Иран. Предвыборные расклады
el_murid — 24.02.2012Иран - весьма сложная в понимании страна. Аналогии и привычные ассоциации далеко не всегда таковыми являются и не очень хорошо работают. Дело в том, что иранский народ на сегодня носитель двух существующих во многом параллельно идеологий. Имперской и клерикальной. Персидская империя состоялась задолго до возникновения ислама, и уже поэтому идентификация персов не связана исключительно с исламской религией. А вот арабы - наоборот - сумели осознать себя только вместе с религией и поэтому не мыслят себя вне её.
Для иранцев характерна дуалистичность сознания - они сумели совместить имперскую идею экспансии с исламскими ценностями, которые в силу специфики истории признаются остальным исламским миром в качестве схизматических. Именно поэтому особенность иранского проекта заключается в том, что Иран позиционирует себя в качестве лидера всего исламского мира против чужеродных ценностей, предлагая оставить разногласия по линии шииты-сунниты внутри исламского мира. Эта позиция критикуется его оппонентами, которые готовы ради победы над схизматиками пойти на сделку с Западом. Правда, есть одно но - ни при каких обстоятельствах суннитская умма не пойдет на сделку с Израилем даже против Ирана. Здесь компромиссов нет и не предвидится.
Однако дуалистичность все равно предполагает приоритет одной из идей. Если очень грубо, то сторонники имперского сознания - это в иранском представлении реформаторы, сторонники клерикальных идей разной степени жёсткости - консерваторы. Конечно, эта аналогия весьма условна - но в двух словах довольно сложно описать идеологическую подоплёку разногласий.
Чтобы разобрать позиции тех и других перед выборами 2 марта, нужно начать с нынешних аутсайдеров - реформаторов. Значимые фамилии, которые неизбежно будут звучать в эти дни - М.Мусави, М.Кяруби, М.Хатами.
Первые два после летне-осенних событий 2009 года считаются и воспринимаются мятежниками - причем как властью, так и значительной частью населения. Их позиции в политической борьбе на сегодня можно считать нулевыми. Поддержка их со стороны зарубежной оппозиции делает этих людей в глазах иранцев практически врагами народа. Опять же - иранская зарубежная оппозиция - это люди, которые были в свое время обвинены (а возможно, и действительно были причастны) к волне убийств высших должностных лиц Ирана - таких как президент Ирана Раджаи и его премьер-министр Бахонар (1982 год). Отмыться от обвинений нынешней зарубежной оппозиции так и не удалось, и она ассоциируется исключительно с террористической деятельностью против иранского народа. Для аналогии можно представить себе Мовлади Удугова, который вдруг поддержал бы какого-нибудь российского политика.
Опять же здесь играет роль специфика иранского образа жизни и культуры - к.и.н. А.Лукоянов пишет в статье "Иран ждут перемены": иранская политическая элита "...всегда придерживалась своих оригинальных традиций организации общества и государства, позволяющих высказывать взгляды, отличные от позиций официальных властей; в том числе, взгляды, диаметрально противоположные официальной линии государства.
Причём, данная традиция никогда не прерывалась в Иране: ни при монархии, ни после установления в стране исламского республиканского строя..." (к сожалению, у меня нет ссылки на эту работу, цитирую её по сохраненной на диске копии)
Поэтому право М.Хатами критиковать власть подтверждено его авторитетом и положением в элите - это не маргинал, как лидеры нынешней российской "Снежной революции", а вполне уважаемый обществом человек.
Понимая, что позиции реформаторов подорваны несостоявшимся "зелёным мятежом" бывший президент Ирана заявил о неучастии реформаторов в парламентских выборах, что немедленно послужило критике его позиции со стороны коллег - в частности, бывшим министром внутренних дел его правительства Абдоллой Нури. Однако это было взвешенное и продуманное решение - так как отказ означал лишь то, что М.Хатами и его сторонники не пойдут на выборы под вывеской реформаторов. Фактически Хатами пошел на ребрендинг, отбрасывая запятнавшее себя наименование и ненужные ассоциации.
Теперь на авансцену в качестве умеренных реформаторов выходят три предвыборных объединения, которые блокируются вокруг партии "Демократия" (лидер - Кавакбайан), вокруг полупрофсоюзной-полуполитической группировки "Дом рабочих" и Народный фронт за реформы, который образовался в самом начале февраля этого года.
При этом критических разногласий среди реформаторов нет, возможно, что в ходе следующей предвыборной недели произойдет их объединение.
Специфика иранской политической жизни в том, что объединения и программы играют относительно существенную роль лишь в столице и наиболее крупных городах, в провинции население голосует за имена. Поэтому реформаторы в этом году активно пошли именно в провинцию - продвигая своих сторонников, известных на местах, но практически неизвестных в столице.
Из 4,5 тысяч выдвинутых кандидатов первые два фильтра прошли около 1000 человек, из которых около 300 - представители реформаторов. Пока неизвестно, сколько и кто пройдет последний отбор через Наблюдательный совет, однако как правило, этот последний фильтр ориентируется на моральные качества и соответствие принципам велаят-е-факих, а с этим у большинства кандидатов обычно все в порядке.
Тем не менее, видимо, реформаторы в этом составе парламента будут представлены меньшинством, и даже блокируясь с представителями религиозных меньшинств, имеющих свою квоту в парламенте, не смогут противостоять консерваторам.
Однако у консерваторов есть свои проблемы - и очень серьёзные. О них - в следующий раз.
(продолжение следует)
|
</> |