Девять жизней. Предистория. Бахмут.
mikul_a — 04.06.2022Через несколько дней после начала специальной военной операции, двадцать шестого февраля, подразделения Народной милиции вошли в Станицу Луганскую. К этому времени в Станице Луганской уже не было ВСУ. Уже не было и Украины. Наши облобызались со станичанами. Совместно скинули украинский флаг со здании местной администрации и водрузили на нем флаг Республики. Станица Луганская переступила очередную черту в своей непростой истории и продолжила жить дальше.
Но мало кто знает, что больше трехсот лет назад в этом месте произошла подобная история. В то время, когда булавинцы потерпели поражение, по этим местам огнем и мечем прошлись карательные отряды Долгорукого и Шидловского. Они буквально стирали с лица земли все булавинские городки, стирали до ровной земли, со всеми оставшимися там обитателям, невзирая на возраст. Но среди булавинских городков два из них карательные отряды пощадили. Луганский городок и Митякин городок. Ныне это Станица Митякинская и Станица Луганская. Что было в Митякинском городке, доподлинно неизвестно. Зато остались сведения о том, как это все проходило в Луганском городке. Местные станичане пали ниц, ползали по земле, лобызали сапоги князя и умоляли пощадить их и их городок. Утверждая при этом, что они вора и разбойника Булавина совсем не поддерживали и никто из луганских станичан за него не воевал. Долгорукий внял мольбам и просьбам и оставил здесь все, как оно было. Со всеми своими обитателями.
Но это, хоть и совсем печально — радостная, но официальная версия одного эпизода булавинской войны. Но по какому то удивительному совпадению, рядом с Луганским городком, на реке Донец, существовала переправа. И местные станичане обслуживали эту переправу. Переправа в том месте была достаточно важной. Через эту переправу проходила дорога, шлях, как тогда называли дороги. И шел этот шлях из низовий Дона, от крепости Азов, до другой, не менее важной крепости. Крепости Бахмут. Через Луганский городок, как и через Митякин городок, проходил средневековый Бахмутский шлях.
А не эта ли была истинная причина, из за которой не разорили совсем ни Луганский городок, ни Митякин городок? Иначе переправа эта осталось бы сиротливой и необслуживаемой?
История сделала очередной виток, который начался больше триста лет назад и виток этот закончился уже в наше время. Что бы потом закрутится дальше в своей непредсказуемой спирали.
Бахмут и сегодня стоит как то до сих пор сиротливо. В окружении промышленно развитых городов. Славянск, Краматорск, Северодонецк, Лисичанск. А в то время, когда на месте будущей, сначала крепости, а затем и крупного города, возник одинокий пикет в тех местах посреди Дикого Поля, место было наверное самым диким. Степь, да степь кругом. Крымская сторона, места, которые крымские татары считали истинно совей землей и пикет. Русский пикет.
Был основан в 1571 году как пограничная «Бахмутовская сторожа», позже превратившаяся в укреплённую слободку. Именно тогда русский царь Иван Грозный для отпора крымским татарам и защиты южного рубежа Русского государства приказал создавать пограничные сторожи по рекам Айдар и Северский Донец. В письменных источниках за этот год упоминается Бахмутская сторожа — 6-я по счёту из семи, расположенная «усть Чёрного Жеребца, от Святогорской сторожи полднище».
На карте все хорошо видно. Реки все таки дожили с того непростого времени до наших дней. Цепочка пикетов, выдвинута на юг. Начиная от того места, где Оскол впадает в Донец. Рядом сейчас стоит город Святогорск. С тех далеких времен ведет свой отсчет Сятогорская Лавра..
Сейчас с трудом можно представить, как бахмутский пикет исполнял свои функции. Показался супостат и все служивые верхом на лошадях, галопом, предусмотрительно помчали в сторону крепости Валуйки. Ибо в те далекие времена, Валуйки была единственной крепостью, которая могла противостоять татарскому нашествию. Крепость Изюм появится лет через сто. Но тем не менее, Бахмут из одинокого пикета, сначала превратился в крепость, а затем и в крупный город и дожил до наших дней. Может у Бахмута был свой, особенный ангел хранитель? А может было еще что то такое, которое не хотят замечать историки?
