Иконы и идолы

топ 100 блогов anairos16.06.2023 Древнегреческое слово «эйкон» обозначает образ, изображение или копию какого-то предмета.

Древнегреческое слово «эйдолон» обозначает... ровно то же самое.

Ну, почти то же. Эйкон – другая вещь, точно такая же, как и эта. Когда русский говорит о ребёнке «вылитый отец» или «копия матери», современный грек скажет «икона». (Икона в богослужебном смысле на новогреческом языке будет «иконисма», если вам интересно).

Эйдолон же – отражение, привидение, иллюзия, портрет и так далее. Словом – подобие, которое копирует оригинал лишь формой, видимостью, а не по сути.

И это странно, потому что в христианском богословии различие между иконой и идолом прямо противоположное.

Богословская «теория идола» звучит примерно так. Язычники верят, что их божество незримо присутствует в мире. Но в священных изображениях оно присутствует больше, чем где-то ещё, так что идол – практически и есть само божество в наглядном облике.

Потому они и служат своим идолам, ведь всё, что сделано изображению бога – сделано ему самому. Пока бог помогает своим поклонникам, ему кланяются, приносят жертвы, умащают благовониями и увивают цветами. Если же он не справляется, его могут ругать, бить, а в крайних случаях – даже изрубить и выкинуть.

В житиях святых христианские проповедники постоянно насмехаются над язычниками, говоря «ваши боги сделаны вашими же руками из дерева и камня, они не могут ни видеть, ни думать, ни говорить».

Совсем другое дело – икона. Она изображает Бога или кого-то из святых, но это всего лишь образ. Он являет тот же облик (ипостась), какой имел соответствующий святой при жизни, но имеет совершенно другую природу, так что святой не присутствует в своей иконе.

Христиане, соответственно, не служат и не поклоняются иконам, ибо это всего лишь дерево и краски. Они выражают почтение святому, образ которого запечатлён этими красками на этом дереве.

Как можно изобразить невидимого Бога? На этот случай у богословов нашлось особое учение. Творец отражается в своём творении, так что буквально все вещи в мире – иконы Бога. У них другая, смертная и тварная, природа, но их облик – смутное, символическое отражение божественных свойств и качеств.

Храмовые иконы – то, что и принято называть этим словом – такие же точно символические изображения, просто более точные и доходчивые, а потому и более полезные. Ум, просвещённый благочестием, во всём созерцает подобие Бога, но в иконе его может видеть любой прихожанин. Ну а глядя на образ и запечатлевая его в своём уме, он восходит и к Первообразу, то есть погружается в молитву.

Что такое в этом случае чудотворная икона? Очевидно, это образ, через который не только человек обращается к Богу, но и Бог в Своём милосердии нисходит к человеку. Дверь, перед которой ты взываешь к небесам, открылась тебе.

Заметим – Бог по-прежнему не присутствует в иконе по своей природе, но зато присутствует энергийно, то есть своими действиями. Это общее правило для любого освящённого предмета по христианскому учению. Оно же распространяется и на святых. Один только Иисус Христос – одновременно человек и Бог. Все остальные святые лишь причастны божественным энергиям. Бог действует ими, в них и через них.

В полном соответствии с этим принципом, считается, что благодать принадлежит именно образу, а не конкретному его воплощению. Список с чудотворной иконы может сам стать источником чудес – потому их и производят в таких количествах. И случается это не из-за симпатической связи между копией и оригиналом – нет, каждый такой образ чудотворен сам по себе, и останется таковым, даже если оригинал будет уничтожен.

А он непременно будет когда-нибудь уничтожен. Когда икона стала настолько ветхой, что образ на ней уже невозможно различить – она больше не святыня, и её надлежит сжечь.

По идее, из этого следует вывод, что образ можно держать в уме, и результат будет тот же. Католики так иногда и делают. Но православные относятся к воображению весьма отрицательно. Зато они рекомендуют повторять имя Божье, ведь имя – тоже образ, и куда более совершенный, чем любая икона.

