рейтинг блогов

Истинный советский святой выступает образцом патриотизма здорового человека

топ 100 блогов ifc14.04.2025 Гагарин и русская культура

Минутка вдогонку.

Накануне прошедшего Дня космонавтики писал о конструктивном отношении к былому, но имею сказать ещё кое-что.

Для тех, кому не по душе православие и его святые; для тех, кто считает себя коммунистом, материалистом etc., в истории есть эталонный образец для подражания, имя коему - Юрий Алексеевич Гагарин.

Это вот действительно советский святой; человек, в биографии коего нет ни единого тёмного пятна: она настолько светлая и однозначная, что не нуждалась ни в какой мифологизации. В отличие, например, от биографии того же Ленина, из которой пришлось вымарать немало всякого. Ибо трудно было объяснить трудящимся, по какой причине, допустим, вождь пролетариата длительное время бедовал и мыкался в "скромном доме" на летнем курорте, причём дом, ЧСХ, принадлежал отнюдь не рабочему и не крестьянину:

Конкретный Пётр Гутт-Мостовой был потомком человека, получившего привилегию сбора денег за проезд через мост (оттого он и получил приставку к фамилии). А если у тебя есть свой мост, за проезд через который ты собираешь деньги - и у тебя, и у потомков всё будет зашибись. Даже Ленин приедет погостить.

То есть, без мифологизации, упомянутый фрагмент биографии вождя мирового пролетариата должен звучать так:

В общем, за кадром документального фильма о Ленине вместо "Этот скромный домик галицийской крестьянки стал настоящим штабом революционного действия..." должно звучать: "Это комфортабельное шале потомков галицийского откупщика стало настоящим штабом революционного действия..."

Это если без фальсификаций.


Так вот, повторюсь: в биографии Гагарина ни одного такого мутного места нет. Ибо он всю жизнь честно трудился, отвергая своим трудом чуждую нам эльфийскую идею предопределения, и любимое слово Юрия Алексеевича, как сообщают нам его биографы, было "работать". Что официально зафиксировали военные психологи, составившие характеристику будущего первого космонавта.

А ещё Гагарин был настоящим русским ватником. Признававшим необходимость сохранения всего культурного наследия любимого нашего Мордора. Вот примеры:

Юрий Гагарин первым из космонавтов посетил Троице-Сергиевую Лавру.

Первый космонавт оказался там в 1964. По рассказу друга Юрия Алексеевича, полковника Валентина Петрова, Юрий попросил коллегу пойти туда вместе.

Космонавты переоделись в «гражданку» и отправились в Троице-Сергиеву Лавру.

Тогда же священник-наместник предложил побывать в Московской духовной академии. Там друзья увидели макет храма Христа Спасителя (в то время великолепный храм был разрушен, на его месте построили городской бассейн).

Гагарин заглянул внутрь храма-макета и сказал потрясенно своему товарищу: «Валентин, взгляни, какая красота была разрушена». И Юрий долго ещё смотрел на макет храма Христа Спасителя.

Так, благодаря Юрию Гагарину, в космонавтике возникла традиция - перед каждым полётом космонавты направляются в Лавру, где прикладываются к мощам преподобного Сергия и беседуют с наместником.

Валентин Петров рассказывал, что они возвращались из Лавры, находясь под большим впечатлением:

«Мы ехали будто под гипнозом. Юра внезапно горячо промолвил: «Валентин, вдумайся в слова: «Иже еси на небесех».

Я был потрясён, раскрыв широко глаза, спросил его: «Вы что, знаете молитвы?!»

Он парировал: «Ты думал, один их знаешь? Ну, скрывать-то ты умеешь».

А спустя какое-то время после посещения Троице-Сергиевой Лавры, Юрий Гагарин выступал на заседании пленума ЦК, посвящённого проблемам воспитания молодёжи, высказался за восстановление храма Христа Спасителя. Никто на пленуме не ожидал услышать подобное от первого космонавта. Но реакция была потрясающей - зал разразился овациями. Президиум выглядел напуганным, но кто бы посмел возразить Юрию Алексеевичу!

Не был атеистом и главный конструктор первых ракет‑носителей, пилотируемых космических кораблей Сергей Павлович Королёв. У него был свой духовник. Сергей Королев регулярно (но тайно) жертвовал Церкви немалые по советским меркам суммы в пять тысяч рублей.

