Индеаножонс

Неуд первый. Молодой иеродиакон N из соседней N-ской епархии. Отвечал о Нестории, несторианстве и АЦВ: "Несторий учил, что Спаситель - не Богочеловек, но что Бог просто обитает в Иисусе Христе, как во храме. А православное учение гласит, что у Христа - богочеловеческая природа".
Я: Стоп, стоп, стоп. А разве во Христе не две природы?
Он: Ну, конечно, в момент воплощения было две: Он ведь и Бог, и человек. А стала одна - богочеловеческая: Он ведь Богочеловек.
Я: Отче, поздравляю, Вы - классический монофизит и находитесь под анафемами IV и V Вселенских Соборов.
Он: Нет, тогда я всё сказанное мной отвергаю. Значит, во Христе две природы.
Я: А что во Христе одно?
Он: В смысле?
Я: При двух природах во Христе, что делает Его единым Богочеловеком? Чем и в чём объединены два Его естества? Что у них общего?
Он (просияв от показавшейся ему удачной догадки): У них общая воля! Они объединены общей волей!
Я: Ещё раз поздравляю, отче, Вы к тому же и монофелит, и подпадаете ещё и под анафему VI Вселенского Собора.
Он: Нет, нет, нет. Тогда я и от того, что сейчас сказал, тоже отказываюсь.
Так отвечающий, сам того не желая, наглядно - на своём собственном примере - показал присутствовавшим пути развития еретической мысли в V-VII вв.
В ходе дальнейших попыток прояснить и православное учение, и заблуждения несториан, ассистентом было произнесено ключевое слово "ипостась". Но оно нисколько не помогло бедному студенту, а лишь окончательно поставило его в тупик. Выяснилось, что отец иеродиакон... не знает, сколько ипостасей во Христе.
Неуд второй. Пожилой иерей N из N-ской соседней епархии. Отвечал про Filioque: "Католики учат, что Дух Святой исходит и от Сына".
Я: А по православному учению, от Кого исходит Дух Святой?
Он: Ну, как это от Кого? Мы же веруем в Отца и Сына и Святого Духа...
Я: Т.е. Дух Святой исходит от Отца и Сына и Святого Духа? От всей Троицы, включая Самого Себя?
Он: Нет, ну, постойте... Есть Отец, Сын, святой Дух... Что ещё?
Ассистент: Батюшка, Вы Символ Веры знаете? Тот его член, где о Духе Святом говорится?
Он: Да, конечно: "...И в Духа Святаго, Господа, Животворящего, Иже от Отца исходящего..."
Ассистент: Достаточно. Так от Кого же исходит Святой Дух?
Он: От Отца.
Я: Так, выяснили. А согласно католическому учению - от Кого и Кого? "И от Сына", а ещё от Кого?
Он (на время глубоко задумавшись, а потом просияв): Согласно католическому учению, Дух Святой не исходит, а восходит от нас на Небеса!
Увидев полное недоумение на лицах и у меня, и у ассистента, батюшка добавил, обращаясь ко мне: "Ну, Вы же сами вчера так нам объясняли на консультации! Что у нас Дух Святой нисходит, а у католиков восходит - как Ангел, который на своих крыльях Святые Дары на Небеса возносит!".
Я (медленно приходя в себя): Вообще-то, те мои слова, на которые Вы ссылаетесь, были вовсе не о исхождении Святого Духа, а о Евхаристическом каноне и разных типах эпиклезы: "нисходящей" (восточной) и "восходящей" (западной)...
PS. Сегодня с утра пораньше шёл в храм. Дорога к нему лежит мимо археологического музея, перед которым устроен сад камней, с нанесёнными на них копиями древних петроглифов, высеченных на обломках скал близ древнего амурского села Сикачи-Алян. На подходе к музею все объявления на фонарных столбах были за ночь дополнены матерными надписями абстрактно-протестного содержания, сделанными жирным чёрным маркером. А у самого музея, на одном из камней с изображением личины какого-то палеоазиатского духа, красовался лист А4, прикреплённый - судя по почерку, маркеру и протестующему тону содержимого - всё теми же ночными прохожими. Надписание на нём гласило: "Мы - не Индеано Жонс!!!" ?