А теперь, когда мы разобрались с начальными условиями, присмотримся поближе – и поймём, что в действительности, как всегда, всё гораздо сложнее, чем на самом деле.


Для начала вспомним определение идола – предмет, в котором невидимая сила присутствует больше, чем где бы то ни было ещё.

И тут оказывается, что в христианстве есть великое множество весьма почитаемых святынь, устроенных именно таким образом – то есть по определению самих же христиан являющихся идолами.

Это реликвии, то есть останки святых и вещи, некогда им принадлежавшие.

Святой в христианстве чудотворит не собственной силой – в нём и через него действует Бог. Однако он причастен божественным энергиям больше, чем прочие люди – и эта причастность сохраняется во всём, что когда-то было его частью, во всём, чем он владел и к чему прикасался.

Реликвия – не икона. Не ипостась, не изображение святого, а сам святой – та его часть, которая осталась на земле после смерти. И Бог продолжает действовать в нём и через него по-прежнему.

Список с иконы полностью равноценен оригиналу, а вот мощи Серафима Саровского или пояс Богородицы скопировать невозможно. Благодатью пропитана сама вещь, сама её материя. Если вещь уничтожить – благодать будет невозвратимо утрачена, а потому такой поступок есть акт самого дикого святотатства.

Причём почитание реликвий – не просто приходское суеверие. На нём стоит церковь. Стоит в буквальном смысле, ведь храм не храм без престола, в основании которого заложены мощи святого.

В православной традиции даже и этого недостаточно. Чтобы служить литургию, нужен антиминс – вышитый платок, в который зашита опять-таки частица мощей. Католики сейчас не пользуются антиминсами, но многие века пользовались.

Святые и их реликвии – настоящее топливо ортодоксально-кафолической церкви, её главный источник энергии. Без них таинства работать не будут.

Итак, у христиан вполне себе есть идолы, к которым они относятся именно как к идолам – в своём же собственном определении.

Теперь посмотрим на другую сторону – на «язычников». Есть ли у них иконы, к которым они относятся именно так, как христиане относятся к своим иконам?

Смотреть будем на греков – просто потому, что, когда ранние христианские Отцы говорят «язычество» без уточнения, они почти всегда имеют в виду греческую религию, а не римскую или, скажем, египетскую. Апостол Павел вообще называл всех «язычников» скопом эллинами, хотя сам был римским гражданином и с имперским государственным культом был знаком.

Итак. У нас есть храм. В храме размещены священные изображения того, кому этот храм посвящён, и, опционально, ещё других чтимых персон. Перед изображениями возжигают церемониальные огни и воскуряют ладан. Приходящие помолиться становятся перед ними на колени и кланяются.

Знакомо, не правда ли?

На самом деле, если бы мы взяли в пример японцев, то нашли бы куда больше отличий.

В синтоистских святилищах практически нет священных изображений, потому что до прихода буддизма они не представляли своих ками в каком-либо видимом облике. Ками – это сила, присутствие, душа, обитающая в вещах и местах. В святилище находится лишь камиширо – «замещение бога» – предмет, куда ками нисходит во время ритуала, «зажигая» его собой, как огонь зажигает дрова.

Но именно у греков всё так же, как у христиан – вернее, христиане достаточно быстро завели у себя всё как у греков.

Почему в таком случае христиане предпочитают живопись, а не скульптуру, как греки? А потому что живопись предпочитали грекоязычные египетские гностики. Это они создали первые известные в истории иконы Христа и Богородицы. И они же придумали теорию, по которой, созерцая образы посланников истинного Бога, человек может достучаться до самих прообразов, покинувших низшие сферы.

Гностиков церковь одолела и прокляла, а вот от полезного начинания отказываться никто не стал.

Только добавили кое-что от себя: начали не только кланяться иконам, но и целовать руки и ноги нарисованным там людям.

