История, как ...

топ 100 блогов mikul_a03.07.2022

Специальная военная операция проходит своим чередом. Какие цели преследует российское военно — политическое руководство нам, простым смертным неведомы. Мы за ее протеканием можем следить и обсуждать ее со своей обывательской точки зрения. Что нибудь поменять и изменить мы не можем. Можем только следить за ее протеканием, переживая за все то что там происходит. Переживаний эта война вызывает много. Жить в всем этом очень трудно, а особенно мне, который живет в ее эпицентре. 

Война заполняет все российское медиа пространство.   Но иногда хочется хоть на время от этого забыться. И тогда я погружаюсь в прошлое, во все то, что происходило в тех местах Дикого поля, в которых мы сейчас живем. Вот эти мелкие последние заметки, напоминающие наше далекое и не совсем прошлое, как некая психологическая защита от нашего непростого настоящего. Конечно, от всего настоящего никуда не сбежишь. Тем более, вся наша будущая жизнь сильно зависит от всего того, что сейчас происходит.

История, как ...

В прошлой своей заметке я выложил вот такую карту. На которой обозначены все бывшие пикеты и казачьи городки.  И плюс к этому, место летней монгольской ставки возле Шипиловки. На этой карте уложилась прошлая эпоха длиной в пятьсот лет. В пять веков. И возникает вопрос, а корректно ли рассматривать все эти городки, стАвки и пикеты как одно целое?

Но вот еще один очень интересный пример из не особо далекого прошлого. Приход в Дикое поле сербских гусарских полков. Много сербских поселений и шанцев было основано по берегам Донца. И где же они были выстроены?

История, как ...

Вот карта — схема расположения сербских городков и шанцев. Для нас интересны те, которые были выстроены по правому берегу Донца. Они все подписаны. Если наложить нижнюю карту на верхнюю, то получится, что все эти сербские поселения расположены буквально возле тех мест, где были казачьи городки среднего Подонцовья.

Ассесорский это нынешнее  Приволье, буквально рядом с Шипиловкой. И на той стороне Донка казачий Краснянский городок.

Беленький и Белогорский, это место будущего Лисичанска и села Белая Гора вблизи Лисичанска. И там же, на той стороне Донца, Боровской городок.

Крымский брод (!) Пришибский городок это район Трехизбянского городка.

Подгорный городок, это рядом с Теплынским городком.

Желтый яр и Раевский городок рядом с казачьим Айдарским городком.

Выпадает из общей картины шанец Красный Яр, но и в этом случае есть общая закономерность, о которой я потом напишу.

Налицо некая преемственность. Последующее поселение возникало или на месте старого или рядом с ним.

Историю возникновения старых поселений по берегам Донца ведь никто комплексно не изучал. Сильно повлияло на это, отсутствия пристального внимания на эти городки, Булавинское восстание. Которое до сих пор до конца не изучено и не исследовано. И потом, постбулавинская история казачества, она ведь не способствовала пристальному изучению того, что было до него.

В силу того, что я живу в этих местах и очень много раз был и бродил в этих местах, я сильно заинтересовался историей всего того, что происходило в наших местах. В отличии от кабинетных историков, я все это, все то, что от них осталось, видел своими глазами. Видел, как там все было выстроено и как оно было расположено. 

После разгрома булавинцев, все булавинские городки были отодвинуты от берегов Донца. У новых сел и станиц остались прежние названия, но это было совершенно другое. Общей истории этих городков, выложенной в одном месте, нет. Но я за много лет кое что нашел в разных местах. И нашел то, как обьясняют перенос этих городков со старого места на новое. Буквально всех булавинских городков.  Разные источники, разные места, но обьяснение одинаковое. Вдруг и внезапно эти городки начало топить весенними паводками. Ну не может такого быть в принципе. Или те, кто основал эти городки много веков назад, были дураками и построили их в затопляемых местах, или дело немного в другом.

До сих пор нет ясной и общей картины на происхождение самого казачества. Версий множество. От вполне логичных до весьма экзотических. Типа того, что казаки, это бывшие кочевники, которые  осели и начали культивировать вместо барашков, коз. И от коз и пошло название козак. А чо, неплохо. Козы гораздо неприхотливей барашков. Они всеядные. Им и травка особо то не нужна. Едят все подряд. Мой знакомый держал коз и он на зиму собирал каштаны, коих в Луганске великое множество. Все их топтали ногами, а знакомый собирал их мешками. И кормил зимой коз каштанами. А они всю зиму довольно улыбались ему в ответ.

Еще одна очень распространенная версия. Казачество основали беглые крепостные крестьяне, которые убегали из Центральной России на Дон. Ну да, конечно. Особенно во времена Ивана Грозного. Когда Руссь была отгорожена от Юга двумя непроходимыми засечными чертами. Непроходимыми лесами и множеством малых и больших рек. Дон начал пополнятся беглыми крестьянами тогда, когда Россия вплотную приблизилась к Дону.

