Историческое штрихами, часть четырнадцатая
inkogniton — 28.11.2024 В январе 1922 был учрежден Высший мусульманский совет (отсюда и далее ВМС), главой которого (а также "главой мудрецов") стал аль-Хусейни. В этом ему очень помогли британцы. На этих выборах его статус "глава мусульманской общины Палестины" из неофициального перешел в официальный. Пользуясь случаем, британцы заодно наградили его титулом "Великий Муфтий" и существенно увеличили зарплату. Одной из его первых и главных инициатив на посту главы ВМС, было решение о полном запрете для евреев приносить какие-либо предметы к Стене Плача (запомните этот факт, он сыграет важную и большую роль в дальнейших событиях). Аль-Хусейни распространил это решение в ходе пропагандистской кампании в Палестине и мусульманском мире. Одним из первых действий ВМС был ремонт мечетей на Храмовой горе (которая тогда не была такой мусульманской святыней, как ее сегодня пытаются представить, при этом всегда была еврейской святыней). Это было грандиозное политическое решение -- во-первых, таким образом Муфтий обратил внимание многомиллионого мусульманского мира к "палестинской проблеме", во-вторых, ему удалось добиться создания приверженности мусульманских стран национальной борьбе палестинских арабов.С помощью британской администрации, ВМС послал (в 1923 и 1924 годах) несколько делегаций в разнообразные мусульманские страны (Индия, Кувейт, Ирак, Бахрейн и Хиджаз) с целью сбора пожертвований. Представители делегаций раз за разом повторяли о той, якобы, опасности, в которой находятся мечети в Палестине -- опасность, по их словам, исходила от сионистов, которые планировали захватить и разрушить все мечети. Последовавшая реакция превзошла все ожидания, деньги потекли рекой. Ремонты шли почти до двадцать восьмого года, их кульминацией явилось покрытие золотом купола знаменитой мечети "Купол Скалы". В 1928 году состоялось помпезное открытие "Купола Скалы", на которое Муфтий пригласил огромное количество гостей из разных мусульманских стран. Обратной стороной медали этих действий являлось то, что именно тогда оппозиция аль-Хусейни достигла своего апогея. Представители оппозиции посетили ремонтный завод и распустили слухи о подозрениях в том, что пожертвования потрачены только и именно на политические цели.
Несколькими годами ранее (по мнению историков, начиная с девятнадцатого года), в разных городах Палестины открылось несколько дополнительных организаций, похожих по духу на "Арабский мир", которые, по мнению историков, должны были служить военным крылом в готовящемся восстании против британцев (в пользу короля Фейсала Первого). Все эти организации находились под личным контролем и влиянием аль-Хусейни. Но к двадцать третьему году аль-Хусейни, которому было необходимо признание британской администрацией его политической силы и влияния, понял, что время восстания и беспорядков пока не настало, и к двадцать третьему году эти организации практически исчезли. Аль-Хусейни всеми силами старался представить себя одной из самых важных частей мусульманского мира. Для этого, к примеру, он вызвался помогать в переговорах между сверженным королем Хиджаза Хусейном ибн Али аль-Хашими и свергнувшим его эмиром Абдул-Азизом ибн Саудом, позже принял участие в совещании Халифов в Египте, а также пытался выступить посредником между группировками в лагере сирийских изгнанников в Египте.
В двадцать седьмом году он объявил о строительстве огромного отеля на святой мусульманской земле, пожертвования снова потекли рукой, часть из них по дороге оседала в карманах Муфтия. Множество различных строительных подрядчиков заявили о своей готовности, включая еврейских подрядчиков, которые понимали, что Муфтий никогда не выберет еврейского подрядчика, потому старались объединяться с арабскими подрядчиками. Строительство было поручено одной из таких смешанных фирм -- Муфтий настаивал на арабских рабочих и включил в контракт в качестве необходимого условия всего один выходной и обязательно в пятницу, ни в коем случае не в субботу. Сразу после начала строительства, под землей были обнаружены людские скелеты. Муфтий выслушал доклад подрядчика о скелетах, приказал от них избавиться и хранить эту информацию в тайне -- от всех, а особенно от его главного соперника, мэра Иерусалима, Рааба Нашашиби. Муфтий опасался, что тот, узнав об этом, запретит строительство. Отстроенная гостиница оказалась не в состоянии конкурировать с уже существующей гостиницей "Царь Давид" и оппозиция снова обвинила Муфтия в растратах и многочисленных хищениях.
Аль-Хусейни изо всех сил стремился запретить евреям подходить к стене плача. Когда-то давным давно, когда Омейядский Халифат враждовал с халифом Али ибн Абу Талибом, который не позволял омейядам совершать паломничество в Мекку, была придумана легенда о ночном путешествии Мухаммеда через Иерусалим и о том, как Мухаммед привязал свою лошадь у западной стены Храмовой горы. Эту легенду отрицают практически все комментаторы Корана, (даже) принимающие легенду о ночном путешествии Мухаммеда через Иерусалим -- большинство согласны с тем, что Мухаммад привязал свою лошадь (Бурака) возле ворот Великих Моголов. Муфтий, взяв за отправную точку легенду о лошади у западной стены, создал возможность постоянных провокаций против евреев, молившихся в переулке перед Стеной Плача. Всякий раз, когда евреи молились, слышался громкий голос муэдзина, что усиливало религиозную напряженность. Аль-Хусейни понимал, что британцы сделают всё, чтобы сохранить мир, в том числе будут активно пресекать недовольство евреев.
