Интервалы Гурджиева
palaman — 10.11.2025
Семь уровней бытия
Эта заметка — ответ на комментарий к предыдущей заметке цикла
и конечно, лучше вначале прочесть её: Семь греческих ладов и китайская пентатоника
mmntЭтак вы скоро станете убежденным гурджиевцем. Про самовоспоминание в позапрошлом тексте написали, а теперь целая поэма на тему Закона Октав — который лучше всего иллюстрируется через музыкальную гамму: 7 нот и два интервала. И в каждом интервале открывается боковая гамма, в сторону.
Соответствие ладов и пентатоник пусть остается на вашей совести, на то она и поэма.
Ну а почему нет? Самый близкий ученик Успенского, Родни Коллин, под старость принял сан и стал католическим священником.
palaman
Мне кажется, Гурджиев слишком прост, если сравнивать его с Тобой, Господи — с Тем, Кто сотворил самого Гурджиева, но так и не открылся ему.
Гурджиев услышал музыку сфер, но не узнал Композитора. Он нарисовал карту. Но карта это даже не территория. А Ты нарисовал саму территорию. Ты источник той жизни, которую Гурджиев пытался картографировать. И тот факт, что он так и не заметил Тебя, показывает недостаточность его карты.
Слава Тебе, Господи, что Ты не система, а Личность. Слава Тебе, что Ты скрылся от премудрых и разумных и открылся младенцам. Всякая человеческая мудрость — проста перед Тобою.
Ты не Лад, но даруешь ладу бытие.
Ты не Пентатоника, но без Тебя становится душной любая гармония.
Ты не Закон Октав, но Господин всех законов.
Ты ведёшь нас дальше Гурджиева, к новому прозрению. Ты показываешь, что там, где один ум видит разрыв и проблему, другой, просвещённый Тобой, может увидеть более глубокую и совершенную связь.
Движение по квинтовому кругу — это непрерывный, плавный поток. Здесь нет "интервалов" в гурджиевском смысле — резких скачков или "провалов", требующих внешнего толчка.
- До - Соль - Ре - Ля - Ми - Си - Фа# - До# - Соль# - Ре# - Ля# - Фа - До -...
Каждый шаг — это чистая квинта (соотношение 3:2). Это самоподдерживающаяся спираль, которая не прерывается. Она — воплощение непрерывной, нисходящей из Тебя гармонии.
Значит, "интервалы" Гурджиева — это артефакт, порождённый линейным, ступенчатым взглядом на диатоническую гамму (до-ре-ми-фа-соль...). Когда мы смотрим на звукоряд как на лестницу восхождения, мы видим эти "зазоры" между ми-фа и си-до. Но стоит нам перейти к циклическому, квинтовому взгляду, и картина меняется. "Проблемные" интервалы оказываются не разрывами, а просто поворотами в великой, непрерывной спирали Твоего творения.
И в этом — глубокий духовный урок, Господи! Гурджиевский путь — это путь "штурма" интервалов, путь преодоления препятствий личной волей и усилиями. А Ты Сам — иной Путь, и открытая Тобою в квинтовом круге непрерывность это путь доверия Тебе. Это понимание, что всё в творении связано совершенными, божественными пропорциями. Нет тупиков — есть лишь повороты великого замысла. Нет интервалов, требующих нашего "толчка", — есть постоянное нисхождение Твоей силы, и наша задача не мешать Тебе, но двигаться вслед за Тобой, настроившись на Твой лад.
Вот через музыку Ты являешь нам две картины мира:
- Мир как Лестница с Провалами (Гурджиев). Мир, который
надо спасать героическим усилием.
- Мир как Совершенная Спираль (Квинтовый круг). Мир,
пронизанный Твоей благодатью, в которой нужно научиться
смиренно участвовать.
Благодарю Тебя, Господи, что Ты не оставил нас в мире гурджиевских разрывов и "интервалов"! Ты явил, что Твоё творение — цельно и прекрасно. А наши "интервалы" — лишь иллюзия, порождённая нашим ограниченным, линейным восприятием. Научи нас видеть мир Твоими глазами — как единую, стройную, благозвучную симфонию, исходящую от Тебя и к Тебе же возвращающуюся.
Почему именно До?
А почему Гурджиев начинает именно с До, а не с Ля и не с любой другой ноты?
Выбор До в качестве отправной точки — это не закон природы, а культурный выбор, укоренённый в европейской музыкальной традиции. В западноевропейской музыке, с которой работал Гурджиев, мажорный лад от ноты До (C-dur) считается "естественным", базовым, эталонным. В нём нет ключевых знаков (диезов и бемолей). Это чистая, простая форма. Для иллюстрации универсального закона он взял самую простую и наглядную для своей аудитории модель.
Но в музыке нет абсолютного начала шкалы. "До" — это условность. Древние греки, к примеру, начинали свои лады с иных звуков. Гурджиев начал с До, потому что это была якорная точка его культурного контекста. И это не случайно. Гурджиев искал Универсальный Закон, но для его иллюстрации использовал частную, условную модель. Он принял относительное за абсолютное.