Это генштабовская топографическая десятикилометровка, гражданский вариант. Квадрат 500k-m37-3 за 1994 год. Карта масштабная. Карта в достаточно высоком разрешении. Можно скопировать и в просмотрщике увеличить. Размеры на карте пропорциональны расстоянию на местности. На карте - схема, несимметричная звезда. Лучи этой звезды выходят из города Артемовск, сейчас в Донецкой области. Город расположен на берегу реки Бахмут. А раньше это был город Бахмут. А еще раньше это была крепость Бахмут. А еще раньше это было поселение, казачий городок Бахмут. А еще раньше это был одинокий пикет. А еще раньше... И лучи этой звезды приблизительно одинаковые. И значит, что размеры - расстояния лучей этой звезды на местности то же приблизительно одинаковые.
Куда направлены лучи этой звезды?
Точка 1 - это место впадения реки Бахмут в Северский Донец.
Точка 2 - это исток реки Самара. Река Самара течет по степи и впадает в Днепр. Впадает в том месте, где ниже по течению Днепра начинались непроходимые днепровские пороги. А если плыть по Днепру, вверх по течению, то можно приплыть в город Киев. И сейчас в устье реки Самара находится город Днепропетровск.
Точка 3 - это исток реки Волчья. Если взойти на Саур - Могилу, то в хорошую погоду можно рассмотреть Азовское море. Большая часть русла реки Волчья проходит чуть севернее широты Саур - Могилы, по приазовской степи. Река Волчья впадает в реку Самара, про которую написано чуть выше.
Точка 4 - это исток реки Кальмиус. Река Кальмиус впадает в Азовское море. Течет то же по приазовской степи. Сейчас на реке Кальмиус находится город Донецк. А в месте впадения реки Кальмиус в Азовское море находится город Мариуполь.
Точка 5 - это исток реки Миус. Река Миус впадает в Миусский лиман Азовского моря. А там рукой подать до устья Дона. А в устье Дона располагалась крепость Азов. Замок на выходе из Дона. Постоянный камень преткновения казаков и турок. Постоянно велась за него война. А если плыть по Миусу, можно попасть в Азовское море минуя устье Дона и крепость Азов, значительно короче, чем по Донцу, а затем по Дону.
Точка 6 - это исток реки Бахмут.
Точка 7 - это исток реки Лугань. Передвигаясь по которой, можно значительно сокращать путь от Бахмута до реки Дон.
Место под такое расположение города - крепости - городка случайно не выбирают. Оно устанавливается и оптимизируется в течении длительного периода времени.
Красивая схема получилась. Можно эту схему описать терминами нашего продвинутого времени. ЛОГИСТИКА. ЛОГИСТИЧЕСКИЙ УЗЕЛ.
К примеру - Дебальцево - это логистический узел. Попасная - это то же логистический узел. И Славянск то же логистический узел.
Но если есть логистика, то должно быть еще и что то такое, которое находится внутри этого логистического узла. Нечто, которое подвержено логистике. Некий востребованный товар. И такой товар там был и есть до сих пор. Соль. В Бахмуте находились бахмутские солеварни.
И еще. Последняя должность Кондратия Афанасьевича Булавина перед войной - атаман бахмутских солеварен.
И Соль была тем гарантом неприкосновенности и самого Бахмута и тех людей, кто эту соль там добывал.
О продвижении Российской империи на Юг, к Азовскому и Черному морю, написана масса материалов. Наверное все, хоть в какой то малой мере об этом знают. И приписывают заслуги в этом движении многим, и в особенности, Петру первому. Но ведь никто и никогда не говорил и не говорит до сих пор, а кто первый обозначил этот вектор? А ведь самым первым правителем Руси, который обозначил это направление, был Иоанн Васильевич Грозный. Именно закладкой Бахмутского пикета, было обозначено это движение. И именно Иоанн Васильевич обозначил направлении жизни империи на многие века.
