рейтинг блогов

Инстинкт религиозности - не сформировала ли в нас религиозность сама эволюция

топ 100 блогов trim_c20.03.2021

женщина молитва

Склонность к вере в бога проявляется в раннем возрасте
Эндрю Ньюберг, нейробиолог, который изучает мозг с точки зрения религиозного опыта, исследует эту гипотезу всю свою жизнь.
"Если вы созерцаете бога достаточно долго, - пишет он в книге" Как Бог меняет ваш мозг ", - в вашем мозгу происходит нечто удивительное. Нейронные связи начинают меняться. Одни цепи включаются, другие - деактивируются. Меняется ваше восприятие и ваши убеждения, и если бог имеет для вас значение, он становится реальным и с точки зрения нейробиологии ".

Религиозный опыт, как рассказывает мне Ньюберг в своем офисе в Пенсильвании, удовлетворяет двум основным целям мозга: самосохранения (как нам выжить, как индивидууму и как виду?) И самотрансцендентность (как нам продолжать эволюционировать и менять себя как людей?).

Ньюберг и его команда сканируют мозг во время религиозных обрядов, например молитвы или медитации, этот опыт прежде всего сосредоточивается в двух участках.

Это - теменная доля, расположенная в верхней задней части коры головного мозга, и участок, который обрабатывает сенсорную информацию, помогает нам создавать образ себя и устанавливать пространственные связи между собой и остальным миром.
Интересно, что во время определенных ритуальных действий он замечает деактивацию теменной доли.

женщина молитва
Склонность к религиозным представлениям - одна из "человеческих универсалий", присущих всем культурам и обществам

"Когда вы погружаетесь в какую-то ритуальную практику, этот участок мозга становится менее активным", - объясняет он. "А поскольку он отвечает за ощущение собственного "я", это ощущение начинает размываться, и границы между собой и другими - другим человеком, другой группой, богом, Вселенной и т.д. - начинают стираться. Вы чувствуете с ними единство".

Второй участок мозга, который активно вовлечен в религиозную активность, - это лобная доля, она обычно помогает концентрировать внимание и концентрироваться на определенных вещах, говорит Ньюберг. "Когда этот участок выключается, происходит определенная потеря сознательной деятельности, то есть мы больше не делаем что-то сами, а что-то с нами происходит".

Ньюберг утверждает, что собранные им данные ставят вопрос, почему наш мозг построен таким образом, чтобы облегчить духовный опыт.

"Если вы верите в бога, ответ очевиден", - говорит исследователь. Но даже если какие-либо разговоры о вере оставить в стороне, все равно удивляет, почему наш мозг не только облегчает, но, кажется, и способствует религиозным взглядам.
Значит, они является неотъемлемой частью существования человека.

***

По мнению автора книги "Объяснена религия" Паскаля Боера, склонность к вере в бога объясняется свойствами психики, которые имеют все без исключения представители нашего вида.

Для начала рассмотрим свойство, которое называется "гиперчувствительное устройство обнаружения агента" (HADD).

Скажем, вы в саванне и слышите шелест кустов. Что это по вашему мнению? "О, это просто ветер. Я могу спокойно оставаться там, где я стою". Или: "Это - хищник, время бежать!"
С эволюционной точки зрения второй вариант имеет больший смысл. Если вы осмотрительно убежите, а шорох так и окажется ветром, вы ничего не потеряете. Но если вы решите проигнорировать звук, а потом на вас же набросится хищник, тогда вас съедят.

Ученый-когнитивист Джастин Барретт считает, что HADD заставляет нас приписывать непонятные явления или объекты действиям неких сил - агентам. Именно по этой причине мы задержите дыхание, когда слышим скрип пола в соседней комнате, в которой, как мы знаем, никого нет.

Барретт отмечает, что это психическое свойство заставляет нас приписывать "агентурность" событиям без четких физических причин (моя головная боль исчезла после молитвы) и явлениям, которые не поддаются простому объяснению (кто-то, наверное, создал эти круги на поле).

