Экскурс в мир нуара

Вступление

Я долго размышлял какую тему для рассказа выбрать, были разные идеи, начиная от неутихающей и разрушающей жизни людей – война, до человеческого бедствия и падения духовного, ради выживания в терзающей и изнуряющей среде. Но подумав о серьезности данных тем, я вспомнил человека, который смог изобразить людей в период бедствия, послевоенный депрессионный период, который и сам должен был постоянно бежать от режима, преследовавший его и не давал развиваться, как художнику. Сегодня я хотел бы рассказать про режиссера, который произвел неимоверное впечатление на меня, как на зрителя. Этот режиссер является отцом великого французского исполнителя Джо Дассена. Этот режиссер снял фильм, который впоследствии стал пособием для ограбления, фильм, который запрещали к показу во многих странах, фильм, который показывал разные слои общества, на что готов пойти человек ради своей семьи, и рассказывающий о тех людях, которые настолько духовно пали, что им уже безразлична жизнь. Посмотрев фильм «Мужские разборки» впервые, я не мог поверить, что фильму уже 66 лет, но технически он выглядит не хуже любого современного фильма. Только в современном фильме вы не увидите уже людей, которые реально пережили те страшные времена, после чего показывали это в кинематографе, которые имели представление о чем они снимают. Переходя к такой персоне, как Жюль Дассен, я хотел бы кратко вам рассказать об его биографии: Родился Жюль Дассен в семье еврейских эмигрантов из Российской империи. Его дед был постижером Одесского оперного театра. После рождения Жюля, вся семья переехала в Нью-Йорк. Жюль Дассен вырос в Гарлеме, школу закончил в Бронксе. Начинал театральную карьеру в еврейском театре АРТЕФ, играл в пьесах еврейских драматургов, параллельно сочинял сценарии для радио и ставил одноактные комедии. В 1940 году труппа АРТЕФ распалась, и Жюль Дассен начал ставить спектакли на Бродвее. Его «Лечебное шоу» имело успех, и привело к подписанию контракта с кинокомпанией MGM на семь лет, затем в Нью-Йорке начал сотрудничать с независимыми кинокомпаниями и снял подряд четыре фильма в жанре нуар, принесших ему статус одного из ведущих режиссеров жанра и известность у публики: «Грубая сила», «Обнаженный город», «Воровское шоссе» и «Ночь и город». Во время съемок последней из названных картин, Дассен попадает в «черный список Голливуда» по доносу коллеги, засвидетельствовавшего его участие в коммунистической партии. Так режиссер остался без работы и вынужден был переехать с семьей в Париж. Там, спустя несколько лет, ему удалось вернуться к съемкам. Его картины «Кинжал Топкапи», «Никогда в воскресенье» и другие снискали благосклонные отзывы критиков и зрительскую любовь. За картину «Мужские разборки/Рифифи» режиссер получил награду Каннского фестиваля.

Рифифи / Мужские разборки

Возвращаясь к фильму «Мужские разборки», который считается вершиной французского нуара, снят фильм был по роману Огюста Лебретона . Для Огюста Ле Бретона это была дебютная работа. Во Франции является первым опытом «черного» романа; секретом его успеха был реализм в изображении автором нравов и языка криминальной среды, которые он знал изнутри — Ле Бретон был известным карточным игроком, вором с младых ногтей. Именно в уголовном мире будущий писатель получил кличку «Ле Бретон» (Бретонец), ставшую впоследствии его литературным псевдонимом. Для романов Ле Бретона, скорее гангстерских, чем полицейских, характерны жёсткость, до известной степени прославление мифологии преступного мира со специфическим понятием о чести.

