Историческое штрихами, часть вторая
inkogniton — 13.11.2024 Давайте немного разбавим древнюю историю (я планировала написать о еврейских погромах в арабском мире, но решила, что это будет потом) ответами на вопросы, часто появляющимися в дискуссиях об арабо-израильском конфликте. Начну я с эпиграфа, который демонстрирует то, о чем я говорила в предыдущей части: сдвиг в отношении к евреям от "прекрасного народа книги" (начало ислама, когда Мухаммад хочет понравиться евреям) до:Эпиграф: Абу Хурейра рассказывал, что Мухаммад сказал: «Судный час не наступит до тех пор, пока мусульмане не сразятся с иудеями. Мусульмане будут убивать их, так что иудеи будут прятаться позади камней или деревьев, а камни и деревья будут говорить: "О мусульманин! О раб Аллаха! За мной прячется иудей. Приди и убей его!" И только дерево гаркад не станет делать этого, потому что оно является иудейским деревом»
Сахих Муслим,
Книга несчастий и предзнаменований последнего часа; 2922, Книга 7, Хадис 6985
1) Многие защитники Израиля любят упоминать о том, что большинство арабов на этой территории пришлые. Проблема в том, что, из того, что я видела, практически ни один не может этого обосновать. Давайте обсудим правда ли это (вне зависимости от политики, от арабо-израильского конфликта и чего бы то ни было еще).
Несмотря на то, что эта земля никогда не была пустой и на ней веками жили и арабы и евреи (да, еврейское присутствие здесь было всегда, пусть и не очень большое, но всегда, я упомяну об основных поселениях чуть позже), густонаселенной ее тоже назвать было никак нельзя. Тысячи паломников каждый год шли на эту землю и так же уходили через какое-то время.
В период с шестнадцатого по восемнадцатый век основной массой мигрантов были различные бедуинские кланы, пришедшие сюда из (сегодняшних) Саудовской Аравии, Сирии и Трансиордании. Османы всячески поддерживали заселение этих земель и предлагали земли с гарантией свободы передвижения.
Основные миграции на эту землю начались в конце восемнадцатого века. Так, к примеру, в конце восемнадцатого века в Египте началась страшная эпидемия голода и многочисленные египтяне бежали из Египта в Палестину (тогда являющуюся частью Османской империи). Практически каждый шестой египтянин бежал тогда из Египта, не все они бежали в Палестину, но, по свидетельству историков, улицы Палестины были тогда буквально наводнены египетскими беженцами. Вторая большая волна переселенцев из Египта началась после первой египетско-османской войны 1831 года. Мухаммад Али Паша, которого сегодня считают фактическим основателем Египта, был ставленником от Османской империи в Египте. Однако ему хотелось увеличить сферы своих владений и он пошел войной, в которой одержал уверенную победу и, в частности, захватил Палестину. Тогда же он начал активно агитировать египтян мигрировать в Палестину и начался второй большой приток египетских арабов на эти земли -- сюда ехали как египетские мирные поселенцы, так и уволившиеся солдаты. Его сын, Ибрагим Паша, считается сегодня основателем основных бедуинских кланов на этой земле. Египтяне селились преимущественно в городах -- в Газе, где по сегодняшний день первой по популярности фамилией является Эль Масри, что означает египтянин (я предоставлю вам найти перепись фамилий в Газе самостоятельно, это легко находится и там очень немного фамилий, чуть более ста пятидесяти), и Яффо. В городах приехавшие египтяне основывали районы, а также селились в близлежащих деревнях и поселках. Дополнительные районы расселения египтян были сегодняшний Акко, Иорданская долина и долина Хулы. Часть потомков той волны всё еще живут в районе Вади Ара.
В тот же период Мозес Монтефиоре, британский филантроп (еврей), приезжает к Мухаммаду Али с визитом, чтобы обсудить заселение этих земель евреями. Монтефиоре многократно бывал в Палестине в период с начала по почти конец девятнадцатого века, многократно посещал Цфат, который практически полностью был заселен евреями. Ему не нравилась беднота, царящая в еврейских поселениях, и он писал:
«Я подам заявление к Мохаммаду Али о предоставлении земли сроком на 50 лет; где-то одна или двести деревень; давая ему повышенную ренту от десяти до 20 процентов и выплачивая всю сумму деньгами ежегодно…» при условии, что «земля и деревни будут свободны в течение всего срока от налога или обложения как паши, так и губернатора нескольких районов; и предоставится свобода распространять продукцию в любой части земного шара». В случае успеха он намеревался по возвращении в Англию «сформировать компанию для обработки земли и поощрения наших братьев в Европе вернуться в Палестину».
Встреча Монтефиоре с Мухаммадом Али состоялась в 1839 году, за год до того, когда Османская империя вернула Палестину под свой контроль, отбив ее у Мухаммада Али. Мухаммад Али заверил Монтефиоре, что любой контракт, который Монтефиоре заключит с мусульманами, будет горячо им поддержан и немедленно отправлен в Константинополь на официальное заверение. Мухаммад Али сообщил Монтефиоре, что лично у него нет земель в Палестине, а если бы были он бы немедленно отдал их Монтефиоре, так как мечтает видеть эти земли обработанными и засеянными.
