По свидетельству одного из исфаханских евреев, евреи радостно бежали открывать городские ворота Исфахана, завидев арабскую армию.
После завоевания Персии мусульманами, евреи, христиане и зороастртийцы были переведены в статус зимми, со всеми вытекающими из этого последствиями, о которых я рассказывала в первой части (джизья, разнообразные запреты, отличительная одежда и прочее). Несмотря на то, что в период с середины седьмого по середину тринадцатого века (время монгольского вторжения), на некоторые из введенных запретов там и здесь были послабления, неравноценный статус сохранялся. Еврейская община была столь велика, что один из персидских историков десятого века говорил о том, что вся земля от Исфахана до Шуштера была так массово и плотно заселена евреями, что ее называли Яхудистан.
В середине тринадцатого века Персию захватили монголы, дойдя до самого Багдада (разгромив Аббасидский халифат, который прекратил свое существование). Монголы образовали на завоеванных территориях Государство Хулагуидов, которое являлось частью Монгольской Империи. Монголы считали все религии равноценными и отменили неравноценный статус зимми. Один из правителей этого государства, Аргун-хан, настолько отдавал предпочтение евреям и христианам, что назначил своим визирем еврея, что вызвало сильное возмущение и отторжение в мусульманских кругах Хулагуидов. Немедленно после смерти Аргун-хана, еврей визирь был убит, и начался период преследования евреев мусульманами. Христианские историки писали, что жестокость, проявленная мусульманами по отношению к евреям в тот период, была такой, какую не выговорит язык и не опишет перо. В самом конце тринадцатого века монгольский правитель Газан-хан принял ислам и вернул евреям (и остальным) статус зимми. Его преемник пошел дальше и начал политику насильственного обращения евреев в ислам. Одним из самых знаменитых обращенных был Рашид ад-Дин, известный врач и ученый, добровольно принявший ислам для продвижения своей карьеры; успевший побывать Великим Визирем, он был казнен в возрасте семидесяти лет по ложному обвинению в отравлении хана. Во время суда неоднократно упоминались его еврейские корни, а после казни его отрубленную голову несколько дней носили по улицам его родного города Тебриза под крики: это еврей, который злоупотребил именем Божьим, да будет на нем проклятие Божие.
В начале шестнадцатого века в Персию пришли шииты, которые ухудшили и так незавидное положение евреев. Евреев объявили Наджасой -- нечистыми, теми, касаться которых запрещено, а если такое случайно произошло, за этим должен был следовать ритуал очищения мусульманина от еврейской скверны. Евреям запрещалось посещать общественные бани вместе с мусульманами и даже выходить на улицу во время дождя или снега, чтобы их нечистость не стекла с них и не перетекла на мусульманина.
До начала семнадцатого века положение было терпимым, расширение еврейской общины в Исфахане поощрялось и даже приветствовалось, однако к началу семнадцатого века отношение к евреям стало значительно хуже: теперь евреев обязывали носить отличительные нашивки на одежде и отличительные головные уборы. Во второй половине семнадцатого века все евреи Исфахана были изгнаны -- основной причиной изгнания явилась их нечистость; после изгнания они были насильственно обращены в ислам. Интересно заметить тут то, что всего несколько лет спустя, стало известно, что насильственно обращенные в ислам евреи продолжают исповедовать иудаизм, тем временем, казна страдала от потерянных сборов джизьи, потому этим евреям было позволено вернуться к своей вере с обязательным правилом ношения отличительных нашивок на одежде и отличительных головных уборов. Работать евреям позволялось только на тех работах, на которых не хотели работать мусульмане. Примерами таких профессий были крашение (содержащее резкие неприятные запахи), работа мусорщиком, очистка выгребных ям, певцы, музыканты, танцоры. В начале двадцатого века многие евреи Исфахана торговали опиумом.
В первой половине восемнадцатого века шиитское правление ненадолго сменилось суннитским -- значительно более терпимым. Именно тогда евреям разрешили поселиться в городе Мешхед. Надир-шах приказал перевести "еврейские святые книги" на персидский и требовал читать ему их по вечерам, внимательно слушая строчки Торы и их интерпретации. Он обещал отстроить новый Иерусалим и собрать всех детей израилевых вместе. Мешхед стал крупным торговым центром, евреи наладили торговые связи с британцами, которые предпочитали торговые отношения с евреями торговым отношениям с мусульманами. Надир-шах был убит в середине восемнадцатого века и к правлению пришла династия Зенд.