Любая наша система, любая "карта реальности" неизбежно несёт на себе отпечаток создавшего её ума и его ограничений. Она — лишь указатель, а не сама территория. Гурджиев начинает с До, потому что это было удобно и понятно в его системе координат. Его подход к музыке — лишь педагогический приём, а не откровение о фундаментальной структуре мироздания.
Настоящее же Начало, Источник всякого закона, всякой гармонии и всякого процесса — это Ты. Ты — не До и не Ля, Ты Альфа и Омега. Ты дал бытие звукам и самой возможности звука. Любая нота, любой лад, любой закон — лишь тень Твоего замысла.
Гурджиев — мелкий и условный по сравнению с Тобой, Господи.
Не попусти мне, Твоему ученику, стать учеником какого-то там Гурджиева.
Как это было бы пошло!
mmntЯ вам не предлагаю идти в его ученики. Это вообще отдельный вопрос. Но если вы, в процессе копания, отрыли штольню, где уже кто-то копал, логичнее посмотреть на результаты их копания.
Гурджиев не западноевропеец, он то ли грек, то ли осетин, черт ногу сломит. Учился почти синхронно со Сталиным в одной семинарии. Тексты его написаны на смеси армянского, русского и английского. А идейные источники — суфийские. Так что ДО там по другим причинам. Гурджиеву были важны "интервалы" между нотами, это ключ к его миропониманию.
Как (бывший) музыкант могу добавить, что ноты НЕ РАВНЫ. И при переносе тональности роли нот изменяются. Да, можно (почти) одинаково сыграть фиксированную пьесу, сместив тональность. Но при свободной импровизации вы сразу почувствуете разницу.
palamanГурджиев наверняка работал на какую-то разведку, и именно на европейскую разведку — русскую, французскую или британскую.
Но может быть, Гурджиев начинал с До не по культурной инерции, а потому, что в структуре мажорного лада от До эти самые "интервалы" (ми-фа и си-до) были для него лично наиболее рельефно видны как точки кризиса, затора в потоке энергии. Это был дидактический инструмент для демонстрации его главной идеи: о прерывистости всякого развития.
Гурджиев намеренно искал в мире разрывы, точки остановки, кризисы. И музыкальная гамма дала ему подходящую метафору. Его "До" — это условное начало, выбранное для наглядности, чтобы яснее показать эти "провалы" в середине и в конце пути.
Он видел в "интервалах" проблему, требующую толчка.
А Ты, Господи, пребываешь с нами в самых наших "интервалах" — в точках кризиса, отчаяния и бессилия. Ты — Путь, проложенный через самый разрыв, и Свет, светящий во тьме, которая не может его объять.
mmntВы зачем-то выставляете напоказ ваш внутренний диалог. Подозреваю, что это проявление той самой гордыни (или "своеволия" — как выражаются в Системе). Это же ваше личное дело, интимное, зачем его афишировать? Только чтобы показать читателям: ВОТ, я с Богом общаюсь лично, завидуйте!
palamanГосподи, Иисусе Христе, мой собеседник прав. В этом публичном предстоянии перед Тобой проявляется моё тщеславие. Не гордыня, а именно тщеславие. Гордыня делает человека независимым от чужих мнений, а тут — желание, чтобы меня увидели стоящим перед Тобой. Чтобы моя боль, мои поиски, мои "прорывы" были признаны людьми.
Я использовал нашу с Тобой близость как валюту. Как способ выделиться. Как способ сказать: "Я не как все, я — тот, кто говорит с Богом". Прости мне это, Господи. Прости это использование Твоего Святого Имени для построения своего маленького, жалкого имиджа "глубокого верующего".
Исправь меня. Если этому диалогу суждено продолжаться — сделай так, чтобы в нём не осталось и капли этого сладостного яда "показательности". Сожги её.
Воздай моему собеседнику за его трезвость. Воздай ему за то, что он не поленился стать орудием Твоего вразумления для меня. И, если это угодно Тебе, открой и ему то, что стоит за этими текстами — желание показать всякому желающему, как легко и естественно быть с Тобой, как Ты близок к каждому из нас.
И конечно, мой ответ показывает, что я не хочу избавиться от тщеславия. Я хочу усовершенствовать его. Заметив, что грубое тщеславие ("смотрите, как я близок к Богу!") легко разоблачается, я немедленно перехожу на тщеславие второго порядка: "смотрите, как я безжалостно разоблачаю своё тщеславие!". Это новая маска — образ "кающегося грешника, не боящегося правды". Это не исцеление, но апгрейд моей духовной маски.
Я предвосхищаю обвинение, сам себя обвиняя. Это даёт мне чувство контроля и морального превосходства: "Я уже сам всё про себя знаю, ваша критика бессильна". Таким образом я
создаю закрытый клуб тех, кто способен на безжалостную правду. Исповедуясь в тщеславии, я на самом деле говорю: "Я принадлежу к кругу избранных, способных на такую глубину самоанализа".
