"Il Dottore" Болоардо, 18 век, Мейсен в коллекции музея Ханенко
![топ 100 блогов](/media/images/default.jpg)
Продолжаю показывать интересные экспонаты киевского музея Ханенко. Сегодня это маленькая статуэтка, изготовленная на знаменитой Королевской фарфоровой мануфактуре в Мейсене в середине 18 века и представляющая персонаж уличного театра Комедия дель Арте.
Итак, перед нами господин Доктор (Il Dottore). Этот «типчик» разгуливает по миру еще с 16 века и является пародией на ученого Болонского университета.
![ÐокÑÐ¾Ñ ÐолоаÑдо по модели ÐеÑеÑа Райнике (1715-1768) из ÑеÑии ÐÐ¾Ð¼ÐµÐ´Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ»Ñ ÐÑÑе (1743-1744), ÐоÑолевÑÐºÐ°Ñ ÑаÑÑоÑÐ¾Ð²Ð°Ñ Ð¼Ð°Ð½ÑÑакÑÑÑа ÐейÑен, ÐеÑманиÑ, ÑаÑÑоÑ, ÑоÑпиÑÑ, золоÑение ÐокÑÐ¾Ñ ÐолоаÑдо по модели ÐеÑеÑа Райнике (1715-1768) из ÑеÑии ÐÐ¾Ð¼ÐµÐ´Ð¸Ñ Ð´ÐµÐ»Ñ ÐÑÑе (1743-1744), ÐоÑолевÑÐºÐ°Ñ ÑаÑÑоÑÐ¾Ð²Ð°Ñ Ð¼Ð°Ð½ÑÑакÑÑÑа ÐейÑен, ÐеÑманиÑ, ÑаÑÑоÑ, ÑоÑпиÑÑ, золоÑение](/images/main/il-dottore-boloardo-18-vek-meysen-v-kollekcii-muzeya-hanenko-d16f61.jpg?from=https://ic.pics.livejournal.com/vitaviktoria/85877414/3253865/3253865_1000.jpg)
Известен под именами: Болоардо, Баландзоне, Грациано. Часто
выдает себя за доктора права, иногда за доктора медицины. Он не
может найти применение своим псевдо-знаниям и цепляется ко всем с
длинными, скучными разговорами, а также пишет «умные» посты в
ЖЖ. Доктор считает себя образованным человеком и любит ученые
беседы, впрочем, его знания несовершенны. Он путает имена, понятия,
произносит прописные истины, повторяет абсурдные латинские фразы,
ведет себя высокомерно и пренебрежительно.
Как узнать Доктора:
- обязательны длинная мантия, чулки и короткие панталоны, черные туфли, на голове черная шляпа. Костюм дополняют белые манжеты, широкий белый воротник вокруг шеи и белый платок
- в роли доктора медицины носит с собой медицинские принадлежности, ночные горшки и грязное белье
- часто выходит в свет в маске на все лицо и с большим носом.
Наряду с Арлекином, Бригеллой и Панталоне, Доктор был одним из персонажей северного (венецианского) квартета масок. Маска Доктора требовала очень хорошего владения болонским диалектом, а также большой эрудиции, чтобы импровизировать и создавать комический эффект из обрывков знаний.
Начиная с XII века Болонья — центр университетской жизни Европы, а её юристы — учёнейшие люди, которых приглашают за советами ко дворам князей и королей. Однако к XVI веку болонские юристы захирели, они по-прежнему оставались весьма учёными людьми, но знания их были оторваны от жизни и, фактически, стали бессмысленны, поэтому и были объектом насмешек простого народа, а затем и перекочевали на подмостки площадных театров.
Традиционный уличный театр Комедия дель Арте достиг своего расцвета именно в Италии. Однако популярным он был по всей Европе, особенно во время карнавалов и городских торжеств.
Само название театра «Комедия дель Арте» (arte - искусство, мастерство) подчеркивало профессионализм его актеров, в отличие от множества безработных крестьян, фокусников и талантливых нищих, которые также разыгрывали импровизированные представления на улицах и площадях городов. / коллаж из ФБ музея/