У династии Зенд были сложные отношения с еврейской общиной. С одной стороны, в Ширазе евреям жилось неплохо под покровительством шаха, с другой стороны, в конце восемнадцатого века, когда войска Карим-хан Зенда вошли в Басру, множество евреев были убиты, многие еврейские женщины были изнасилованы, а еврейское имущество разграблено. Британский офицер Уильям Франклин, посетивший Шираз после смерти Карим-хана, писал:
"Евреям Шираза отведена четверть города, за которую они платят правительству значительный налог и обязаны часто делать подарки. Эти люди более ненавистны персам, чем любая другая вера, при каждой удобной возможности их притесняют и вымогают у них деньги, даже мальчишки на улице привыкли их бить и оскорблять, и на такое обращение они не смеют жаловаться".
Династия Зендов сменилась шиитской династией Каджаров и, несмотря на то, что поначалу каджарские правители благосклонно относились к еврейской общине, всё более радикальные шиитские правители, сменяющие предыдущих, все менее благосклонно относились к евреям. Были восстановлены многие анти-еврейские шиитские законы, в частности применялась практика насильственного обращения в ислам. На этом фоне особенно примечательна история евреев города Мешхеда, о которых я писала раньше. В 1839 году произошел Аллахдад (божья справедливость) -- мусульманский погром евреев Мешхеда. По отдельным источникам, этот погром случился из-за того, что во время одного из марша шиитов в священный для них месяц, еврейская женщина выбросила мертвую собаку, которую она убила по медицинским показания. Женщину обвинили в умышленном оскорблении шиитов.
Правитель Мешхеда приказал атаковать еврейские дома. Толпа обрушилась на еврейскую общину Мешхеда -- они сожгли синагогу дотла, они грабили и разоряли частные дома, похищали девочек, чтобы сделать их впоследствии детскими мусульманскими невестами, и убивали евреев. Они убили около сорока человек, они приставили ножи к шеям патриархов еврейской общины и заставили их громогласно заявить о своей верности исламу. Чтобы спасти общину, патриархи объявили о верности исламу и практически вся оставшаяся община, насчитывающая около двух с половиной тысяч человек, была насильственно обращена в ислам.
Общая историческая картина еврейско-персидских отношений на тот момент, по мнению многих историков, заключалась в том, что многие евреи Мешхеда служили агентами британского правительства -- на фоне ухудшения британо-персидских отношений, росла ненависть к евреям Мешхеда. Несколько лет спустя, после вмешательства Монтефиоре (о котором мы говорили во второй части), евреям было позволено вернуться в иудаизм. Однако, многие евреи боялись гнева соседей мусульман и предпочитали жить крипто-евреями: притворяясь мусульманами в будничной жизни и продолжая тайно исповедовать иудаизм, обучать детей ивриту и соблюдать субботу. Почти сто лет евреи Мешхеда скрывали то, что они продолжают оставаться евреями. В Мешхеде их называли "новыми мусульманами". Насильно обращенные в ислам евреи Мешхеда были обязаны открывать свои лавки в субботу, чтобы продемонстрировать, что они не соблюдают субботу -- еврейский день отдыха и покоя. Но несмотря на то, что они открывали двери своих магазинов посетителям, они прилагали все усилия для того, чтобы не совершать ни одной сделки. Некоторые евреи Мешхеда тогда сбежали и поселились в других городах -- к примеру, в Самарканде, Бухаре и Герате. После исламской революции 1979 года все оставшиеся евреи Мешхеда сбежали в Израиль. На сегодняшний день в Мешхеде не осталось ни одного еврея.
В конце девятнадцатого века Насер ад-Дин Шах, после своего путешествия по Европе, попытался наладить отношения с еврейской общиной и снял некоторые ограничения -- всё это воспринималось крайне враждебно шиитскими лидерами. В письмах тегеранской еврейской общины говорится о том, что, несмотря на то, что сам Шах "праведный царь, любящий все семя иудейское, как зеницу ока своего", не-еврейские массы очень плохо относятся к евреям. И только в конце девятнадцатого века, под давлением Монтефиоре, иранское правительство улучшило жизни евреев и снизило налоги, которые взимались с евреев.
