История проваливания в бездну
swamp_lynx — 29.04.2024 "В моих ощущениях мир поздней античности - это история проваливания в бездну. Целая цивилизация столетиями сползает все глубже, и зацепиться не за что.Это происходит медленно, и потому - богатая история цепляний, подтягиваний, сорванных ногтей, хрипов, облегченных вздохов и стонов отчаяния. Это происходило неравномерно, иногда быстрее, иногда незаметно.
Мне в книге (Питер Браун Мир поздней Античности: 150—750 гг. н. э.) не хватает описания и объяснения трагедии и чуда. Трагедии - отрицаемого автором сползания в бездну, для него - поздняя античность, а мне - Темные века. И чуда: как же обошлось? как сквозь это прошли? Что помогло, что вытащило? У автора просто нет этого вопроса - не было падения в бездну, так что и спасения не было и не надо." ivanov_p.
az118: В действительности суть истории не в классовой борьбе буржуа и пролетариев, ставшей актуальной всего 400-500 лет назад, а в неизбежности этой борьбы при гибели аграрного, феодального общества европейского средневековья с 6 до 14 в и азиатской древности до 19-20 века со сословно-служилым строем и становления общества индустриального, буржуазного с торгово-промышленным строем, продуцирующего бурный НТП и войны классово-социальные за свободу и равенство (что означает деградацию социального организма с разделением необходимых ролей в жизни общества) и мировые за контроль мировой торговли и рынков сырья, раб.силы и сбыта, что 60 лет назад поставило род людской на грань самоуничтожения и заставило сильных мира сего начать трансформацию индустриального общества в постиндустриальное с финансово-информационным строем, стиранием государств под властью ТНК и деградацией пола, семьи и всех традиционных ценностей с перспективой гибели человечества либо от вырождения в глобальном болоте гедонизма, либо в пламени мировой войны от сопротивления сему процессу всемирного нигилизма.
Россия просто отстала на этом прогрессистском пути из-за событий 1917-21 гг - двух революций и гражданской войны, разрушивших русскую промышленность и всю дореволюционную социально-политическую структуру российского общества, а потом 1941-1945 гг - ВОВ, во время которой была разрушена вся западная часть СССР (и первое, и второе для восстановления индустриальной мощи страны потребовало сталинской мобилизации и антилиберальных и антинационалистических репрессий), но как только была создана индустриальная база, повлекшая быструю урбанизацию и быстрый рост торговли и интеллигенции, в 1950-60 гг произошла демобилизация и началась быстрая трансформация общества в буржуазное со стремлением интеллигенции к политической власти и партхоз бюрократии к приватизации гос.собственности и вхождению ее в мировую политэк. элиту, причем в 1970-80 гг выявились нарастающие техн.отставание и резкое одряхление руководства СССР, вызвавшие перестройку и его развал.
С 2007 года Путин начал сопротивление общемировой деградации ради выживания .
прогресс — процесс прогрессивного роста всемирной раковой опухоли при старении вида Homo sapiens.
commentary_1: Переход к ямайской системе, глобализму, аутсорсу всего в Азию, массовая деиндустриализация и кучкование генераторов денег в нескольких аттракторах. Современный мир это не страны, а точки мегаполисов, соединенных в единую систему, как центральные узлы с кучей связей так и периферийные, где связь может и вовсе одна, как Тхимпху. Плюс что-то, что нельзя отдать на аутсорс по соображениям секретности. Все остальное же захирело. Вот у нас 50% ВВП это 5 штатов. А эти 5 штатов - это несколько мегаполисов. Нью Йорк = город Нью Йорк. Техас - 3 города Даллас-Хьюстон-Остин, Иллинойс = Чикаго, Калифорния - 2 города. То есть буквально вся экономика не то что страны, целого региона может быть разрушена, если разрушатся точки-генераторы. Социализм, капитализм - все это ни при чем, все страны мира, может за исключением КНДР, сейчас капиталистические. Вот тут написали ВВП у РФ растет - так у нее вынужденно профицит внутри остается, деньги пускаются в локальную экономику. В открытой же системе они будут утекать, создавая бОльшую значимость финансовому генератору, для России это город Москва.
Если разрушится глобализм, экономика вновь уйдет на уровень стран и выгодные/невыгодные регионы опять будут не в мировом масштабе смотреться, а в страновом.
desmond_bruce: Капитализм конечен в силу объективного, не зависящего не от чьего мнения кризиса перепроизводства в замкнутой системе. Он же кризис отсутствия прибыли в замкнутой системе.