Как правило присутствует тема обречённости людей из этой среды. Всего написал 77 криминальных и полицейских романов, многие из которых экранизированы и стали классикой остросюжетного кино («Мужская разборка», «Схватка в Париже», «Сицилийский клан»). В экранизациях его романов снимались такие звёзды, как Жан Габен, Лино Вентура, Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Робер Оссейн. Помимо художественных произведений написал биографию Эдит Пиаф («Малышка по прозвищу Пиаф»), два словаря воровского жаргона, а в 1998 был опубликован сборник его стихов. Как вы понимаете, Ле Бретон был человек понимающий что он пишет, а именно, о своей жизни, которая сложилась трагически, но в которой он нашел свой путь и выход из криминального прошлого. Если говорить в целом о тех временах, то царил мировой экономический кризис, люди выживали буквально как могли. Почти 10 лет длилась Великая депрессия, начиная с 1929, заканчивая 1939, где началась Вторая Мировая война, которая окончательно убила в человеке веру в мир, веру в светлое будущее. Вы только вдумайтесь - Период начала XX века характеризовался целым рядом «эпохальных событий» в истории США и человечества, в целом. Первая мировая война, массовая иммиграция, расовые беспорядки, быстрая урбанизация, рост гигантских промышленных холдингов, появление новых технологий — электричества, автомобилей, радио и кино — наряду с новыми социальными явлениями — такими как «Сухой закон», контроль над рождаемостью, сексуальная революция и эмансипация (включая избирательное право для женщин) — изменили привычный уклад жизни.

К этому же периоду относятся как появление рекламного рынка, так и системы потребительского кредитования. Все события очень сильно отразились на человека того времени, они закалили дух настолько, что человек был готов ко всему. Жюль Дассен старался отразить именно эту сторону, ему было важно рассказать и показать настоящую, реальную жизнь. Персонажи проживают жизнь на экране, режиссер старается не упустить ни единой малейшей детали. Демонстрация кадров фильма Рифифи: Картина содержит несколько сцен, вошедших в золотой фонд мирового кино, — получасовая сцена ограбления ювелирного магазина на улице Риволи, снятая с максимальной реалистичностью, в полной тишине; чувственное выступление Магали Ноэль перед мужчинами в ночном клубе; предсмертная агония главного героя за рулём автомобиля. В 2000 году восстановленная версия фильма с успехом прошла по американским киноэкранам. Фильм снимался на крошечный бюджет с актёрами второго ряда. На роль опустившегося гангстера был выбран страдавший алкоголизмом Жан Сервэ; роль Цезаря оставил за собой сам режиссёр. Несмотря на возражения продюсеров, Дассен настоял на отказе от драк (без которых тогда не обходился во Франции ни один фильм криминального жанра) и от съёмок при солнечном свёте («все должно быть серым», — объяснял он).
Фильм имел успех в Каннах, где Дассену присудили приз за лучшую режиссуру. Особенно хвалили заключительные сцены, где мир показан глазами теряющего сознание героя Сервэ. В США фильм натолкнулся на цензурные трудности; говорили, что сцены насилия зашкаливают. После того, как фильму предпослали нравоучительный эпиграф из Библии, он вышел в американский прокат и имел там большой успех. Дассен стал первым, кому удалось без потерь вырваться из чёрного списка Голливуда
Воровское шоссе

Следующий фильм Дассена, которому я хочу уделить внимание, это фильм «Воровское шоссе». На этот раз главным героем фильма становится ветеран войны невольно ставший водителем грузовика. В этом фильме затрагивается очередная тема, а это жизнь людей после войны, как они пытаются вернуться в ритм жизни без выстрелов и взрывов, стараясь не нарушать закон, что в послевоенное время было крайне трудно. Главный герой возвращается домой и обнаруживает, что его отец, фермер и водитель грузовика, лишился обеих ног. Он узнаёт, что виной тому стал крупный воротила из Сан-Франциско. С помощью других дальнобойщиков и девушки легкого поведения главному герою удаётся отомстить воротиле и восстановить честь семьи. Однако столкновение с мошенником не проходит для героя бесследно: он лишается своих денег, из-за чего теряет невесту. Сценарий фильма Дассен заимствовал у Альберта Безеридиса - американский писатель-романист и сценарист, один из пионеров нуара. В 1940—1950-х годах был одним из ведущих сценаристов Голливуда.