Историки не обращают внимание на то, что Дон пополнялся волнами. Есть одна такая интересная волна. Когда возникновение новых казачьих городков совпало с разгромом Новгорода. Евграф Савельев, видный историк казачества, обращал внимание на то, что многие храмы Дона по архитектурному облику сильно напоминают новгородские. Обьяснения этому он не нашел.  Новгород, торговый город, был хорошо знаком с водными путями из варягов в греки. Которые проходили, в том числе, и по Дону. И ничего необычного в том, что кое кто из новгородцев добрался до Дона и осел там, нет.

На моей памяти есть только два случая археологических исследований мест казачьих городков в наших местах. Раскопки Митякина городка, которые происходили там еще во времена Союза и раскопки Теплынского городка у нас в начале двухтысячных.

Относительно Митякина городка, отчеты были весьма скромными. Да, они там нашли много интересного. Но весь тот интерес касался находок времен каменного века. Относительно истории казачьих  времен ничего опубликовано не было.

Очень интересны были результаты раскопок Теплынского городка. Но дело в том, что раскопки там были организованы на местном уровне. Силами нашего Педуниверситета. И руками студентов и учащихся профильной гимназии.  Мой ребенок участвовал в этих раскопка два сезона. И я мог узнать о результатах из первоисточника. 

Результаты там тянули на сенсацию. Самый нижний культурный слой в этом городке датировался восьмым веком. Веком расцвета хазарского каганата.  Но организаторы раскопок страшно испугались этих дат. Материалы осели на кафедре истории педуниверситета. О них было упомянуто только раз. И то, в каком то малораспространенном источнике. Культурный слой, соответствующий монгольскому нашествию девственно чист. Нет в нем следов пожарищ и разрухи.

И получается, что та картина на верхней карте, не такая уж и необычная. Начиная со времен хазарского каганата, потом времен Монгольского нашествия, и продолжаясь крымско -татарским ханством, жизнь здесь проходила при постоянном населении этих маленьких городков. И сербские гусарские роты селились не на пустых местах. Может быть там в то время никто и не жил, но места те были обжиты раньше. И при этом называть тех людей, которые жили в этих городках, как минимум тысячу лет, казаками, язык не поворачивается.

История нам донесла, что в этих степных местах было всего три магистральных направления, по которым двигались люди. Это Муравский шлях, Изюмский шлях и Кальмиуский шлях. Все движение людей и истории проходили только по этим дорогам. Но вот что интересно, все эти городки, которые я условно называю булавинскими, стояли в местах бродов и переправ. Все, без исключения. И зачем они там были нужны, если по версии историков, все проходило только по трем дорогам?

Сербский шанец  Красный Яр вроде бы выпадает из этой логики. Но это, если не знать местности. В паре километров от Красного Яра, выше по течению, была переправа через Донец, которая в виде парома дожила до пятидесятых годов прошлого, двадцатого века.

В километре от Теплынского городка, выше по течению Донца, была подобная переправа. На месте той переправы, во время Великой отечественной войны, войсками Красной армии была наведена переправа, когда они освобождали Луганск с севера.

Переправа возле Луганского городка дожила до известного Бахмутского шляха. 

Переправа возле Митякинского городка осталась известной в истории под именем Мишкиного брода, иногда ее называли большим татарским перевозом.

Монголы, судя по остаткам летней ставки возле Шипиловки, чувствовали в Диком Поле как у себя дома.

Когда во времена Ивана Грозного Русь пришла сюда в виде сторожевых пикетов, они образовались возле тех мест, в которых жизнь проходила в течении четырех - пяти веков до этого. И эти люди, живущие возле новых пикетов, ведь не встретили непрошенных гостей враждебно. Мало того, все узловые точки сторожевых пикетов в последующем возникли возле всех старых булавинских городков.

И как вот это все совместить в общую картину? Жизнь в городках, начиная от хазар, потом монголов, а потом и в присутствии и Руси? А так уж казачество в этих местах возникло на пустом месте?

Сейчас исторические приоритеты несколько другие. И если раньше изучению истории подонцовских городков уделяли минимум внимания, то в дальнейшем этим никто заниматься не будет. 

Ведь совсем не любо заниматься этим делом.

        

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Бейсбол - один из самых скучных видов спорта. Мало того, что совершенно невозможно разобраться в правилах, так еще и игра длится больше 3 часов с постоянными остановками и перерывами. Такое впечатление, что на нее ходят только лишь для того, ...
Мировая премьера в Интернете фильма Кристофера Райли "Первая орбита" к 50-летию гагаринского полёта. http://www.firstorbit.org/ "Космонавты сняли с МКС Землю, когда станция максимально точно повторяла гагаринскую орбиту. На это видео наложили полную ...
 Вот уже месяц как я уступаю свою комнату четырем очаровательным существам - осиротевшим найденышам. Такими они были сначала . Теперь у них острые коготки, режутся зубки, формируются разные характеры. ПОЖАЛУЙСТА, ПОМОГИТЕ РАЗДАТЬ В ДОБРЫЕ РУКИ!!! ...
Скульптуры Парфенона в Британском музее, 1885 ...
Мне до сих пор не особенно нравилось в Париже - ну, то есть, как, всё хорошо, но как-то мимо меня, не обо мне, не для таких как я. И не особо хотелось туда ещё раз ехать. Но вот погуляли по Парижу с местными жительницами - с одной совсем чуть-чуть вечером, с другой побольше, днём. И что ...