Возвращение - I
fr_hamlet — 27.03.2010
1. Аутотренинг
К моменту выхода из РПЦ МП во мне накопилось ужасное психологическое напряжение, порождённое теми сомнениями и терзаниями, что и подвели меня к этому шагу. Конечно же, я ожидал, что с присоединением к ИПЦ мой внутренний мир восстановится хотя бы частично, т.к. исчезнут многие внешние причины для душевных бурь. Мне больше не придётся переступать через свою совесть, причащаясь из одной Чаши с еретиками, и наконец-то вокруг будут одни единоверцы. Я больше не буду колебаться умом и сердцем: в Теле ли я Христовом или нет, священник ли я или нет, истинным ли Таинствам приобщаюсь или нет. И светлая радость об обретении Истинной Церкви и истинной Евхаристии сможет хоть в какой-то мере облегчить мои духовные тяготы.
Но ничего такого не произошло. Никакого обретения «драгоценной жемчужины» или «сокровища на поле» моя душа не ощутила. А многоразличные сомнения, колебания, терзания и боль только усилились, поставив меня на грань нервного срыва. Всё это разительно отличалось от моего состояния после «переходов», совершённых прежде, т.е. после крещения в РПЦ МП и после принятия монашеского пострига. И в первом, и во втором случае искушения тоже начались сразу, и были они весьма неслабыми. Но была и явная помощь от Того, ради Кого я эти «переходы» совершал, и ступеньками на пути к Кому они были.
А в этом случае мне пришлось
заняться аутотренингом. Я начал внушать себе, и делал это на
совесть: «Это моё состояние – лишь следствие перенесённых
психологических потрясений, выпадения из привычной среды, разрыва
устоявшихся связей и отношений». Ведь и вправду для меня с
уходом из МП рухнул целый мир…
Но вот я начал адоптироваться к новой обстановке, к новому кругу общения. И со многими старыми друзьями отношения восстановились, причём с наиболее близкими из них – фактически в прежнем объёме. Начали открываться перспективы активного участия в «собирании осколков» ИПЦ, миссионерских и дипломатических поездок заграницу, возвращения на научную стезю… Внешне жизнь вовсю налаживалась. Но внутренне состояние ничуть не улучшалось.
Я продолжал внушать себе: «Ты сделал всё правильно, другого выхода просто не было, ведь находиться в церковном общении с явными еретиками – никак невозможно. К тому же, ты ведь долго молился о вразумлении, и сделал решающий шаг не прежде, чем получил в Ирландии ответ на свой молитвы, т.е. всё совершено по воле Божией. Бог ведь милостив, Он ведь не мог в твою руку вложить камень вместо хлеба – вместо вразумления попустить прельщение?!» Однако эти слова убеждали ум, но не сердце. И молитва приносила только временное успокоение. Так что сомнения, колебания, терзания и боль продолжались. Они уже не были спровоцированы некими неутешительными мысленными раскладами (логическими построениями и выводами из них), как перед выходом из МП, а казалось, не имели никакой явной причины. Но от этого не переставали быть весьма мучительными.
Знакомство вживую с приходами ИПЦ в Хабаровске, Москве, Питере, Суздале и Воронеже, общение с замечательными пастырями, монахами и мирянами, приносило некоторое успокоение и подкрепление. Но лишь на короткое время, и, скажем так, только «верхним слоям» моего существа, в глубине же по-прежнему сидела ничем не объяснимая туга душевная.
К тому же, если в большинстве случаев при посещении богослужений ИПЦ у меня не возникало ощущений, типа «что-то здесь не так», то при участии в службах, возглавляемых тем, кого я поминал в качестве своего нового правящего архиерея, меня не оставляло чувство, что всё происходящее – просто какая-то ролевая игра, историческая реконструкция. И никакой аутотренинг не помогал избавиться от этого неприятного ощущения. Я так и не смог, как ни старался, заставить себя увидеть во владыке Григории епископа. При всём моём огромном к нему личном расположении и уважении. И дело вовсе не в его простоте и неформальности, это-то мне как раз всегда весьма импонировало. Что интересно: ум мой весьма убедительно доказывал каноничность его архиерейства, а сердце все эти доводы отторгало. Но я твёрдо решил не доверять своему страстному сердцу и усердно «наступал на горло собственной песне». Однако от этого не стало психологически легче поминать его на ектениях и Великом входе, брать у него благословения или даже просто обращаться к нему «владыко».