Что же такое Нуар-фильм?

Коротко о том, что такое жанр нуар в кинематографе для понимания: криминальные драмы в которых запечатлена атмосфера пессимизма, недоверия, разочарования и цинизма. В этом жанре снимали такие режиссеры как: Орсон Уэллс, Хичкок, Фриц Ланг, Стэнли Кубрик. Перечислять можно до бесконечности. Нуар стал собирателем всех событий, поэтому жанр часто сравнивают с итальянским неореализмом. Главные элементы стиля нуар:
· Большинство сцен — ночные или намеренно затемнены

· В кадре преобладают вертикальные и косые
линии, свет падает через жалюзи наподобие тюремной решётки. Лица
героев часто отражаются в зеркалах либо показаны через дымчатое
стекло

· Освещение не выделяет актёра среди обстановки, часто он вообще помещается в тень, что подчёркивает растворение персонажей в среде, в общей мрачной атмосфере

· Используется съемка под голландским углом, это когда картинка немного наклонена (Главная черта)

· «Чёрному фильму» ближе по духу методичное, размеренное нагнетание напряжения от диалога к диалогу (т. н. саспенс), а не суета, погони, потасовки (т. н. экшн)

· Естественная «среда обитания» не отягощённых моральными принципами героев — большой город-лабиринт в целом и его криминальная обочина в частности. Действие часто происходит в барах, мотелях, увеселительных заведениях, подпольных залах для азартных игр

· Мотив воды: дождь, влажные поблёскивающие улицы, доки, причалы — частые детали в фильме-нуар

· Сложная, запутанная хронология действия, создающая впечатление «потерянности во времени», дезориентации

Нуар разделяют на ранний, зрелый и поздний.

Это был небольшой ликбез, для понимания стиля нуар, в котором творил Жюль Дассен. В данном стиле было снято достаточно много фильмов, ибо многим хотел высказаться, самовыразиться. В будущем стиль утерял свою необходимость, так как люди стали отходить от тех времен, поколение менялось, никто уже не хотел вспоминать те трудные и страшные для человечества времена.
Заключение

К сожалению, история не знает сослагательных наклонений, и все повторяется. Фильмы в жанре нуар по новому смотрятся, и по-прежнему затрагивают сердца неравнодушных зрителей. Тема становится вновь актуальна, решение вопросов, которые ставили данные фильмы, до сих пор остаются загадкой. Человечество живет в постоянном противоборстве, ради личной выгоды, или самоутверждения. Эпоха Гуманизма, Возрождения, Классицизма, это наша история, из которой мы не делаем никаких выводов. Надежда все равно должна жить в каждом человеке, мы не можем изменить этот мир, людей окружающих нас, но мы можем не навредить и не сделать этот мир хуже. Честь и достоинство, вот в чем главная мысль фильмов-нуар, в частности фильмов Дассена. Не хватает в современных фильмах именно этого, настоящего, то, что сейчас волнует сердца людей. Очень хотелось бы вспомнить великого писателя, а так же выделить цитату одного героя из книги «На западном фронте без перемен». Книга настолько резонирует с происходящим в данное время, что невозможно не восторгаться от таланта писателя и мысли, которые писатель пытался донести в диалогах своих героев еще 93 года тому назад
«Он предлагает, чтобы при объявлении войны устраивалось нечто вроде народного празднества, с музыкой и с входными билетами, как во время боя быков. Затем на арену должны выйти министры и генералы враждующих стран, в трусиках, вооруженные дубинками, и пусть они схватятся друг с другом. Кто останется в живых, объявит свою страну победительницей. Это было бы проще и справедливее, чем то, что делается здесь, где друг с другом воюют совсем не те люди»
Если вам понравилась данная статья, то не забывайте поддержать её!