История одного стихотворения
Елена Веселкова — 16.03.2013Долго молили о танце мы вас, но молили напрасно,
Вы улыбнулись и отказали бесстрастно.
Любит высокое небо и древние звезды поэт,
Часто он пишет баллады, но редко он ходит в балет.
Грустно пошел я домой, чтоб смотреть в глаза тишине.
Ритмы движений не бывших звенели и пели во мне.
Только так сладко знакомая вдруг расцвела тишина.
Словно приблизилась тайна иль стала солнцем луна.
Ангельской арфы струна порвалась, и мне слышится звук.
Вижу два белые стебля высоко закинутых рук.
Губы ночные, подобные бархатным красным цветам…
Значит, танцуете все-таки вы, отказавшая там!
В синей тунике из неба ночного затянутый стан
Вдруг разрывает стремительно залитый светом туман.
Быстро змеистые молнии легкая чертит нога —
Видит, наверно, такие виденья блаженный Дега,
Если за горькое счастье и сладкую муку свою
Принят он в сине-хрустальном высоком господнем раю.
…Утром проснулся, и утро вставало в тот день лучезарно.
Был ли я счастлив? Но сердце томилось тоской благодарной.
Н.Гумилев, 16 марта 1914 года
Это стихотворение посвящено знаменитой русской балерине Тамаре Платоновне Карсавиной.
26 марта 1914 года в «Бродячей Собаке» (мы говорили уже о ней - http://blogs.mail.ru/list/eveselkova/58967DA7DF3914D2.html) должен был состояться «Вечер танцев XVIII века» , где должна была танцевать балерина.
Специально к вечеру был выпущен сборник «Тамаре Платоновне Карсавиной „Бродячая собака”».
Изящно изданный, он включал приветственное слово Н. Евреинова и посвященные ей стихи Гумилева, Ахматовой, Кузмина, Г. Иванова, Потемкина, а также живописные портреты, статьи и ноты.
Однако по каким-то причинам дата встречи была перенесена, и состоялась она 28 марта.
Это было незабываемое зрелище.
Супруги Гумилёвы были среди тех, кому посчастливилось это увидеть. На таких вечерах они бывали иногда вместе...
Вот небольшой отрывок из воспоминаний С.Ю.Судейкина, описывающего это красочное представление: «А вечер Карсавиной, этой богини воздуха. Восемнадцатый век - музыка Куперена… «Элементы природы» в постановке Бориса Романова, наше трио на старинных инструментах. Сцена среди зала с настоящими деревянными амурами 18-го столетия, стоявшими на дивном голубом ковре той же эпохи при канделябрах. Невиданная интимная прелесть. 50 балетоманов <�…> смотрели затаив дыхание, как Карсавина выпускала живого ребёнка-амура из клетки, сделанной из настоящих роз».
Но вернёмся к стихотворению. Безусловно, это прелестный мадригал во славу знаменитой танцовщицы! Однако здесь Гумилёв допустил одну фактическую ошибку. В тексте он написал об Эдгаре Дега как об умершем. На самом деле его не стало только, в 1917 году...
Вот такие ляпы бывают иногда даже у знаменитых авторов…
PS. А ровно через года после того памятного вечера, 16 марта 1915 года «Собаку» закрыли - http://blogs.mail.ru/list/eveselkova/32FC3DAFCD14EF77.html
|
</> |