Примечательно также то, что полёт самого первого космонавта планеты Земля состоялся 12 апреля, а в этот день православные чтут память преподобного Иоанна Лествичника.

Этот святой был автором «Лествицы» - знаменитого духовного руководства о восхождении человека к Небесам.


Для тех, кто закричит, что всё это - выдумки клятых клерикалов - есть документы:

Из выступления Ю.А. Гагарина на Пленуме ЦК ВЛКСМ 27 декабря 1965 г.:

«На мой взгляд, мы ещё недостаточно воспитываем уважение к героическому прошлому, зачастую не думаем о сохранении памятников. В Москве была снята и не восстановлена Триумфальная арка 1812 года, был разрушен храм Христа Спасителя, построенный на деньги, собранные по всей стране в честь победы над Наполеоном. Неужели название этого памятника затмило его патриотическую сущность? Я бы мог продолжать перечень жертв варварского отношения к памятникам прошлого. Примеров таких, к сожалению, много».


В общем, как видите, Гагарин оказался ещё одной - и очень значимой - точкой пересечения советского цивилизационного проекта со всей предыдущей историей любимого нашего Мордора.

Однако при этом он действительно был self-made man, достигший запредельной объективной значимости в истории Этого Глобуса собственным трудом. И патриотом он был истинным, деятельным, патриотом здорового человека, в отличие от патриотов курильщика, по коим на исходе марта в очередной раз прошёлся коллега Мараховский:

<...> В нашей ув. стране под воздействием непростой истории сложились два патриотизма - или, если угодно, две «школы патриотического чувства»:

патриотизм-1, умеренно-прагматический,

и

патриотизм-2, иррационально-максималистский.

Их самое любопытное свойство в следующем. Оно нарушает стереотип, согласно которому большинство всегда придерживается умеренных и центристских взглядов, а на экстремумах беснуются меньшинства.

Нет, с российским патриотизмом всё наоборот. Его наиболее массовой, официозной версией является максималистский патриотизм-2, в то время как умеренный патриотизм-1 открыто исповедует лишь меньшинство.

Но и это ещё не всё.

Характерной чертой обеих школ российского патриотизма является то, что на самом деле слова «максималистский» и «умеренный» не означают ни глубину испытываемого его носителями чувства, ни его искренность.

Они означают только две принципиально разные техники любви к Родине. А именно.

Согласно умеренному патриотизму-1, любить Родину можно (и даже желательно) на взаимной основе.

Патриотизм-1 представляет себе взаимодействие гражданина со страной примерно как благополучный брак. Гражданин вкалывает, страна оберегает. Гражданин приносит в клювике миллиарды, открытия и победы, страна покрывает его поцелуями, орденами и эполетами. Гражданин и страна ведут сбалансированный бюджет, растят малышей и чинят насос. Гражданин знает: если он начнёт лениться, бухать и вести асоциальный образ жизни - страна легко ссадит его со всех ништяков и выгонит в неотапливаемый сарай. Страна тоже помнит: если она начнёт беспредельничать - граждане от неё просто побегут (в Сибирь или Дубай - вопрос эпохи и моды) или начнут, подобно сусликам, проваливаться под землю при её приближении.

В итоге они довольно мирно идут по жизни, втыкая друг в дружку булавки иронии (куда без этого), но также и хваля друг друга за объективные и несомненные заслуги и достижения.

Максималистский патриотизм-2 тоже не чужд любовных аналогий. Но эти аналогии - ближе не к скучному сожительству буржуа, а к бушующей достоевщинке. Согласно ему, любить Родину можно и нужно только априорно. То есть безусловно, а можно даже и вопреки объективным обстоятельствам. Более того: чем более «вопреки» гражданин Родину любит, тем он более молодец.

Патриотизм-2 подозревает во фразе «Я люблю Россию за то, что мне в ней счастливо и богато живётся», аморальность. Получается, что говорящий любит страну не безусловно, а как будто по контракту - и может взять и разлюбить. Это его не красит.