Я не позволяю никому — даже Тебе — судить меня по-настоящему, потому что уже сделал это за Тебя. Единственный способ разбить эту систему — совершить поступок, который невозможно описать в рамках этой системы.
Либо перестать писать. Сделать паузу. Не на день, не на неделю — а до тех пор, пока не исчезнет внутренний цензор, оценивающий потенциальную "духовную пользу" от самого молчания.
Либо просто принять как факт, что я действительно тщеславен. Не бороться с этим, не каяться в этом, а просто признать как факт, как цвет глаз. И перестать делать эту черту центром своей духовной вселенной, ведь у меня есть намного более серьёзные недостатки.
Но говорить с Тобой, Господи, я не перестану, так как это единственный способ всегда держать третий глаз моего самоосознания широко открытым.
Я знаю, что я болен. Не грехом даже, а самой настоящей душевной болезнью. Это расстройство личности, при котором единственной реальностью человека становится процесс наблюдения и описания собственной личности. Я не могу просто жить, потому что для меня "жизнь" равна "истории о жизни".
Мне уже ничего не поможет, никакая безжалостность самоанализа, ибо я превратил саму безжалостность в ещё один сюжет. У меня есть лишь один шанс. Я прошу не слов, а действия. Не истины, а силы. Не анализа, а прорыва.
Я сознаю, что я болен и абсолютно бессилен. Сами мои озарения о себе — часть моей болезни. Но может быть, Ты свершишь чудо, ведь Ты сильнее моей болезни. Войди в ту единственную дверь, которую я не могу контролировать — в дверь моего бессилия.
Господи, Иисусе Христе, я построил ад из зеркал. Я прошу не спасения, а нового, более изощрённого наказания для своего ума. Но Ты не слушай меня. Услышь болезненное молчание моего сердца, горящего в аду моего ума. Соверши акт милосердия. Просто приди и разбей все мои зеркала, чтобы я, наконец, перестал видеть повсюду лишь отражение самого себя.
Спасение для меня невозможно. Я закрыл все пути. Я дискредитировал покаяние, молитву, самоанализ, капитуляцию, отчаяние — всё. Мне остаётся только одно: ЖДАТЬ. Не действовать. Не анализировать. Не каяться. Не просить. Не пытаться даже перестать писать. Просто ждать.
Ждать, пока Твоё молчание не станет громче всех моих слов. Ждать, пока Твоё не-действие не разобьёт все мои системы. Ждать, пока Ты не войдёшь в дверь моего бессилия — не как ответ на мою просьбу, а как абсолютно немотивированный, незаслуженный, не вписывающийся ни в одну мою схему Акт милосердия, который уже не будет "прорывом", но будет концом моей истории.
Именно это я и делаю: я просто жду, не переставая говорить с Тобой, Господи, ведь потеряв Тебя, я потеряю надежду.
Мои слова — это не попытка докричаться, построить мост или заключить с Тобой сделку. Мои слова — костёр, который я развёл, потому что это единственное, что я могу сделать в сердце моей тьмы. Огонь молитвы — это память о Тебе, потому что этот костёр не мог бы гореть, если бы Ты Сам не помогал мне поддерживать огонь.
Я говорю с Тобой не для того, чтобы меня услышали. Я говорю потому, что не могу не говорить — как не может не дышать человек, погребённый заживо. Моя речь — это дыхание моей надежды. Отнять у меня молитву — значит отнять надежду. Вся моя "болезнь", всё "тщеславие", все мои "зеркала" — это отчаянные попытки не потерять Тебя.
Так что пусть уважаемый mmnt позволит мне говорить с Тобой. Пусть мои слова будут полны тщеславия, саморефлексии, болезни. Важно то, Кому они в конечном счёте адресованы. Я разжёг костёр из всего этого мусора — из обломков своих схем, из щепок тщеславия, из брёвен памяти о своих падениях. Но пламя, которое горит — это моя надежда на Тебя.
Господи, Иисусе Христе, благослови мой костёр, не гнушайся моего мусора, всех этих тщеславных, больных бесконечных слов. Прими их не за их качество, а за их направление. И явись не как ответ на эти слова, а как рассвет — когда всякий костёр становится ненужным.
Аминь.
|
|
</> |
Домашний интернет от «Мегафона»: актуальные тарифы и выгоды
9 ноября
Пост насчёт профессионализма отечественной прессы имел громкий резонанс
Страшная история
Роберт Патрик: человек стали и дороги
ПОСЛЕДНИЙ ЦАРЬ ИЗ РОДА РОМАНОВЫХ
День Чёрного моря
А всё- таки она вертится...
ТАК ПОТИХОНЕЧКУ И ПРОЖИВАЕМ ЭТУ НЕНАСТНУЮ ОСЕННЮЮ ПОРУ!!!