HADD всегда действует в нашем мозгу даже без нашего осознания. Религиозные верования очень естественными для мозга, склонного во всем видеть действие или намерения какой-то силы.

Как отмечает Даниэль Деннет, наша убежденность в существовании какого-то умысла является столь свойственной нашему мышлению, что нам трудно ее выключить. Прежде всего это происходит, когда мы переживаем смерть близкого человека. И поэтому мы часто говорим о наших умерших близких так, будто они все еще рядом, рассказывая о них истории и рассуждая о том, одобрят ли они наши решения.

С верой в высшую силу связан и еще один феномен - идея разоблачения неправильного поведения.

Іслам
Истоки духовной веры уходят далеко за пределы современных организованных     религий

Это было главным вопросом в доисторическом обществе. Чем больше становилась группа охотников-собирателей, тем труднее было обнаружить нарушителя, чтобы наказать его.
Тогда возникает идея "агента полного доступа" силы, которая в любой момент следит за тобой, отмечает эволюционный психолог Робин Данбар.

Тут корни морали и религии. Боер объясняет это нашей склонностью к интуитивной морали и убеждением, что боги и наши умершие предки заинтересованы в нашем правильном выборе.

***

Мы обычно считаем веру результатом индивидуального разума, однако на самом деле она весьма социальна. Это неудивительно, ведь религия исходит из эволюционного процесса, который заставил обезьян стать более социальными. Однако увеличение социализации поставило проблему предотвращения агрессии и убийства внутри большой группы, которая постоянно проживает вместе.

Связь между членами стаи строится с помощью эндорфинов систем головного мозга, которые активируются взаимной заботой и тактильным общением (взаимное вычесывание у шимпанзе). Однако в больших группах невозможно установить близкие отношения со всеми членами группы объясняет Данбар.

Наблюдение за приматами показывают, что они проводят около 20% времени в день, ухаживая друг за другом. Однако это ограничивает размер группы до 70 членов, а это гораздо меньше групп, в которых проживал человек современный.

Молитва
Духовные практики вызывают высвобождение эндорфинов в мозге, что способствует улучшению связей в группе

Итак, проблема заключалась в том, как найти способ устанавливать социальные связи, не касаясь друг друга. Смех, музыка и язык является хорошим решением, потому что, по словам Данбара, они так же способствуют выработке эндорфинов.

По мнению исследователя, религия эволюционировала как способ позволить многим людям одновременно участвовать в действиях, которые производят эндорфины. Многие религиозные ритуалы, например песни, танцы и принятие различных позиций для молитвы, "являютмся чрезвычайно хорошими активаторами системы эндорфинов", отмечает он.

Впрочем, ритуальные танцы и песнопения были эффективными лишь до тех пор, пока наши предки не начали вести оседлый образ жизни около 12 000 лет назад.

В больших поселениях, где люди были вынуждены постоянно проживать рядом и стресс и напряжение стали неизбежными, требовались более упорядочены ритуалы, способствующие социальной сплоченности.

Сельскохозяйственная, или неолитическая революция, началась в колыбели цивилизации - плодородном Полумесяце на Ближнем Востоке. Именно в этих поселениях появляются первые в истории места для отправления религиозных культов.

храм Гебеклі-Тепе
Старейший известный храм в истории - Гёбекли-Тепе, построенный примерно в 10 тысячелетии до н.э. на территории современной Турции


Древнейшее известное из них - храмовый комплекс Гёбекли-Тепе на юго-востоке Турции, датированный примерно 10 тысячелетием до н.э. По словам историка Дэвида Кристиана, земледелие стало чертой, после которой наши предки начали стремительную путешествие в сложных обществ.

Чтобы адаптировать такие большие группы, прежние представления о родстве нужно заменить новыми идеями "собственности, прав, иерархии и власти". В результате это привело к стратификации общества на классы. Кто-то стал правителем, кто купцом, кто священником.