Они не понимают, что капитализм — это не статика, а динамика. Что классический капитализм кончился на рубеже 19-20 веков — уже больше ста лет назад. Что явление имеющее в своей сути непреодолимое противоречие приходит к своему отрицанию.
Они не отличают классический и монополистический капитализм. Поэтому часто можно услышать, что это неправильный капитализм — вот если бы был правильный ... и начинают перечислять признаки "правильного", то есть классического капитализма, то тогда бы было хорошо. Также часто начинают говорить, что это феодальный капитализм))) То есть мы видим полное непонимание с их стороны основ. У них и правильный-неправильный, и феодальный капитализм. И куча всяких заговоров и тд.
olga_lti: А вообще таким, как я, не стоит, наверно, задавать вопросы про технический прогресс. Вот жила я в Ленинграде в доме с центральным отоплением, лифтом, газовой плитой и думать не думала, что через 20 лет в США буду дома зимой печку дровами топить. А каждым летом, соответственно, буду дрова колоть и на просушку укладывать. :-)
az118: Периоды жизни и темы сов.фантастики:
1918-1945 - революционный соц.прогрессизм и научно-технический романтизм мировой фантастики с 1870-х (ранний и средний Высокий модерн);
1945-1956 - противостояние двух соц.систем и фантастика ближнего нт производственного прицела (начало позднего Высокого модерна);
1956-1963 - продолжение борьбы двух соц.систем, победоносное становление коммунизма на всей планете и освоение иных миров во Вселенной (середина позднего Высокого модерна);
1964-1970 - освоение иных миров единым человечеством и поворот к попытке понять что есть человек и человечество, разум и прогресс (конец позднего Высокого модерна);
1971 - 1990 - иные миры и времена как зеркало проблематичной современности (ранний Постмодерн);
civil_engineer: Человек - есть сумма его знаний, т.е. любой состоит из профессии, хобби и образования. Сегодня на западе кругозора нет ни у кого, а хобби - лишь у тех, кто не состоялся в профессии.
У человека есть три счастья: дружба, любовь и работа. В Америке адвокаты убили дружбу и монетизировали любовь, а работу прикончит искусственный интеллект.
nchudova: Отказ от понятия нормы происходил (происходит) и в др. сферах <�не только в психиатрии>, насколько я знаю, и он как-то всюду связан с отказом от научной/художественной методологии и от принципа системности. Кажется, что "если Бога нет, то всё дозволено" за 200 лет со времён Фр.рев. реализовалось в интеллектуальной сфере и мы присутствуем при распаде высших пс.функций этой цивилизации.
sh_e_k: Заглянул на клевера и-п Александра и пока читал цитаты вспомнил клуб веселых и находчивых Александра Маслякова. Кредо: «надо жить находя веселость». И вспомнил элоев Уэллса, который явно общался с людьми с таким же кредо.
И еще подумал как много ловушек для человека попадая в которые человек считает, что приобрел новую степень свободы, которая конечно же на человеческом языке не свобода, а вольность. Замена большого к чему надо прислушаться, на маленькое которое громкое. Воры, алкоголики, элиты, наркоманы - это всё группы, которые приобрели индивидуальность потеряв мир. Ум говорит, что это умная замена, образование выстраивает непробиваемую аргументацию «за».
swamp_lynx: Когда христианство стало государственной религией и церковь стала опорой монархической власти, то для гуманистов христианские государства стали ассоциироваться с жестокостью. В результате деятельности гуманистов возникли государства, которые в жестокости во много раз превзошли христианские, но это, конечно же, их ничему не научило.
В современном мире очень нездоровое отношение к боли. Фактически люди сейчас делятся на тех, кого можно бить сколько угодно, и тех, кого бить нельзя вообще. Гибриды не менее уродливы, потому что берут худшее и от тех, и от других.
Сделать с этим ничего по-настоящему нельзя, максимум что-то косметическое. Так и дальше будет идти. В финале либо разрушение цивилизации и погружение в тёмные века, либо морлоки и элои, которые сосуществуют веками.
synchrozeta: Защита своей семьи и страны от внешней агрессии не считается грехом: это подвиг самопожертвования.
Но есть христиане, которые не согласны с этим, они в принципе не хотят и не могут никого убивать. Такие люди не должны связывать себя семейными и дружескими узами, они должны быть как бы чужими на земле, эскапистами, иноками, нищими изгоями.
В ХХ веке такой была, например, помогающая всем самым обездоленным греческая подвижница Гавриилия (Папайяни), таким был известный итальянский художник Джорджо Моранди. Вообще, таких христиан немало, но они не трубят о себе и широкое общество их не знает.