Нет, быть настоящим патриотом - значит ощущать всем своим сердцем, всем существом своим неразрывное Единство Судеб себя и Родины. Чувствовать себя, если хотите, обречённым на свою страну. Понимать, что Родина имеет полное право на всё, что у тебя есть, и на тебя самого в придачу. Но продолжать жить, понимая всё неравноправие этого союза, в героическом затяжном Подвиге длиною в жизнь - подвиге быть русским гражданином.

Что здесь важно подчеркнуть.

Автор этих взволнованных строк убеждён: если что-нибудь существует, значит, тому есть причины. Если у нас в ув. стране сложились две школы патриотического чувства - значит, одной нам недостаточно.

Значит, нам нужен и «патриотизм буржуа», и «патриотизм героев».

Более того: поскольку человек неисчерпаем, один и тот же российский ув. гражданин может, как представляется, на практике использовать обе техники в зависимости от обстоятельств.

Взглянем на очевидный и важнейший (важнее сегодня нет) пример - СВО. Совершают ли бойцы подвиги, подвергая свои жизни опасности? Ещё как. Получают ли они миллионы при заключении контракта и имеют ли дальнейшие планы? Тоже да. Патриотизм-1 и патриотизм-2 в них спокойно уживаются.

Два патриотизма начинают конфликтовать друг с другом обыкновенно в глубоком тылу - в интернет-батлах и телестудиях.

<...>

Минусы «прагматичного» подхода к патриотизму кажутся очевидными. Коль скоро патриотизм-1 выкатывает Родине некие условия, значит, на его носителя нельзя до конца положиться. Он может подвести, и даже - оказаться однажды перекупленным и предать.

Этот взгляд небеспочвен. Но, рискну заметить, он не учитывает одной важнейшей черты патриотизма-1. Он игнорирует тот факт, что патриот-1 не только принадлежит своей стране, но также и владеет ею сам. Он - совладелец Родины со всеми её берёзками и «орешниками», а также и законный владелец своего жилья/имущества/капитала. Известнейшее стихотворение времён Великой Отечественной начинается со строки «Если дорог тебе твой дом», а не со строки «если дорог тебе партком».

Тем не менее - на фоне патриотизма-1 с его кондициями безусловный и максималистский патриотизм-2 представляется безупречным. И поэтому как бы более достойным.

Но у патриотизма-2 есть своя ловушка.

Она состоит в следующем: подобно тому, как патриотизм-1 уязвим к греху холодности, патриотизм-2 уязвим к греху лицемерной праздности.

В одной из евангельских притч фигурирует папа, пославший двоих сыновей поработать. Первый сказал «не хочу», но пошёл. А второй сказал «иду, пап», но не пошёл.

Патриотизм-2 в силу своей максималистской моральной высоты (см. выше - любить Родину нужно априорно и желательно вопреки всему), попав в дурные руки и головы, позволяет его носителям:

А) Отрицать, причём нередко довольно гневно, всякие основания любить Родину. Носитель «плохого» патриотизма-2 интуитивно ощущает, что если он признает, что Родина ему, своему гражданину, обеспечивает вполне лимонадные условия жизни и кучу возможностей её улучшить (далеко не всеми из которых он пользуется) - то это девальвирует его моральное величие.

Отсюда «парадокс военблогеров»: они поголовно глубокие патриоты-максималисты, но нет для них большего оргазма, чем обвинять страну (в лице начальства, жителей тыла, государства, бизнеса) в чём угодно, от предательского завоза мигрантов до предательской глупости и предательского поедания вкусной еды в московских ресторанах.

Б) Отрицать, тоже очень гневно, собственные возможности приносить Родине пользу. Столкнувшись с тем фактом, что от него любимой стране немного толку, патриот курильщика обосновывает это тем, что ему не дают. Он бы приносил очень много пользы, но сволочи (обязательный элемент мировоззрения курильщика) не позволяют ему раскрыться - поэтому он отдаёт Родине всё что может: то есть свой пафос - весь, без остатка. И считает его куда более ценным, чем то, что отдают аморальные «прагматики».

Если угодно, он подобен дураку-читателю всё того же Евангелия, ознакомившемуся с эпизодом о бедной вдове (отдавшей на храм две копейки, но зато это всё, что у неё было, поэтому она дала больше всех). Дурак-читатель из этого эпизода делает довольно внезапный вывод:

- Ага! Зарабатывать много аморально. Зарабатывать надо две копейки, а потом их самоотверженно жертвовать.