В отличие от охотников-собирателей, религиозные ритуалы неолитических людей "сосредотачиваются прежде всего на одном человеке, божественном или квазибожественному царе, и в них участвуют только несколько человек, священники или члены королевского рода", пишет покойный социолог Роберт Белла.

Важно, что именно в этот период "царь и бог объединяются ... и будут тесно связанными в течение всей истории".

Как отмечает Белла, ключевым вопросом впоследствии становится: "Кто является настоящим царем, тот, кто действительно олицетворяет справедливость?" Так, например, в Греции Платон указывает людям обратить внимание не на аристократа Ахилла, а на Сократа.

В Индии Будда отказывается от наследства своего рода и покидает дворец, отправляясь на поиски истины. Единство царя и бога в иудаизме решительно нарушают пророчества Яхве, который призывает выбирать царей по желанию.

Ключом к этой трансформации становится изобретение письменности, считают исследователи. Без возможности хранить информацию за пределами человеческого мозга, люди не смогли бы развить мышление второго порядка. А без этого мы никогда не смогли бы кодифицировать наши религиозные представления в сложные теологические системы.

Это мышление второго порядка, то есть теория о теории, рассуждения о соображениях, ведет к религиозно-философскому прорыву. Так возникает рациональная философия и этически ориентированные религии. Эту трансформацию от ранних до развитых цивилизаций немецкий философ Карл Ясперс называет Осевым время.

Важно, что это Осевое время продолжается до сих пор. Именно тогда были заложены основные категории, которыми мы мыслим до сих пор, и мировые религии, которые до сих пор руководят человечеством. Несмотря на изменения, которые понесли эти религии и философии, они лежат в основе всех наших современных институциализированных религий.

***

По крайней мере, это один из способов рассказать историю. Возможно, появятся и другие. Человеческие знания - прежде всего о нашем прошлом - постоянно развиваются, и поэтому наши теории каждый раз подтверждаются, уточняются или отвергаются.

Впрочем, что бы мы обнаружили о прошлом религии, одно остается точным - наша склонность к вере в бога имеет глубокие корни в эволюции нашего вида.

Но что произойдет с религией в будущем? Некоторые утверждают, что, поскольку теперь нам известно, как и почему возникала религия, мы можем смело избавиться от этих детских, примитивных представлений.

Храм
Появление искусства, архитектуры и письменности привело к новым проявлениям религиозного мышления

Некоторые даже утверждают, что это бы очень пошло нам на пользу. Ведь религия, как вирус, заразила наш вид и заставила нас к ужасно жестоких вещей. Пусть прогрессом занимается лучше наука и рациональное мышление.

Так перспектива, однако, недальновидной. С одной стороны, наука также не идеальна, она способствовала некоторым худшим явлениям современности, например атомная бомба, война дронов или евгеника (концепция естественного отбора в отношении человека).

Следует ли нам отказаться и от науки за ее ошибки? Конечно, нет.

Критика современных человеческих институтов не должна ослеплять нас и заставлять нас забыть все положительные вещи, которые они нам принесли.

Мы не отрицать ни уродства, ни благородства религии. Зато нам следует тщательно изучить ее историю, оценить ее взносы, поставить под сомнение противоречивые вещи и с открытыми глазами двигаться в будущее.

Мы придем в это будущее со своими надеждами, страхами, чувствами и социальными нормами, играми и вопросами - всем тем, что собственно и позволило религии появиться и процветать на протяжении всей истории.

Вера так тесно связана со всем, что мы знаем о нашем виде, что кажется практически невозможным представить будущую человека без каких-либо религиозных представлений.

"Я скептически отношусь к идее, что религия когда исчезнет, ​​- отмечает приматолог Франс де Вааль. - Такой сценарий не является реалистичным для человеческого вида. Возможно, ее заменят чем-то другим".

Одним из лучших вариантов для многих людей мира есть религия без доктрины и иерархии. Многие исследователи отмечают, что хотя посещение церкви на Западе заметно уменьшилось, в целом выросла духовность. Следовательно, возникает феномен так называемой "внерелигиозного духовности".

