Историческое штрихами, часть третья
inkogniton — 14.11.2024 Когда вам говорят о том, что евреи и мусульмане веками мирно сосуществовали на одной и той же территории пока не появился Израиль, когда вам говорят, что это антисионизм, а не антисемитизм, не имеющий никакого отношения к антисемитизму (который мерзость, грязь и прочее, в отличие от антисионизма), вам не просто лукавят, но откровенно лгут. Давайте поговорим о мирном сосуществовании евреев и арабов в арабском мире.Йемен
Если жизнь евреев в мусульманском мире можно назвать плохой, то в Йемене она была катастрофической. Всё, что я буду писать сейчас, я беру из википедии и некоторых других источников, как я сказала в ответ на один из комментариев: можно рассказывать историю по википедии, при условии, что сам рассказчик узнал ее не из википедии. Если вас заинтересует то, что я рассказываю, я советую про всё это почитать хотя бы в википедии (и лучше не в русской, а в английской версии).
Как вообще евреи оказались в Йемене, с какой стати? Нищая страна, где-то черт знает где, половина людей не только не найдут ее на карте, но даже не знают в какой части карты ее следует искать. Когда-то Йемен, вернее Химьяритское царство, было богатейшим царством с прекрасно развитой торговлей, известной во всем греко-римском мире своими специями. После восстания Бар-Кохбы множество евреев, живших в (тогда римской) Иудее покинули свои дома и мигрировали именно в Химьяр. В частности, благодаря славе о богатстве и развитости этого царства. Почти до конца четвертого века йеменские племена не имели ничего против живущих рядом с ними евреев. Более того, иудаизм оказал сильное влияние на существенные изменения происходившие в их религии (впрочем, для исторической точности надо упомянуть, что историки по сей день спорят что больше повлияло на переход к монотеизму: иудаизм или христианство). В конце четвертого века Химьярский царь Абу Кариб начал войну и, в конечном итоге, дошел до Ятриба (Медины -- той самой Медины, о которой мы говорили раньше), где сражался с евреями Ятриба (которые на тот момент являлись большинством, напоминаю: мы говорим о конце четвертого века, никакого ислама еще нет). Существует история, которая говорит о том, как во время этой военной кампании царь заболел, два ятрибских еврея пришли к нему в палатку и уговорили прекратить осаду города. Более того, они настолько ему понравились, что царь заинтересовался иудаизмом настолько, что не только сам практически сразу перешел в иудаизм, но и убедил перейти в иудаизм всю свою армию. Таким образом, Химьяритское царство, тогда одно из самых больших и влиятельных царств Аравийского полуострова, стало иудейским. В начале шестого века начались междоусобные войны между разными племенами Химьяра, вернее, как сказали бы сегодня, между разными политическими элитами разных племен Химьяра. Последним царем Химьяритского царства был Масрук, печально известный тем, что заставлял христиан переходить в иудаизм под страхом смерти и устроил массовое многотысячное убийство христиан в назидание (это, строго говоря, не является фактом, так как до сегодняшнего дня историки не согласны практически ни на чем, что связано с Масруком, он остается загадочной личностью, однако забавно тут то, что лет десять-пятнадцать назад, этот эпизод муссировался в ВВС как доказательство еврейской жестокости, если вы ничего об этом не слышали, я очень советую почитать). В конечном итоге христиане убили Масрука и поставили главным руководителем христианина. Есть множество подтверждений тому насколько древней была иудейская община в Йемене.
Постепенно в Йемен пришел ислам и евреям становилось всё хуже и хуже, но активное преследование евреев началось в начале десятого века, когда власть захватили радикальные шииты, сместившие умеренных суннитов. Хуже всего стало в первой половине пятнадцатого века при зейдитах. Тогда были введены новые дополнительные дискриминирующие законы, превратившие жизнь йеменских евреев в непрерывный кошмар. Одним таким законом, к примеру, был закон о том, что дети, оставшиеся сиротами, были обязаны (насильственно или нет) перейти в ислам. Именно из-за этого в среде йеменских евреев были так популярны ранние браки и ранние дети -- это увеличивало шанс, что к моменту смерти родителя, ребенок уже сам являлся частью какой-то другой семьи. Этот закон, называемый Orphans' Decree, не имел аналога больше ни в одной стране мира по отношению ни к какому населению. Закон игнорировался во время правления османов (с конца девятнадцатого до начала двадцатого века), однако был введен опять в 1918 году при правлении имама Яхьи.