Ещё больше усилились сложности
восприятия мною
hgr в
качестве архиерея, когда я от людей, стоявших у истоков РПАЦ (Г),
узнал некоторые подробности её создания, а также о последствиях на
ИПЦ-пространстве, к которым это привело. (Впрочем, это уже совсем
отдельный разговор, и именно сейчас я очень не хотел бы его
начинать).
Отвлечёмся от личности преосвященного Петроградского и Гдовского, ибо к ней отнюдь всё не сводится. Он далеко не единственная и не главная причина той туги душевной, от которой меня не спасали ни молитва, ни аутотренинг. Единственный просвет в облаке, окутывавшем мою душу, вдруг появился в тот день, когда я посетил епархиальное собрание РПЦ МП, о чём писал здесь. Возник он в момент, когда я решился ехать на собрание, чтобы публично выразить на нём свою антиэкуменическую позицию; он сохранялся по дороге на собрание, во время собрания и долгое время после собрания; а исчез после того, как я у себя в жж прочёл не вполне адекватные комменты некоторых священников МП, касательно посещения мною вышеназванного мероприятия. Пока этот просвет сохранялся – у меня было чёткое и радостное ощущение: «вот! наконец, я что-то совершил по воле Божией, и в душу пришёл мир».
В остальное же время всё было беспросветно. И от этого не было ни малейшего дерзновения благовествовать о ИПЦ. Не имея никакой внутренней уверенности в правильности своего нахождения в ней, не ощущая, что обрёл «сокровище на поле», я не мог себя заставить начать обращать кого-то ещё. Весь мой прежний миссионерский задор пропал, словно и не бывало. И те словесные баталии, что я вёл у себя в журнале сразу после перехода в ИПЦ, велись мной через силу, просто потому, что я считал, что обязан их вести, а не потому, что меня на это вдохновляло обретение драгоценной евангельской «жемчужины». В остальных случаях, максимум, на что меня хватало – это на пересказ, причём вялый, «без огонька», той цепи рассуждений и событий, что привела меня к выходу из МП. Или же на короткие поверхностные споры, в которых мною двигало исключительно любопрение.
Но всерьёз убеждать кого-то в чём-то, а уж тем более вступать в активную полемику, не было никаких душевных сил. Поэтому я и в жж, и в реале по возможности избегал этих тем. Даже на службах до самого последнего времени не произносил проповедей, пока меня об этом настойчиво не попросили прихожане. Но и в них старался никак не касаться вопросов WO vs TO. Ибо тогда мне пришлось бы говорить о том, во что сам внутренне до конца не верил, не смотря на усиленный аутотренинг.
И в связи со всем этим возникал вопрос: что же именно не так? В чём или в ком проблема? Лишь во мне и в моих страстях, и больше ни в ком и ни в чём? В ошибочном выборе альтернативной юрисдикции, к которой я присоединился, выйдя из МП? Или в ошибочности самого ухода из МП? Ответить на всё это было отнюдь не просто… Необходимость работы над собой была очевидна и без этого. Мысль о возвращении в МП я отгонял всё тем же аутотренингом: «Вспомни, какой беспредел творится в WO, вспомни, во что верят Кирилл, Иларион, Филарет, Варфоломей и прочие еретики, – разве ж можно с такими причащаться из одной Чаши?! Вспомни, вспомни, вспомни!» и т.п. А о смене юрисдикции подумывал всерьёз, и на примете у меня была РИПЦ.
Отягощалось дело тем, что не с кем было поделиться своими сомнениями и терзаниями. Не обреталось в зоне досягаемости человека, который бы был «над схваткой», но при этом «в теме». Было боязно, что начни я откровенничать с кем-то из МПшных друзей, он торжествующе и с назиданием воскликнул бы: «вот видишь! Это всё потому, что ты покинул Мать-Церковь, и душа твоя теперь не находит покоя!». А ИПЦшный друг, скорее всего, обвинил бы меня в «неизжитой МПшной закваске», в неверности и ненадёжности, и, чего доброго, отказался бы после этого со мной молиться. Оставалось только изливать душу Богу. Правда, честно говоря, делал я это не слишком часто и усердно, ибо в основном пребывал от уныния в духовном параличе.
