информационные пузыри
mi3ch — 30.05.2021Из книги Этана Цукермана «Новые соединения. Цифровые космополиты в коммуникационную эпоху»
В 2011 году пастор Терри Джонс публично сжег Коран. После этого здание американской дипмиссии в Бенгази подверглось нападению, в ходе которого был убит посол. Newsweek поместил на обложку фотографию разъяренных арабов, снабдив ее заголовком «Ярость мусульман».
Множество популярных СМИ поддержали этот обличительный пафос, упустив из виду куда более важное событие: жители Бенгази, обычные мусульмане, были настолько возмущены атакой на посольство, что, собравшись многотысячной толпой, отправились к резиденции фундаменталистской группировки, взявшей на себя ответственность за нее, и вынудили ее руководство покинуть территорию.
Алгоритмы рекомендаций в социальных сетях и поисковиках устроены так, что мы не расширяем свой горизонт, а, наоборот, все больше замыкаемся на френдленте: мы видим то, что хотим увидеть, и то, что интересно нашим друзьям, но не то, что может быть нам действительно полезным.
Несмотря на появление интернета, доля международных новостей в американских СМИ снизилась с 45% в 1960-х годах до 10% в наши дни. Запросы на неамериканские фильмы по Netflix составляют около 5% от общего числа, количество переводных книг в США ежегодно составляет менее 3%, а свыше 95% трафика среди новостных сайтов Европы и Америки достается национальным ресурсам.
Из этой прогрессирующей изоляции рождается масса мифов о других странах и культурах. Например, на товары, сделанные в Китае, приходится лишь 2,7% потребительских расходов американцев, и это несмотря на укоренившуюся в массовом сознании уверенность в повальном засилье китайских вещей.
Во время матча сборной Бразилии на чемпионате мира 2010 года фанаты команды развернули баннер с фразой «Cala Boca Galvão», которую тут же начали ретвитить тысячи бразильских болельщиков. Оказавшись в трендах, фраза заинтересовала иноязычных пользователей, на помощь которым пришли бразильские шутники, объяснившие, что Galvão – это редкая птица, которую истребляют ради перьев для украшения карнавальных костюмов. Поэтому, якобы, был создан институт Galvão, в фонд которого с каждого твита «Спасите птицу Galvão» поступало десять центов. Затем было опубликовано фото Диего Марадоны с зеленым пером в носу – оказалось, что перья имеют еще и галлюциногенные свойства.
И только когда фраза набрала сотни тысяч ретвитов, появился материал New York Times, раскрывший ее истинный смысл; перевод означал: «Заткнись, Гальвао». Гальвао – это фамилия комментатора, чья некомпетентность и полная штампов речь настолько надоели бразильским болельщикам, что они придумали оригинальный способ заткнуть его.
|
</> |