
Не по существу

Я бы представил на суд весьма спорный текст. Спорный потому, что я сам не очень ощущаю свою правоту. Тем не менее, на мой взгляд, ситуация если не в точности такова, как описана внизу, то близка к этому.

В общем, допустим. Как известно, в конце любой сказки всегда звучит: «И жили они долго и счастливо». Хотя в реальной жизни всё строго наоборот - самая засада начинается как раз после пира и свадебки. Поэтому есть смысл взглянуть, что может быть после протрезвления от революционного запоя.
Экономическая программа Путина начинается с констатации весьма неприглядного вывода – нам кровь из носу необходимо делать промышленный рывок в высокотехнологичных отраслях. Не тотальная индустриализация по примеру 30 годов, а развитие отдельных секторов, которые могут и должны стать локомотивом. Вывод верный. Однако для реализации его требуются существенные инвестиционные ресурсы, которые сам Путин оценил примерно в триллион долларов. Из которых бюджет вытягивает лишь 40%. При этом заграница нам не поможет, а инвестиционные резервы самих российских компаний практически исчерпаны.
В этих условиях вся экономическая программа Путина фактически базируется на неком «налоговом маневре». Однако что это такое – пока вопрос. Есть разные версии. Каждая их которых тоже не выглядит убедительной. По одной версии предлагается реализовать лозунг 15-15-15 – то есть, сократить (не сразу, но не более чем за 3 года) налоги: НДС, на прибыль и социальные платежи. Предполагается, что это даст увеличение налогооблагаемой базы и в конечном итоге – увеличение налоговых сборов. В принципе – да. Уменьшение НДС с 20 до 18% в свое время дало по разным оценкам увеличение ВВП на 1-2%. Предложенный вариант способен дать существенный прирост ВВП. Слабое место – длительное время. Его нет.
Вице-премьер Шувалов, наоборот, в Давосе сообщил о том, что неплохо бы наоборот, увеличить НДС. Хотя бы обратно до 20%. Плюс – быстрое и существенное пополнение бюджета в связи со спецификой налога. Однако при этом нагрузка как раз ляжет на высокотехнологичные отрасли с более высокой добавленной стоимостью продукции, чем в сырьевых секторах. Вместо подъема мы вполне можем оказаться на похоронах этих отраслей.
Озвученный персонально Путиным вариант "маневра" столь тяжеловесен в его изложении, что возникает впечатление – премьер и сам пребывает в раздумьях. Однако что-то надо говорить. Ну, вот он и сказал. Вообще, судя по всему, ситуация выглядела традиционно – одна группа получила команду нарисовать вариант, хоть как-то дающий перспективу и надежду. Соответственно, оценить сумму, требуемую под этот вариант. Вторая группа получила команду изыскать озвученную сумму. Ну, она и изыскала. И что теперь с этим всем делать – разбираются.
Следует отметить, что идею Путина вообще все участники рынка (как их принято называть) восприняли без особого энтузиазма. Тем более, что 15 февраля – в срок подачи предложений в правительство – предложения так и не были внесены. А новый министр финансов Силуанов, подбирая выражения, но весьма категорично высказался, что во-первых, повышать налоги нельзя, а во-вторых, в 12 году никакого маневра точно не будет – дай бог, к 13 бы успеть.
Говоря иначе – экономическая программа Путина повисает в воздухе, так как под ней нет финансирования. Откуда брать деньги – не очень понятно, как – тоже. Предложения не только не отработаны и не согласованы, а даже не внесены. Все на уровне постановки задачи. С очень весомым шансом, что идея будет замылена и затёрта. Единственно, что понятно точно – табак подорожает. Без вариантов. С остальным пока крайне скудно.
Отсюда вывод. Президент Путин вступит в должность, не имея никакой экономической программы, кроме нынешней вялотекущей, которую иначе как стагнационной не назовешь. Стоит понимать, что без экономического рывка, нарисованного предвыборной программой, все остальные накрываются уверенно и надёжно. То есть – окончательный вывод заключается в том, что никакой программы у президента нет.
Кстати говоря, у его оппонентов тоже нет ничего достойного внимания. Так что тут равны все. Заклинания Зюганова, что у него есть программа и команда профессионалов, не убеждают. Там есть довольно увесистые лозунги стратегического характера на уровне за все хорошее против всего плохого. Но вот что делать уже 5 марта – в его программе ни слова. И про 7 мая - тоже как-то смутно. Программы остальных кандидатов столь нелепы, что обсуждать их – проявлять минимум уважения к себе.
На все это сверху наваливается тревожное ожидание новой волны
кризиса. S&P в весьма нерадужных тонах обрисовал ситуацию в
российской банковской сфере. Причем сами банкиры против
прогноза не возражают – лишь уточняют отдельные детали. Вполне
возможно, что в случае нового кризиса банковская система России
вновь рухнет - возможно, не так глубоко - но все "налоговые
маневры" можно будет забыть, как сказку. Нужно будет спасать
социально близких, список которых, как это показали события 2008
года, расширяется со скоростью цунами.
Картина, вероятно, покажется слишком апокалиптичной - возможно, я
где-то и в чем-то неправ. Но на мой взгляд, существующая модель
развития себя исчерпала. До дна. Никакие приватизации не помогут -
это припарки в морге.
Вопрос, видимо, стоит предельно просто - насколько хватит запаса
прочности у нынешней системы, продуцирующей кризисы и социальное
напряжение. И что рухнет раньше - экономика или социальный мир.
Остальные вопросы - лишь производная.
Главный же вопрос - способен ли сегодня кто-то сформулировать не
только новый механизм функционирования российской экономики, но и
обозначить сколь-либо некатастрофический переход к ней. По
сравнению с этим вопросом выборы президента - мелкая возня в
песочке. Кто бы ни пришел, ему придется давать на него
ответ.
|
</> |