Темные века – светлое будущее человечества! (smirnoff_v)
"В Средневековье статус человека зависел не только и не столько от того, как много людей на него работало (а так же, сколько земель соответственно), но и от того, сколько вассалов он имел. Собственно говоря, именно наличие вассалов гарантировало ему и его земли, и его вес в феодальной иерархии. Поэтому он вынужден был большую часть своих земель с сервами раздавать вассалам, и так по всей феодальной лестнице до ее низших ступеней – нетитулованных мелких дворян. Все это связано с особенностью именно западноевропейского средневековья – отсутствием государства в полном смысле слова.
Следствием этого сделалось то, что исчезли «свободные» сервы, которых можно было массово согнать на работы и припахать. Даже король не мог этого сделать, ибо каждый крестьянин для кого-то был важен – какой-нибудь небогатый дворянин имел всего с десяток семей, получая с них свою феодальную ренту. Отними одного, и он тут же побежит за помощью к своему сюзерену и на тебе, рокош на ровном месте. Система, где все люди были зависимы и включены в те или иные корпорации обуславливала дефицит трудовых ресурсов и делала их сравнительно дорогими.
Долгие века это, казалось бы, мешало прогрессивному развитию общества в сфере общественного производства. В Древнем Риме могли нагнать тысячи, а то и десятки тысяч рабов и в краткие сроки возводить грандиозные строения. В средние же века готические храмы возводились, зачастую многие десятилетия, а в отдельных случаях и более столетия. В этом нет ничего удивительно, если понимать, что собор строили небольшие бригады, в полтора- два десятка человек. Им, конечно помогали местные добровольцы, для которых труд на строительстве собора был формой искупления грехов и вообще делом богоугодным. Но в любом случае численность работающих на порядки уступала вышеописанному античному строительству.
Тот же самый дефицит рабочих рук был и в других сферах производства. И еще раз хочу обратить внимание. Вызван он был не недостатком населения – в Европе ко второй половине 13 века был заметен явный переизбыток населения, - а причинами социальными, т.е. специфической социальной организацией.
Так вот то, что кажется на первый взгляд недостатком, оказался достоинством, что, собственно и позволяет говорить нам о прогрессивном характере средневековья по отношению к античности. Дело в том, что поскольку людей не хватало, все технические средства интенсивно применялись. Все, что могло заменить непосредственно человеческий труд, усилить человеческую руку, все шло в дело. И из-за дороговизны рабочей силы любое техническое приспособление было рентабельным.
Вследствие этого все технические приспособления, которые в античном мире были либо мало распространены, либо и вовсе оставались не более чем игрушками механиков, в средневековье, со временем, распространились массово и сделались важным фактором общественного производства. И по производительности труда эта новая цивилизация со временем обошла античность и устремилась вперед.
Но тут есть один момент, один парадокс. А именно то, что, средневековое общество как цельное и состоявшееся не могло состояться в античные времена. Ибо раннесредневековое общество, ядром которого было замкнутое на себя поместье, живущее натуральным хозяйством было откровенно слабее античной организации социума. Слабее и в военном смысле и в экономическом. Такое общество было бы неконкурентоспособным и быстро бы погибло.
Да чего говорить, ведь так и случилось. Римская империя в свои последние времена стремительно феодализировалась и одновременно слабела вплоть до своей окончательной гибели. Феодальная система оказалась сильнее и прогрессивнее только в перспективе, за счет вышеописанных принципов, обусловивших дороговизну рабочей силы и «ценность» (для кого-то) каждого человека. Вследствие этого период, известный как «темные века» оказался исторически необходим. Античный мир должен был рухнуть, что бы новая социальная среда выросла на его «компосте».
Вон феодализированнный Рим пал, а феодальная Европа крепко стояла на ногах и не удивительно. Уже в высокое средневековье в конце столетней войны на битву при Азенкуре припоздал один крупный феодал – запамятовал, как его звали, а рыться в литературе лень. Тип был соответственно эпохе изнеженный, модник и чванливый болван по большому счету. Так вот, посчитав, что честь его ввиду опоздания на битву подверглась ущемлению, он выстроил свой отряд и атаковал англичан. Естественно погиб.
Кто-то скажет – дурак и это в определенной степени верно. Однако этот поступок многое говорит о феодально-рыцарском этосе. Такого поступка от феодализированных нобилей позднего Рима мы ожидать никак не можем. Те были люди совершенно иной ментальности, слишком убежденные в том, что «вечен Рим» и предпочитающие термы тренировкам с оружием в руках. И слишком ценящие свою жизнь. Таким образом, для того, что бы феодальный мир приобрёл достаточную стойкость, понадобилась кардинальная смена общественного мировоззрения."
|
</> |