Во время правления зейдитов евреи считались нечистыми и им запрещалось прикасаться к мусульманам и к еде мусульман. Про встрече с мусульманином требовалось быть покорным, аккуратно встать слева от него и поприветствовать. Нельзя было строить домов выше мусульманских, нельзя скакать на лошади и верблюде, на осле же нельзя ездить верхом, обязательно свесить ноги набок. При входе в мусульманский квартал еврей был обязан разуться и идти по кварталу босым. Если в еврея начинали бросать камни, еврей не имел права защищаться, он мог либо сбежать, либо просить о пощаде находившихся подле мусульман. В конце семнадцатого века евреи были массово изгнаны из всех районов Йемена и были переселены в отдаленный район Мавза -- место очень плохо подходящее для жизни, где жара достигает пятидесяти градусов. Это переселение называется "Изгнание в Мавзу" и если вы израильтянин и о нем никогда не слышали, значит вы никогда не общались с йеменскими евреями, каждый из которых прекрасно помнит про изгнание в Мавзу. Множество евреев умерли после переселения от голода и болезней. Современные историки утверждают, что выжила только треть всех насильно переселенных евреев. Всё имущество и все дома переселенных евреев были отобраны, большинство синагог либо уничтожены, либо превращены в мечети. Через год выжившим изгнанным евреям было позволено вернуться, так как некому было заниматься торговлей, ювелирным делом, ковкой и многим другим, чем традиционно занимались евреи. Дома их были либо разрушены, либо уже заняты мусульманами, поэтому им пришлось селиться за пределами городских стен. Имам, позволивший выжившим евреям вернуться, пытался налаживать отношения с еврейской общиной и игнорировал призывы к массовой депортации евреев. Йеменские евреи специализировались во многих отраслях, которые избегали мусульмане: работа с золотом и серебром, починка оружия, евреи ткали ковры, были сапожниками и портными -- этими и некоторыми другими ремеслами занимались только и исключительно евреи, так как мусульмане избегали эти ремесла. Мусульмане производили продукты, а евреи производили и поставляли мусульманским фермерам всё, что было нужно для производства этих продуктов. Фермерство для евреев было запрещено, так как, напоминаю, из-за нечистости еврея, ему не позволялось касаться еды для мусульман. В начале восемнадцатого века многие евреи привлекались к самым отвратительным (как абстрактно, так конкретно для мусульман) работам, к примеру, очищение общественных и частных выгребных ям.
Не удивительно, что больше половины йеменских евреев перебрались в Палестину задолго до сорок восьмого года и никого из них не пришлось уговаривать. Первая волна евреев из Йемена в Палестину началась в 1881 году и продолжалась практически без перерыва до 1914. В эту волну в Палестину перебрались десять процентов всех йеменских евреев. Благодаря открытию Суэцкого канала в 1869 году время прибытия из Йемена в Палестину сильно сократилось. Многие йеменские евреи считали открытие канала и события, происходящие на тот момент на святой земле, знаком с небес, знаком, что искупление совсем близко. Они считали, что надо селиться на святой земле и играть свою роль в грядущей мессианской эре. В первые два года этой волны в Израиль пришли пешком (по суше и морю) тридцать семей йеменских евреев, многие из которых поселились в небольшом районе Восточного Иерусалима. При этом жизнь йеменских евреев на святой земле (и в начале Израиля) тоже была далеко не сладкой, но это уже совсем другая история.
В 1947 году в Адене произошел еврейский погром. Около ста евреев были убиты. Ни один из погромщиков не был арестован. Год спустя в колодце утонули две мусульманские девочки, в этом обвинили евреев, обвиняемых арестовали и заставили выплатить огромные штрафы.
Евреи Йемена жили в постоянном страхе и невероятно страдали. Практически все остававшиеся на конец сороковых годов йеменские евреи (около пятидесяти тысяч) переехали в Израиль в период с 1949 по 1950 год. Многие из этих евреев никогда в жизни не видели машин. Их привезли в Израиль на самолетах, которые они тоже никогда в жизни не видели. Интересно отметить, что рейсы с евреями из Йемена в Израиль были совершены компанией Эйр Аляска. Голда Меир писала в своих мемуарах: иногда я езжу в аэропорт встречать прибывающих из Йемена евреев. Однажды я спросила одного пожилого человека: вы когда-нибудь до этого видели самолет? Он ответил: нет. Тогда я спросила: а тебе не страшно было лететь? Он ответил: нет, как говорится в Торе, в книге Исход: Вы видели сами, что Я сделал с Египтом, и как Я нес вас на орлиных крыльях и привел вас к Себе.
На вторую половину 2021 года в Йемене оставалось пять евреев, самый известный из которых Леви Мархаби. Это ультраортодоксальный еврей, посаженный в 2016 году хуситами в тюрьму по обвинению в том, что он, якобы, помогал вывезти свиток торы из Йемена. Известно, что он содержится в отвратительных условиях и постоянно подвергается пыткам. Несмотря на то, что после рассмотра апелляции суд приказал выпустить Леви, хуситская милиция отказалась и оставила его в тюрьме. В 2021 году тринадцать евреев из разных семей, включая семью Мархаби, были депортированы в Каир. Они поначалу отказывались, но согласились когда хуситская милиция потребовала их выезда за освобождение Мархаби. Несмотря на их отъезд, Мархаби не был выпущен из заключения. В 2022 году, исходя из отчета ООН, в Йемене оставался ровно один еврей. Джейсон Губерман, глава Американской Сефардской Федерации заметил, что вне всяких сомнений, Мархаби и есть тот самый единственный еврей. Мархаби всё еще не выпущен из заключения.
|
</> |