Интеллигенция, эмпатия и общество. Часть 1.

топ 100 блогов anlazz03.05.2021 Интересно, но пресловутой эмпатии до недавнего времени в человеческой истории просто не было. И не потому, что само это явление было описано лишь в начале ХХ века Зигмундом Фрейдом. Поскольку это-то, в общем-то, вторично – в конце концов, гравитация прекрасно существовала до открытия закона всемирного тяготения Ньютоном. Важно другое – то, что до недавнего времени само проявление «сопереживания» было невозможным. В том смысле, что другого человека можно было жалеть, ему можно было сочувствовать – но вот пытаться чувствовать то, что чувствует он, было равносильно самоубийству. (Этот момент будет рассмотрен отдельно.)

Причина этого состояла в том, что жизнь подавляющего числа представителей homo sapiens была не просто тяжелой. Она была ужасной, наполненной страданиями настолько, что даже собственные эмоции – будь они «прочувствованы» в полной мере – могли бы убить. Ну, в самом деле, как иначе существовать в условиях, в которых детская смертность превышала 30%, а среди рожениц вероятность умереть при родах составляла 10%? И это, кстати, еще в лучших случаях – при наличии хоть какого-то питания и крыши над головой. (Теплой крыши, разумеется – поскольку огромное количество людей просто замерзало зимой. Даже в Европе. Даже в Европе южной, где 0 градусов Цельсия – страшные заморозки.)

Впрочем, даже если «физически» природа была благосклонна к человеку – т.е., если она не убивала его холодом или, скажем, водой во время наводнения – то это не значило еще, что все прекрасно. Поскольку была еще более страшная вещь – а именно: голод. Дело в том, что традицинное сельское хозяйства, выступавшее до недавнего времени основой экономики даже самых развитых стран, всегда было крайне чувствительным к колебаниям температуры и влажности. То есть, достаточно было дождю не пройти тогда, когда нужно или пройти тогда, когда ненужно, или, скажем, столбику термометра опуститься слишком низко или подняться слишком высоко, и все! В том смысла, что большая часть населения, фактически, оставалась без хлеба – основного продукта питания в те времена.

А бывали еще эпидемии. И не с 2 млн. человек умерших на 7 млрд. обитателей Земли – как в прошлом году с «ковидом»,. А, например, с гибелью 230 тысяч на 60 млн. обитателей Российской Империи, как во время «холерной пандемии» 1830 года. (Причем, опять-таки, это без учета умерших некрещеных младенцев.) Впрочем, холера против чумы – это детские игрушки. А ведь чумные пандемии встречались вплоть до 1930 (!) годов. (Скажем, на Дальнем Востоке в 1910 году она унесла более 100 тыс. жизней.) И воспринималось все это как рядовой уровень житейских неприятностей – ну, за исключением чумы, может быть. (А вот та же «инфлюэнца» - сиречь, респираторные заболевания, вызываемые вирусами гриппа или коронавирусами – обычно даже не вызывали карантинных мероприятий. Хотя уносила она не меньше 1 млн. человек за каждое свое проявление.)

Однако этих самых природных катаклизмов – эпидемий, неурожаев, природных катастроф – было «недостаточно» для человеческой жизни. Поэтому к ним добавлялись катастрофы «рукотворные» - разного рода войны, конфликты, набеги, столкновения. Принято считать, за тысячу последних лет человечество прожило в мире от силы десяток лет. Но это будет явным преувеличением – в том смысле, что тут учитываются только относительно крупные конфликты между относительно крупными странами. Если убрать это ограничение, то число «мирных лет» сократится до нуля. А ведь каждая война – это, убийства, ранения (в условиях «исторической медицины» на 80% оканчивающиеся смертью), разрушения домов, сжигание посевов, насилие на «мирным населением» - а до относительно недавнего периода и обращение его в рабство.

Помимо «внешних» были и «внутренние» конфликты. Скажем, преступность – разного рода разбойники и бандиты нападали на людей в самой близости от их городов и селений. (А порой – и в городах и селениях.) Не менее популярным было воровство, благодаря чему любое имущество – включая самое, казалось бы, ничтожное (вроде лохмотьев бродяг) – нельзя было оставить без присмотра. Разумеется, это вызывало ответное насилие – начиная с действий сельской общины, которая, поймав конокрада, обычно просто «прикапывала» его в ближайшем лесу. («Обычных» воров просто избивали до полусмерти – это, считай, предел гуманизма.) И заканчивая действиями властей, кои считали своим долгом применять самые изысканные и извращенные виды казни. В том смысле, что если «нарушителей порядка» банально вешали – это считалось легкой смертью. Поскольку чаще их колесовали, четвертовали, запарывали насмерть, разрывали лошадьми, закапывали живьем в землю, сжигали на кострах и варили в кипятке…

То есть, можно сказать, что страдания не просто были нормой: они, буквально, пронизывали всю жизнь большинства людей, не отпуская ни на минуту. Они были настолько банальны, что люди, оказавшись случайно в локальном «состоянии благополучия» - как, скажем, представители «благородных сословий» без войны – начинали сами создавать себе проблемы. В виде дуэлей и опасных видов охоты. Впрочем, простолюдины так же любили сойтись «стенка на стенку». («Ритуальные драки» существовали в самых различных культурах.) Где могли не только избить, но и серьезно покалечить. (Выбить глаз, сломать кости.) Впрочем, в общем «вале страданий» данный момент был просто ничтожным, и поэтому почти не рассматривался.