Это уже византийский обычай – так полагалось приветствовать высоких сановников и самого императора, когда пришёл о чём-то их просить. Так что иконе действительно оказывают те же почести, что оказывали бы оригиналу.

От египтян пошла и другая традиция: по праздникам изображение бога выносят из храма и несут по городу в торжественной процессии, распевая гимны – впереди жрецы, за ними толпа молящихся. Христиане назвали это крестным ходом.

У языческих греков были даже мощи святых – усыпальницы с останками героев. К ним шли такие же паломничества, как впоследствии у греков уже православных – к мощам святителя Спиридиона и других почитаемых угодников.


Так что же, вся христианская теория икон – всего лишь искусная уловка, чтобы оправдать собственный культ священных изображений?

И да, и нет.

Создана-то она была, скорее всего, именно с этой целью. Но получилась в результате великолепная теория святынь как таковых, приложимая к любой религии.

В основе религии, как писал ещё Леви-Брюль, лежит состояние соучастия – восприятие мира как единого целого. Каждое событие – не случайное стечение обстоятельств, а целенаправленный жест этого целого. Каждая вещь – не просто предмет сам по себе. Это наглядный образ, выражающий одну из бесчисленных граней великого единства.

Христианин сказал бы, что сотворённый мир – образ Божий. И, как в голограмме любой кусочек содержит в себе образ целого изображения, так и в космосе каждая вещь, каждое событие или живое существо – такой же образ, просто маленький.

Но есть образы, более яркие и отчётливые, чем остальные. Одни из них активны, другие пассивны. Разница в точности та же, что между словами и действиями. Действие выражает нужный смысл непосредственно, не дожидаясь, пока его увидят и прочитают. Слово, устное, письменное или выраженное жестом, нужно ещё суметь понять и истолковать. Для этого потребен навык и правильный контекст.

Первые мы называем святынями или реликвиями. Вторые – иконами.

Между ними нет чёткой грани: всякая святыня есть в каком-то смысле икона, а икона вполне может сделаться святыней. Просто в одних больше проявлена активная сторона, в других – пассивная, а в третьих они пребывают в равновесии.

Первые иконы были не написаны красками на досках (или на стенах), а рассказаны у костра. Помните, мы говорили, что любой миф начинается с образа – мифологемы? История, в которую мифологема превращается – такой же способ её изобразить, как и картинка, и он имеет свои преимущества.

Но все эти способы нужны с одной-единственной целью – передать образ тебе, чтобы ты сделал его частью себя. Тогда ты и сам станешь тем, кто являет образ Божий людям, и Бог начнёт действовать в тебе и через тебя.

Икона нужна, чтобы смотрящий на неё освящался. Если этого не происходит – она для него бесполезна.

А оказывать ей почести – пусть даже чествуя того, кто на ней изображён – бессмысленное занятие. Это и есть то самое идолопоклонство, которое так любят обличать христиане.

Оставить комментарий

Архив записей в блогах:
Поругаться конечно стоит на доставку. Заняло целую неделю. И конечно UPS жлобы — по выходным не доставляют! Социализм у них тут, панимаешь! Но зато в понедельник уже стояло во ...
Наблюдаю за последними событиями в Украине и России и думаю о том, что в наших странах просто невероятное количество злых, недовольных своей жизнью и агрессивных людей. Откуда их столько? Из-за бедности? Но в Индии большинство людей живут в ...
будьте внимательнее на дороге наступающей недели! ...
"Повелитель гоблинов прошёлся вдоль хрустальной стены, заложив руки за спину. Сидевшие по ту сторону принцессы боязливо наблюдали за ним. Гоблин остановился, подмигнул пухленькой блондинке и поскрёб стену коготком. Хрусталь скрипнул, на гладкой поверхности появилась царапинка. Гоблин ...
Во сколько лет лучше рожать? В 20, 30? Решились бы вы родить ребёнка в возрасте за 40?  Так получилось что я последнее время постоянно об этом говорю, все знакомы девушки- приятельницы 27- 30 лет вдруг хором озаботились обзаведением ...