Но Иоанн Васильевич не вовремя умер. А потом, после его смерти, Русь охватила смута. И во главе этой смуты стояли поляки. Есть один очень интересный эпизод периода этой смуты. Когда поляки шли захватывать Москву, они попутно и между прочим захватили и разорили крепость Валуйки. Казалось бы, где Москва, а где Валуйки. Для чего они разорили и Валуйки?
Есть много мнений и суждений по поводу смуты. Но каковы были истинные причины этой смуты? А может основной причиной смуты была как раз та направленность, которую обозначил Грозный? Движение на Юг. И как раз именно поляки были сильно не заинтересованы тому, что Русь в конце концов выйдет на берег моря, хот и южного и далекого? Поляки вместе со шведами контролировали в то время Балтийское море. Запирали то потенциальное направление, по которому могла пойти Русь. И которое завоевал уже потом Петр первый. И у Руси того времени был только один выход к морю на Севере и очень неудобный.
Разорением Валуек, поляки надолго разрушили саму возможность Руси двигаться на Юг.
А после Валуек Бахмутский пикет осиротел. Крепость Изюм появится только через сто лет, уже при Романовых. Но Бахмутский пикет не канул в лету. А почему?
Много лет идут споры о том, откуда на Дону взялись казаки. Насчет Дона трудно дать однозначный ответ. Но можно немного пофантазировать по этому вопросу, откуда взялись казаки на Среднем Подонцовье. А не могло это сложится так, что в период смуты, служивые всех этих пикетов остались сами по себе. О них все забыли и они зажили своей автономной жизнью. И вспомнили о них только лишь после смуты в период начала правления Романовых?
Вот еще одна карта. Бахмут в обрамлении казачьих городков Среднего Подонцовья. Можно посмотреть, а сколько от Изюма до Бахмута, а сколько от этих городков до Бахмута. Бахмут вместе с городками смотрится как одно целое.
Был еще один очень интересный эпизод, уже периода царствования Романовых. Взятие казаками Дона Крепости Азов и героическая оборона этой крепости. Тот небольшой кусочек истории нашел свое отражение в «Сказании об Азовском сидении».
А сей город Азов строение благоверных великих царей Греческих Православныя христианские веры, а не вашего босурмана царя Турского, а он завладел им напрасно. А мы люди Божии, и надежда у нас вся на Его милость и потом на Пречистую Богородицу и на всех святых Его угодников, и на свою братию товарищев, которые у нас по Дону живут в городках: те нас выручат, а мы холопи природные государевы великого государя царства Московского...
...А ведь мы Азов город взяли наперед сего в лето 7145-е у вашего царя Турского не татиным и не разбойным промыслом, в день, а не ночью, дородством и разумом своим, взятьем бьючися с вами с поганцы с лица на лицо, не бояся и не страшася великие силы вашея впред для опыту, каковы царя вашего Турского в городех люди сидят.
А ныне мы бедные сели от вас в осаде в Азове городе малыми людьми, разделяясь нароком надвое, для опыту же смотрети Турских ваших разумных умов и промыслов.
А все то мы применяясь к Иерусалиму и к Царюграду, хочется нам так взять у вас Царьгород. А то государство было христианское прежних великих благочестивых царей Греческих строение, а не вашего босурмана царя Турского. Да вы же нас босурманы пужаете и грозите нам, что с Руси к нам не будет и не пришлют никаких запасов и из царства Московского никаких к нам воинских людей на помощь не будет же; про то мы и сами ведаем и без вас и о том и о всем к великому государю царю и великому князю Михаилу Федоровичу всея России к Москве писано.
Какие будто мы на Руси люди надобные и дорогие!