Некоторое психологическое
облегчение наступило после недавней поездки в Москву, где мне
удалось пообщаться с несколькими людьми из категории «в теме, но
над схваткой». И, наконец, выговориться им. Наступившее прояснение
мыслей и чувств позволило окинуть некоторые вещи слегка посвежевшим
взглядом. В том числе те вопросы, о которых шла речь в одной
подзамочной дискуссии в дружественном журнале между
slon88 ,
hgr и
ещё несколькими участниками: что такое Предание, какова
последовательность практического применения 15 правила Двукратного
Собора и что можно считать открытой проповедью ереси. (Немного
литературно обработав, я выложил её здесь,
здесь,
здесь,
здесь
и здесь).
Размышляя над этим, я решил освежить в памяти и доводы, некогда
озвученные в дискуссиях по поводу моего перехода в
ИПЦ
kiprian_sh
(http://kiprian-sh.livejournal.com/49471.html
и
http://kiprian-sh.livejournal.com/50612.html?thread=1790388)
и
alexandrg
(http://alexandrg.livejournal.com/46102.html
), (как в постингах, так и в комментах). Тогда,
осенью 2009-го, у меня точно пелена какая-то на глазах была, и моё
сознание просто скользнуло по самой поверхности приводимых ими
аргументов, как просто по небезынтересному набору букв. Сейчас же,
вспомнив о них и решив заново в них вникнуть, я, наконец, оценил,
насколько они, как и доводы
slon88 ,
выделяются из основной массы чисто лубочной анти-ИПЦшной
аргументации. Также захотелось перечитать некоторые записи и
комменты
euhenio
(http://euhenio.livejournal.com/225109.html),
sergiy_77 (http://sergiy-77.livejournal.com/10264.html),
grgy
– (http://grgy.livejournal.com/9697.html)
и ряда других френдов на ту же тему.
И освежить в памяти критику «сверх-правильных» о. Серафимом
(Роузом)…
В итоге недели за две во мне вызрело решение о возвращении в РПЦ МП. Возможность которого совсем недавно казалась мне просто невероятной. И как только я его принял, – уныние, сомнения, колебания, терзания и боль как рукою сняло. Ум и сердце пришли к согласию. Необходимость в аутотренинге отпала. Надеюсь, навсегда.
А как же быть с вразумлением, полученным в Ирландии по молитвам равноапостольного Патрикия? Как сказал один мой друг (сформулировав мысль, в неоформленном виде и у меня самого вращавшуюся в подсознании), «а не думаешь ли ты, что вразумление – это не только то, что было на Горе Святого Патрика и сразу после неё, но и всё то, что происходило с тех пор по сегодняшний день? Попущение в качестве вразумления. Может быть, если б ты не попал в ИПЦ, то так никогда бы и не нашёл окончательный ответ на все те «проклятые» вопросы, которые тебя так мучили? Может быть, тебе надо было получить концентрированную прививку зилотства, чтобы приобрести иммунитет к этому вирусу?»
И я готов с этим согласиться.
Последние два с половиной года
(именно столько вопрос о WO/TO стоит для меня особенно остро)
я молился не только о вразумлении. Но также о том, чтобы Господь,
даже и попустив мне впасть в заблуждение, не дал бы моему сердцу
окончательно успокоиться ни в чём ложном, ни в каком вражеском
помрачении или прельщении. И эту мою просьбу Он исполнил буквально.
За что я Ему бесконечно благодарен.
(продолжение см. здесь)
Чем отличается карта рассрочки от дебетовой
Пусть безумные идеи, вы не рубите сгоряча - 2.
Зимняя ловля карася: от поиска уловистого места до тонкостей игры приманкой
Это тоже герои, хоть они и не в военной форме, как капитан Юваль Дуэк
Рассказ без слов
Члены Британской королевской семьи сегодня
Бронезалежи подземелий
Сталин про Сталина, или что такое диктатура пролетариата
Зимний дворец утром 29 ноября 2025 года