В середине девятнадцатого века Дж. Дж. Бенджамин писал о жизни персидских евреев:
"они обязаны жить в отдельной части города ибо их считают нечистыми существами… Под предлогом их нечистости с ними обращаются с величайшей жестокостью, и если они смеют выйти на улицу, населенную мусульманами, мальчики и толпы взрослых забрасывают их камнями и грязью… По той же причине им запрещено выходить на улицу во время дождя, поскольку, как говорят, дождь смоет с них грязь, которая запачкает ноги мусульман… Если еврея узнают на улицах, его подвергают величайшим оскорблениям, прохожие плюют ему в лицо, а иногда и бьют… немилосердно… Если еврей за чем-нибудь заходит в магазин, ему запрещается осматривать товар… Если его рука неосторожно коснется товара, он должен взять его по любой цене, которую захочет попросить за него продавец… Иногда персы вторгаются в жилища евреев и завладевают всем, что им угодно. Если хозяин оказывает хотя бы малейшее сопротивление в защиту своей собственности, он подвергается опасности заплатить за это своей жизнью. ... Если еврей появится на улице в течение трех дней Кателя (Мухаррама -- *первого месяц мусульманского календаря*) его обязательно убьют".
Во второй половине девятнадцатого века британский поверенный в делах в Иране писал, что за исключением евреев Тегерана и нескольких других крупных городов, евреи крайне бедны и сильно преследуются и угнетаются мусульманами.
Несмотря на то, что центральные иранские правители время от времени хотели помочь евреям, их влияния не хватало, особенно там, где были сильные местные шиитские власти. К примеру, в Хамадане, в 1875 году, случился следующий инцидент: еврей ювелир спорил со своим клиентом, вокруг них собралась толпа, которая обвинила еврея в оскорблении ислама -- преступление, заслуживающее смертной казни. Толпа набросилась на еврея и начала избивать. Еврею удалось сбежать и забежать к муджтахиду (правовому консультанту) в надежде, что тот передаст его в официальные руки. Однако взбешенная толпа ворвалась в дом, еврея-ювелира убили, а тело его сожгли. После вмешательства британцев, правительство наложило на мусульманское население Хамадана дополнительный налог, что вызвало дополнительный гнев и толпа собиралась забрасывать камнями евреев, местного правителя и шахских агентов.
В девятнадцатом веке в Тегеране была популярна песня со следующими словами:
Еврей (в оригинале Джухуд: отрицательный термин, означающий еврей), у которого нет чести, Он является помехой с головы до ног, Он — ложь с ног до головы, Пусть отбросы покроют могилу его отца, Он — враг религии ислама, Не называйте его евреем, он неверный, Его шарф, его платье и рубашка, Его имущество, его дети и его жена, Не говори, что они плохие, потому что они принадлежат тебе, возьми их и обмани их, верти ими как угодно, они законно твои
В девятнадцатом веке было много погромов и насильственных обращений евреев в ислам. Помимо погрома в Мешхеде, были погромы в Тебризе и Ширазе, многие евреи продолжали тайно исповедать иудаизм и жить жизнью крипто-еврея. Евреи Хамадана были обвинены в насмешках над святыми традициями ислама, многие были оштрафованы, некоторым, в виде наказания, были отрезаны носы и уши. Были насильственно обращены в ислам евреи Баволя, а когда, благодаря вмешательству французских и английских властей, им разрешили вернуться в иудаизм, разъяренная толпа начала погром, в течение которого были убиты восемнадцать евреев, двое из которых были заживо сожжены. Представитель Альянса в Тегеране писал: каждый раз, когда священник желает выйти из безвестности и завоевать репутацию благочестивого человека, он проповедует войну против евреев.
В 1910 году, в Ширазе, евреи были обвинены в ритуальном убийстве мусульманской девочки. Это повлекло за собой еврейский погром, в течение которого погибли двенадцать евреев (которые пытались защищать свои дома), около пятидесяти евреев получили ранения и у более шести тысяч евреев Шираза отобрали всё их имущество. Это был далеко не первый еврейский погром в Ширазе. В 1892 году было несколько убийств евреев, в 1897 году убили двадцать евреев и сожгли три синагоги. Если вы никогда не слышали о погроме в Ширазе, я очень советую почитать о нем.
Можно еще очень долго рассказывать о горькой жизни евреев в мусульманской Персии.
Жизнь евреев Персии улучшилась только в 1925 году с приходом династии Пехлеве. Шиитское влияние значительно ослабло, были сняты все ограничения для евреев и остальных меньшинств. Убрали понятие нечистости, запретили насильственное обращение в ислам, разрешили занимать государственные должности. Тогда же, под влиянием услышанного о сионизме, многие персидские евреи переехали в Палестину.