Мы в Московском государстве ничем не надобны и не годны, и такую очередь мы за собою знаем и ведаем подлинно.То государство Московское великое и пространное и многолюдное сияет посреди всех государств и земель и орд босурманских и Елинских и Персидских аки солнце.
И не почитают нас бедных на Руси ничем и ненавидят нас аки псов смрадных, потому что отбегохом мы из того государства Московского и из иных его государевых розных городов от неволи и налога, из работы и из холопства вечного и от неволи великие, от его государевых князей и бояр и дворян и детей боярских Московских и всяких городовых приказных людей. Да зде вселились в пустыни непроходимые, токмо взираем на Бога и на всех святых Его угодников.
Кому о нас бедных в Московском государстве потужить или порадеть? Все князи, и бояре, и дворяне, и дети боярские Московского чину и разных городов приказные люди концу и смерти и погибели нашей рады; а запасы хлебные с Руси к нам николи не бывают, кормит нас Бог молодцов на поле Своею милостию, зверьми дикими, да морскою рыбою питаемся, яко птицы небесные ни сеем, ни орем, ни в житницы собираем, а сыти бываем. Тако мы бедные питаемся подле синего моря.
А сребро и злато емлем мы у вас за морем, то вам и самим ведомо.
А жены себе красные выбираем у вас же, уводим из Царяграда и у жен ваших детей вместе приживаем с вами.
А се мы взяли у вас Азов город своею волею, а не государевым повелением для казачьих зипунов своих и для лютых пыхов ваших, и за то на нас, холопей своих дальних, великий государь царь и великий князь Михаил Федорович вельми кручинится, и мы бедные за то от него великого государя за взятие Азовское боимся казни смертные..."
Это, в общем, феноменальный документ по своей исторической значимости.
В этом письме московскому царю, казаки Дона уже ощущают себя совсем другим народом. Имеющем общее прошлое с Русью, но к этому времени, далеко отошедшем от Руси. Они чувствую себя соплеменниками, но не соотечественниками.
А не поэтому ли, что за период правления Романовых, от самого первого Романова, Михаила Федоровича, затем Алексея Михайловича и затем Петра Алексеевича, на Дону произошло два очень крупных восстания. Восстание по руководством Степана Разина, а затем под руководством Кондратия Булавина?
А кто сохранил одинокий Бахмутский пикет от того, что бы он не канул в лету истории? И дожил до наших дней?
Смерть Ивана Грозного, а затем и смута, превратили этих людей, жителей прибрежных городков, в отдельную и оригинальную общность.
Они надеялись на то, что они окажутся в новой России соотечественниками, а оказалось что они для новой России оказались не то что бы соплеменниками, а вообще врагами.
Те, предки которых сто пятьдесят лет назад, волей Иоанна Васильевича Грозного, очень осторожно и аккуратно, мелкими шажками, начали осторожное движение на юг, к желанному южному морю. И не их вина, что это движение будущей империи остановила смута. Они ведь не канули в лету. Они остались один на один с Диким Полем. Руками и зубами выцарапывали у Дикого поля право на жизнь. Выгрызали у Дикого Поля небольшие кусочки дикой земли, что бы эти земли из диких превратить в благородные. Они ведь оказались здесь первыми.
Мало того, они выцарапали себе право на жизнь на опасном пограничье. Оказавшись зажатыми между Ногайской ордой и Крымским ханством. Вырвали себе кусок земли и право на существование в таких абсолютно не приспособленных к жизни условиях. И выжили. Смогли так поставить себя и свою жизнь, что ни Ногаи, ни Крымчаки особо их не разоряли.
Они сохранили русскость и присутствие русскости на этих землях. Они, буквально, подготовили все для будущего рывка России на юг, к морю.
Они вправе надеялись на то, что в этом движении империи на юг, они займут достойное место. Но империя в них почему то увидела врагов. И начала их, сначала вытеснять с их отвоеванных земель, а затем и убивать.
|
</> |