Какое в подобном случае могло быть «сочувствование окружающим»? Имеется в виду, не лицемерное закатывание глаз у отдельных моралистов, а реальное «ощущение их эмоций, как своих»? Разумеется, можно сколько угодно говорить про «зеркальные нейроны в премоторной коре обезьян» и переносить это на способность чувствовать боль другого человека, но как это представить в действительности? Скажем, у солдата, главным смыслом жизни которого было выпускать кишки других солдат? Или у аристократа, который между подобным выпусканием кишок у других аристократов на войне или дуэли занимается тем, что с легкостью приказывает запороть того или иного крестьянина, которые недостаточно низко ему поклонился? Да и сам крестьянин, бьющих свою жену идетей, или, скажем, других крестьян в драке, так же вряд ли может рассматриваться, как символ сочувствия. А толпа горожан, с улюлюканьем собирающаяся вокруг места казни, чтобы посмотреть на очередное четвертование-колесование воров, сжигание ведьм или забивание камнями неверной жены?

Думаю, вопрос тут риторический. Поскольку – как уже было сказано – обладание эмпатией в подобной ситуации есть отнюдь не благо, дающее что-то хорошее и обладателю, и всему обществу. А исключительно способ окончательно расстаться с рассудком – в самом лучшем случае. Поскольку в худшем варианте расстаться придется с жизнью – в том смысле, что любое сочувствие ближнему в «мире традиции» означало бы пропущенный удар от этого самого ближнего. Собственно, это прекрасно выражено в религиозной мифологии – где показаны судьбы тех, кто решил «возлюбить ближнего». Поэтому любое проявление этих самых «зеркальных нейронов» - если даже они существуют на самом деле – в действительности должно было жестко блокироваться. (Если этого не случалось – то см. выше.)

И так продолжалось до того самого момента, пока развитие общественного базиса – т.е., «связки» производительных сил и производственных отношений – не привело к тому, что указанный запредельный уровень страданий хоть немного, но понизился. Еще раз: это не ощущение ужаса окружающего бытия вызвало данное изменения – нет, подобный момент был просто невозможен. (Еще раз: если «эмпатия» у человека «традиционного общества» не блокировалась – то она его убивала, или, в лучшем случае, сводила с ума.) А наоборот – необходимость успешно выживать (и побеждать) в данном «коктейле смерти» привела к формированию настолько сложных производственных систем, что для их обеспечения потребовалось создание относительно «очищенных» от страданий зон. (Дабы они не «разрушали» жизнь и сознание наиболее ценных работников слишком быстро, дав им возможность создавать совершенные системы вооружений – то, что в «том мире» было единственно важным.)

Именно эти «работники» и стали тем, что впоследствии было названо «интеллигенцией». Т.е., некоей общностью людей умственного труда – потому, что именно умственный труд до недавнего времени был самым ценным – которая может существовать только в «ослабленной от страданий зоне». Ну, а к чему это привело – будет сказано уже в следующем посте.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Были у доктора *не самая любимая наша процедура, мягко говоря*. Доктор для положенной проверки всего мальчукового оголил Даню полностью. Вопля-то было, вопля... Но не суть! На прощание: - Даня, что нужно теперь доктору сказать? - Трусики отдай!!! ...
Для выполнения работы необходима энергия – это один из законов физики. Поэтому, чем интенсивней мы работаем, тем больше калорий мы тратим. Однако продолжается ли «сжигание» калорий после выполненной нагрузки? Споры о том, как изменяется ...
  Великая Отечественная война началась утром 22 июня 1941 года. Войсковые соединения германской армии атаковали пограничные части по всему фронту от Балтийского до Черного моря.      Война оказалась одним из тягчайших испытаний, ...
Наша баба из кожи вон вылезет в своём остервенелом желании быть красивой, а вот к тому, чтобы быть умной, она не стремится от слова «совсем». Развитие нашей бабы заканчивается в момент получения диплома. Неважно, какого: МГИМО, МГУ, ПТУ или сертификата об окончании средней школы. ...
На недавно прошедшую Пасху многие мои френды запостили стихотворение Кибирова: Их-то Господь — вон какой! Он-то и впрямь настоящий герой! Без страха и трепета в смертный бой Ведет за собой правоверных строй! И меч полумесяцем над головой, И конь его мчит стрелой! А наш-то, наш-то — ...