Следующей большой арабской миграцией была миграция алжирских арабов (магрибов), начавшаяся в середине девятнадцатого века и продолжавшаяся до 1920 года. Произошла она вследствие разгрома эмира Абд аль-Кадира французской армией. Многие из них поселились в заброшенных домах в Галилее.
Были дополнительные миграции арабов и мусульман в конце девятнадцатого века, которые продолжались вплоть до начала двадцатого века, в частности, миграции из северной части Сирии, Боснии, Чечни и Черкессии. Также следует упомянуть о привлечении большого количества египетских рабочих на строение Хиджазской железной дороги, начатой в 1900 году (дорога, по плану, должна была соединять Дамаск и Мекку).
Так что, ответ на этот вопрос: да, активное заселение этих земель арабами началось только ближе к середине девятнадцатого века, на тридцать лет раньше активного заселения евреями, хотя миграций евреев сюда было много и до этого. К примеру, в самом начале девятнадцатого века сюда приехали последователи Виленского Гаона, также в середине девятнадцатого века сюда (пешком, бросив всё) пришла большая община йеменских евреев, к которым крайне плохо относились в Йемене (о чем я обещаю рассказать дальше).
Предваряя вопросы из серии: а что, если пришлые, их можно выселять? -- заранее оговорю: нет, моя историческая справка не имеет отношения к вопросу о том кого можно выселять, а кого нельзя. Об этом мы поговорим позже. Это исключительно историческая справка, так как тот, кто не знает историю, вынужден спотыкаться о те же самые грабли.
________________
2) Все евреи пришлые, вы никогда тут не жили.
Еврейское присутствие в Палестине не прерывалось никогда, вообще никогда. Одно из самых древних еврейских поселений находилось в Газе, люди там жили практически непрерывно веками. На части территории сектора, включая сегодняшний Рафиах, были большие еврейские центры жизни, которые впервые были разрушены крестоносцами в двенадцатом веке, однако уже в конце тринадцатого века, после захвата земли мамлюками, евреи опять вернулись в Газу. Есть свидетельства христианских путешественников (конца четырнадцатого века) о том, что жизнь в Газе кипит, евреи производят хорошее вино. В самом конце восемнадцатого века евреям пришлось бежать из Газы, вследствие вторжения Наполеона, однако евреи опять вернулись в Газу в середине девятнадцатого века. В начале двадцатого века оно увеличилось (после покупок земель) и было окончательно разрушено арабами в 1929 году. Все жители были либо изгнаны либо убиты, всё имущество и земли арабы забрали себе. Я так подробно рассказываю именно про это поселение так как не раз сталкивалась с тем, что о том, что евреи жили в Газе веками, не знают даже многие израильтяне. Естественно, было достаточно других еврейских центров жизни, где евреи составляли большинство: Цфат, Хеврон, Иерусалим (к примеру).
_________________
3) Евреи украли у арабов землю.
Вся, подчеркиваю, вся, земля, на которой жили евреи до ноября сорок седьмого года, была куплена, евреи не украли ни одного метра арабской земли. Я полагаю, что именно сейчас навлеку на себя гнев, хамство и всяческие ругательства. Прежде, чем вы начнете гневаться, у меня есть прагматичное предложение: предъявите мне одно (только одно, не надо больше), еврейское поселение, существовавшее до ноября сорок седьмого года на не купленной евреями земле. В дополнение, я предлагаю вам предъявить мне хотя бы одно (не надо больше, одно) арабское поселение, разрушенное евреями до ноября сорок седьмого года (с последующим изгнанием оттуда жителей).
Я могу предъявить много примеров когда арабы рушили и громили еврейские поселения (построенные на купленной евреями земле), изгоняли оттуда жителей и присваивали земли себе. Вот неполный список таких поселений:
1) Бней Иегуда, 2) Тель Хай, 3) Метула -- разрушены арабами в 1920, все евреи убиты или изгнаны.
4) Кфар Саба, 5) Кфар Маляль -- разрушены арабами в 1921, все евреи убиты или изгнаны.
6) Кфар Уриа -- разрушено арабами в 1929, все евреи убиты или изгнаны.
7) Рухама, 8) Хартув, 9) Хульда, 10) Моца, 11) Пория, 12) Газа -- разрушены арабами в 1929, все евреи убиты или изгнаны.
13) Бейт Шаан -- разрушено арабами в 1936, все евреи изгнаны или убиты.
И это только то, что я помню навскидку, задолго до сорок седьмого, восьмого и прочее. Также осмелюсь напомнить о погромах в Хевроне в 1929 году (почти семьдесят убитых, включая детей), погроме в Тверии в 1938 (где большинство убитых были дети) и о многих других погромах, в результате которых евреев убивали или изгоняли, а имущество и земли присваивали себе.
То, что кому-то из вас хочется на меня накричать и обозвать, не делает мои утверждения ошибочными. Вы считаете, что я ошибаюсь и это не является правдой, предъявите мне факты, оспаривающие мои утверждения.
Про то, что происходило после ноября сорок седьмого года мы поговорим отдельно, я никуда от этого уворачиваться не собираюсь.
Продолжение следует, но не сегодня.
|
</> |