Духовность в этом смысле определяют как "индивидуальную, субъективную преданность своим ценностям, которые определяют отношение к себе, другим, природе и высшим силам ".

В ходе опроса 2017 года в 15 западных странах 64% респондентов ответили, что не верят в Бога, описанного в Библии, но верят в высшую силу.

Молитва ритуальний танець
Эволюционная психология может объяснить, почему современным людям присуще "духовное, а не религиозное" сознание

Некоторые считают эту тенденцию примером культуры "помоги себе сам", то есть практикуй все, что помогает тебе достичь ощущения гармонии. Поэтому не удивительно, что йога, медитация и исцеления кристаллами набирают такой популярности.

Стоит также отметить, что многие христиане в США также придерживаются различных эзотерических верований, например вера в реинкарнацию или астрология. А это значит, что люди могут одновременно принадлежать как к традиционным, так и нетрадиционным религиям. Эти синкретические тенденции, безусловно, отражают процессы глобализации.

Один из самых известных теологов XX века Пол Тиллих утверждает, что религия должна отвечать на те вопросы, которые ставит культура. Если ей это не удается, она становится неактуальной.
Однако вопросы остаются.

Поскольку наш мозг, по словам Франса де Вааля, "настроен размывать границу между собой и другими", мы всегда будем стремиться к занятиям, которые усиливают эту размытость: ритуальные танцы, молитвы, причастие.

В центре религии, говорит Данбар, мистическая обеспокоенность принадлежностью. Которое было до и останется после Человека разумного.


Меня всегда интересовал этот вопрос - в какой степени религиозность нам врождена. Статья огромная я ее несколько сократил, но гора родила мышь - все содержание можно было бы изложить концентрированней и четче.

В итоге: у нас есть центры мозга, обеспечивающие "мистическое единение с Богом" - реальную утрату ощущения отграниченности своего тела от мира и и ощущения контроля собственной воли над своим поведением: будто некая сила тебя ведет. Это первый нейрофизиологический исток религии.

Вторым важнейшим истоком является система "обнаружения агента" - наша способность трактовать слабо определенные события вокруг как проявление некоей внешней силы. Отсюда исток религии (все по воле богов, духов, предков). Но отсюда же и исток конспирологии (все по воле тайных сил, мировой закулисы, жидомасонов и т.п.)

Ну третий важнейший исток религиозных представлений - необходимость сплачивания больших групп, Тут важнейший исток ритуалов о чем писал еще Эмиль Дюркгейм

Вот по существу и все что сказано. И правду говоря я все это уже встречал. Нот.к. работу выбрасывать жалко то все же публикую.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Возле здания областного управления Министерства внутренних дел в Ивано-Франковске в воскресенье попрощались с погибшими в ходе карательной операции на востоке страны бойцами иванофранковского «Беркута», которые решили выполнить преступных приказы хунты, в отличие от «беркутов», которые сра ...
Американский дизайнер вязаной одежды обвинила китайского производителя дешевых вещей Shein в массовой краже ее дизайнов. Жительница Нью-Йорка Бейли Прадо (Bailey Prado) опубликовала серию постов, в которых заявила, что Shein скопировал 45 дизайнов предметов гардероба, которые она ...
Вы, пардон, ебанулись? За утро прочитал не меньше 15!!! постов на тему совпадения сегодняшней даты с датой прибытия главного героя трилогии "Назад в будущее". И черт побери! - минимум половина из них написаны на полном серьезе!!! У вас крыша поехала? И самое популярное в этих, уж извините, ...
Чемпиона от лузера отличить легко. Это -- врождённое. Как уж есть, так и есть. У кого есть дети, понаблюдайте: если отнять любимую игрушку и отдать другому ребёнку, что он будет делать? Гнусно расплачется или полезет отнять своё? Сделайте выводы. Фото: wallpappershd.ru Со взрослыми ...
Продолжим прогулу по дворцу Топкапы. 01 02 03 04 05 06 07 08 09 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 22 24 25 26 27 ...