Дурак отказывается видеть, что в Евангелии фигурирует бедная вдова - то есть самое беззащитное, слабое, бессильное, уязвимое существо тогдашнего социума. Через всю Библию шествуют бедные вдовы - оставшиеся без кормильцев и не имеющие собственных капиталов и сил подняться.

Эти бедные вдовы никак не соответствуют праздным современникам обоего пола, которые вечно не могут работать сегодня, потому что устали после вчерашнего (а вчера переборщили потому, что не могли работать и фрустрировали, а не могли работать, потому что устали после позавчерашнего, и так ад инфинитум).

Патриот курильщика старательно уверяет себя и окружающих, что у него на алтарь бесконечно и априорно любимой Родины, увы, нет и двух копеек (хотя у него почему-то всё время находится на бухло, а иногда, если это королевский патриот третьего уровня, и на электрокар зикр).

В) Требовать зато априорного и героического Подвига от всех остальных - потому что у них-то обстоятельств нет.

Это последнее порождает феномен «диванных ястребов».

<...>

Правильный патриотизм - это то же самое, что правильная религиозность, или правильный быт, или правильный образ жизни. Всё это про пресловутый локус контроля: если он у человека внутренний, то такой человек не страдает моральным максимализмом, безгрешностью и величием. На всё и вся он смотрит с внутренним вопросом «поступил ли я наилучшим образом, могу ли я поступить лучше» (спойлер: как правило нет, мы поступили не лучшим образом, и да, мы можем поступать лучше).

Если же локус контроля у человека внешний - то его вопрос волшебным образом меняется на «какие обстоятельства мешают мне проявлять свою идеальность». И - о чудо! - список мешающих обстоятельств находится всегда, и притом он только пухнет.


Локус контроля у Гагарина явно был внутренний. И ровно такой же локус - у тех, кто в наши дни подражает Юрию Алексеевичу, как, например, одна девушка из Ростова-на-Дону:

«Если процесс создания космического спутника нравится больше, чем его запуск - значит, это твое дело».

В 16 лет у Маши Андреевой из Ростова-на-Дону уже есть профессиональный праздник - День космонавтики. Несколько лет назад школьница вместе с командой создала свой первый спутник. Он запущен на орбиту. Теперь самостоятельно собирает второй.

Маша не ограничивается только спутниками - запустила образовательную платформу для школьников «Научный полёт по Вселенной открытий». Он символично начинает свою работу сегодня, в День космонавтики.

Достижения юного учёного заметил Владимир Путин, они встречались уже три раза.

Сейчас Маша готовится к поступлению в университет. Чтобы быстрее исполнить мечту о покорении космоса, девочка заканчивает школу экстерном.


Будь как Юрий Гагарин и Маша Андреева, юзернейм. И тогда ты излечишься от патриотизма курильщика, прекратив размахивать своими Идеалами и искать сволочей, ответственных за то, что оные Идеалы до сих пор не воплощены IRL.

После чего, с высокой вероятностью, другие люди сами, добровольно, назовут тебя истинным коммунистом, настоящим патриотом etc.

Оставить комментарий

Предыдущие записи блогера :
Архив записей в блогах:
Там клип: p.s: по заданию pryanik ...
«После остановки водители указанных транспортных средств и сопровождающие их медицинские работники были незамедлительно опрошены сотрудниками ДПС на предмет срочности вызова, — говорится в сообщении пресс-службы. — После получения ответа, ...
В Грузии требуют отставки правительства: митинг оппозиции в четверг вылился в штурм здания парламента. Поводом для протестов стало событие четверга, когда заседание Межпарламентской ассамблеи православия открыл депутат Госдумы РФ Сергей Гаврилов: недовольство членов оппозиционных партий ...
О римском императоре Тиберии В этот день далёкого 14 года Тиберий Клавдий Нерон стал Тиберием Юлием Цезарем Августом – и вторым по счёту римским императором. Поскольку имена властителей Рима не только длинны, но, в сущности, состоят из одних и тех же слов, позволим себе в ...
Хорошо владельцам породистых котов, все у них понято, общие темы для разговора, выставки-медали, а что делать, если животная не породистая? В персы не берут - морда недостаточной плоскости, для дворовых - слишком пушистая. Приходится усматривать другой отличительный признак, а, вот! Черепа ...