Во время второй мировой войны иранский правитель Реза Пехлеви объявил Иран нейтральной стороной и поначалу заявил, что персидские евреи являются неотъемлемой частью иранского народа. Он значительно сильнее симпатизировал Германии, нежели союзникам, так как Германия (как империя) никогда не пыталась оккупировать Иран. В середине тридцатых годов иранцы были объявлены арийцами и потому были исключены из Нюрнбергских расовых законов. Гитлер обещал Ирану вернуть все его, ныне оккупированные русскими, земли после своей окончательной победы. Среди евреев началась паника, пошли слухи о готовящихся массовых погромах, евреям советовали немедленно уезжать из Ирана. Все иранские политики, выступающие против Германии, объявлялись крипто-евреями. В 1941 году, на Пурим, по радио транслировалась передача, в которой призывали иранцев отомстить евреям за Амана и призывали к началу массовых еврейских погромов. На еврейских домах и магазинах рисовали свастики. Именно поэтому евреи радостно приветствовали британские и советские войска в 1941, это было значительно лучше альтернативной версии: быть захваченными немецкими силами. Многие евреи вступили в коммунистическую партию.
Несмотря на эпидемию голода в Иране в 1942-43 годах, Иран принял более ста тысяч польских беженцев, из которых несколько тысяч были евреи. Многих детей из той волны окрестили "Дети Тегерана". Теперь Исфахан (тот самый Исфахан) начал называться городом польских детей. Евреи, сбежавшие из Польши, рассказывали, что впервые за долгое время наконец почувствовали себя свободными.
Анти-еврейские настроения начались опять в сорок восьмом после создания Израиля и продолжались до пятьдесят третьего. Израильским самолетам запретили приземляться в Иране, закрыли Еврейское Агентство и самый анти-израильский представитель правительства время от времени публиковал полу-официальные документы, в которых намеками сообщал, что Иран не признает государство Израиль. Однако, премьер министр Ирана, Мухаммед Мосаддык, не прерывал торговых отношений с Израилем. Второе напряжение началось во время шестидневной войны, когда в Ширазе закрыли синагоги, опасаясь атак со стороны мусульманского населения. Но все попытки проникновения в еврейское гетто пресекались полицией.
Самая счастливая эра евреев Ирана началась в 1953 году, при шахе Мохаммеде Резы Пехлеви. В семидесятых годах только десять процентов иранских евреев считались малоимущими, восемьдесят процентов считались средним классом, а десять процентов были богаты. Несмотря на то, что процент евреев в Иране был крайне мал (составлял около двух процентов от населения), двое из восемнадцати членов Иранской Академии Наук были евреями, из четырех тысяч профессоров -- 80 были евреями, из десяти тысяч врачей евреями были шестьсот. Шах поддерживал тесные и близкие отношения с Израилем и это было одним из главных факторов, приведших к экономическому процветанию иранских евреев. Однако, ближе к концу своего правления (в середине семидесятых годов), шах начал проявлять анти-еврейские настроения и начал разговоры о влиятельном еврейском лобби в США, которое контролирует банки, политику и прессу, вертит миром в интересах Израиля. Последний еврейский представитель иранского сената рассказывал, что шах начал с подозрением относиться к евреям, так как за большой частью международной критики, относящейся к отсутствию свободы в Иране и военного стиля правления Ирана, стояли еврейские авторы.
Во время революции 1979 года, многие евреи присоединились к революционерам, поменяв еврейскую идентичность на желание быть частью той утопии, которую предлагали революционеры. Евреи участвовали в протестах, помогали в коммуникации между революционерами и присягали аятолле на верность к революции. Но уже в марте 1979 восемнадцать активных еврейских участников революции были казнены за подозрения в шпионаже, коррупции и связях с сионистами.
В конце девятнадцатого--начале двадцатого века тысячи персидских евреев переехали в Палестину, спасаясь от гонений и преследований. Оставшиеся евреи постепенно перебирались в Тегеран, чтобы находиться поближе к шаху и его защите.
На момент образования Израиля, в Иране проживало уже всего только около ста пятидесяти тысяч евреев. Исламская революция ускорила исход евреев, когда менее чем за год уехало почти шестьдесят процентов иранских евреев. По состоянию на 2021 год иранская еврейская община (являющаяся, на сегодняшний день, самой большой еврейской общиной в какой-либо мусульманской стране) состояла из (около) восьми с половиной тысяч человек.
|
</> |