В Судный день -- 23 сентября 1928 года -- евреи установили разделительную ширму у Стены Плача, чтобы разделить женскую и мужскую половину молящихся. На следующее утро, представители ВМС вызвали представителей британской администрации и потребовали удалить ширму. Ширму (силой) удалили. После этого инцидента, аль-Хусейни организовал собрания по всей стране, выступая с речью о существовании еврейского заговора с целью захвата земель и святых мест. Массы были в ярости, организовались делегации, протестующие против еврейского заговора. Муфтий утверждал, что святость Стены Плача для евреев является выдумкой еврейских лидеров, цель которой привязать всех евреев к одной земле, всё это, по словам аль-Хусейни
"с целью возвращения и строительства храма вместо мечети Аль-Акса".
Не удержусь и спрошу: вам ничего эти речи не напоминают? Но давайте продолжим.
Известный израильский историк Иегошуа Порат писал, что инцидент со Стеной Плача позволил аль-Хусейни придать религиозное измерение национальной борьбе против евреев и таким образом мобилизовать поддержку народных слоев, так как до сих пор народ плохо откликался на национальные лозунги. Первого ноября 1928 года аль-Хусейни устроил "Исламский конгресс", в котором приняли участие семьсот представителей разных общин Палестины, а также представители соседних мусульманских стран. Он возглавил конгресс, на котором была учреждена "Ассоциация защиты Аль-Аксы и святых мест ислама". Почетную роль главы новоиспеченной ассоциации, Муфтий также любезно взял на себя. Именно тогда аль-Хусейни начал усиливать давление на британские власти, убеждая их отменить существующий статус-кво. Он сумел организовать организации протеста не только в Палестине, но и в Лондоне и продолжал устраивать провокации у Стены Плача, мешая молящимся, надеясь на суровую реакцию британских властей. Аль-Хусейни пытался воспользоваться спорами вокруг прав у Стены Плача, чтобы усилить отождествление мусульманского мира с борьбой за Палестину, а также укрепить свои позиции в этой борьбе.
Девятого ноября 1928 года аль-Хусейни встретился с представителем Еврейского Агентства (с Элиягу Сасоном, который тогда, строго говоря, только взаимодействовал с Еврейским агентство, пока до конца не учрежденным) в здании ВМС. По словам представителя агентства, муфтий разделял евреев, родившихся в Палестине и выходцев из мусульманских стран и пришлых европейских сионистов. Последние, по словам Муфтия, должны были немедленно убираться с этой земли, а если не уберутся добровольно, будут выселены силой, заявлял он в беседе. На вопрос признает ли он, что исторически эта земля была еврейской, Муфтий ответил:
"В современном мире не история определяет облик вещей, а факты. Палестина в настоящее время полностью населена арабами и навсегда останется в руках арабов."
По поводу упоминания в Коране о правах евреев на Святой Земле, он сказал:
"Коран разрешает мусульманам селиться во всех завоеванных ими местах и уничтожать силой меча любого, кто пытается им противостоять."
Муфтий утверждал, что верит в еврейский заговор о захвате святых для ислама мест и подтверждал свою убежденность цитатами из Ветхого Завета. Представитель Еврейского агентства аккуратно указал Муфтию на противоречие в его речах, заметив, что евреи, родившиеся в Палестине и в соседних мусульманских государствах, читают тот же Ветхий Завет, аль-Хусейни парировал:
"Государственный деятель... иногда играет одной картой, а иногда - всеми имеющимися у него картами. Иногда цель оправдывает средства."
По словам Муфтия, в борьбе с сионистами, ему позволено
"использовать все свои утверждения, не имеющие под собой реальной основы, и даже - когда необходимо - проповедовать пролитие крови сионистов."
По его словам, ВМС принял решение о разрешении на выдачу временных документов евреям, родившимся в Палестине и в соседних мусульманских государствах, а если они не согласятся, то их судьба будет такой же, как судьба сионистов. Муфтий подчеркнул, коснувшись темы Стены Плача, что
"Высший мусульманский совет не успокоится и не будет хранить молчание, пока ему не удастся полностью запретить сионистам доступ к ней и молитву возле нее".
Что касается прямых разговоров с евреями, муфтий заявил, что
"Каждый разговор с сионистами... касается признания их существования и их прав в Палестине."
И поскольку, заметил Муфтий,
"арабы намерены силой изгнать этих сионистов не только от Стены Плача, но и из всей Палестины, невозможно вести с ними какие-либо переговоры. Как написано в книге Корана: только меч поможет решить мы или они".
Продолжение следует.
Стандартный вопрос: расскажите мне, пожалуйста, что из этого вы знали до прочтения текста, заранее благодарю.
|
</> |