ИГРА ПРЕСТОЛОВ
otrageniya — 06.05.2018Вчера решила посмотреть "Игру Престолов". Седьмой сезон. А то все уже давно, а я все никак. Разом посмотрела пять серий. Потом до самого утра снились лошади, целые табуны. А еще снилась Серсея. Видимо, ее игра вчера впечатлила. Вот вроде очень красивая женщина, а настоящее чудовище, вырастившее вместо сердца ужасного черного паука. И ее улыбка не предвещает ничего хорошего. Никому. Хотя не знаю, был ли у нее шанс стать другой в тех реалиях. Если полистать сумрачный средневековый эпос, то реалии были таковы, что брат убивал брата, сын - оца, отец - сына, тетки и дядьки травили племянников, а те отвечали им взаимностью. Вырасти прекраснодушным человеком и вырастить хороших детишек в таких условиях, мягко говоря, непросто. Вот они все и росли с исковерканной психикой и странными пристрастиями...
Повторю, сериал затягивает. И меня затянул. И тем не менее к фильму есть претензии.
Правда, их, претензий, всего три:
1. Слишком много жестокости. Кровь булькающими ручьями, отрубленные головы, кишки, увечья, пытки. Психопаты, к которым в руки попадают то некрепкие отроки то наивные доверчивые девицы.
2. Хроническое и какое-то беспросветное поражение порядочных людей перед подлецами. В итоге настроение ни к черту, когда погибает еще один хороший человек. Блин, они все вымышленные, все до одного, но сопереживаешь им, как настоящим. Помните, в "Обыкновенном чуде" - "Стыдно убивать героев, чтобы растрогать холодных и расшевелить равнодушных".... С другой стороны, задача искусства - рождать эмоциональный отклик. Пусть даже через несправедливость происходящего.
3. Совершенно неоправданное и почти всегда не к месту обилие сексуальных сцен. Нет, я вовсе не против постельных сцен, я их очень даже уважаю, но... как бы это сказать... уважаю, когда эти сцены к месту, когда без них не складывается сюжет, когда они органично вписываются в канву и украшают повествования. А здесь, ощущение, что это просто приманка. Но кого сейчас этим можно приманить, когда вовсю открыт интернет! Эпизоды эти не настолько художественны, чтобы стать искусством, но не настолько порнографичны, чтобы возбудить или вызвать скандал. Серединка на половинку. И действующие лица этих сцен не главные герои, а в основном безвестные шлюхи и конюхи. Да-да, пусть не смущает это слово, его в сериале предостаточно, так же как и некоторых других, впрочем, без перегибов. Претензия же моя даже вовсе и не к самим постельным сценам (кстати, даже и лесбийским и гомосексуальным), а к тому, что они случаются внезапно, без всяких переходов и предупреждений. То есть ты можешь смотреть какой-нить батальный эпизод, махаловку на мечах, а потом тут же без перехода - бац! - видишь голых персонажей, занятых делом, а ты, как дурак, рядом стоишь. А за твоей спиной в этот момент запросто может оказаться твой ребенок. Обилие и почти всегда неожиданность этих сцен (прям как черт из табакерки) ни разу не смущает, а только лишь заставляет оборачиваться через плечо и быстро убирать звук, дабы твой ребенок случайно их не увидел и не услышал. В общем, в этом был напряг, причем совершенно ненужный.
Впрочем в седьмом сезоне их, можно сказать, и нет.
В итоге, на мой взгляд, сериал представляет собой странную смесь серьезного масштабного исторического полотна, фантазийных "Властелина колец" и "Хроник Амбера" и предельно откровенного "Калигулы". Некоторые сцены, в том числе сцены жестокости, прямо содраны со знаменитого фильма Тинто Браса. Например, сцена когда юный психопат король Джофри (привет Гаю Калигуле) приказывает страже насильно, через рог напоить подвыпившего рыцаря. Вот кстати, "Калигула" - на весь мир прогремевший скандальный фильм, но там все эти сцены жестокости и запредельной широкоформатной откровенности вполне тематически оправданы, они создают атмосферу упадка Римской империи, ее разложения - морального, физического и психического - которое и привело великую Империю к краху. А тут вроде такой задачи-то не было.
Еще любопытный момент - посмотрев сериал до конца, я узнала много деталей, содранных, в свою очередь, уже и у него, и вошедших в другие фильмы и даже спектакли. Например, недавно была в театре Вахтангова на "Женитьбе Фигаро" и там, на мой взгляд, ни к селу ни к городу была сцена, как граф Альмавива собственноручно разделывает тушу оленя и невозмутимо беседует о государственных делах с Фигаро, жестикулируя по локоть окровавленными руками. А если кто смотрел "Отель "Элеон" (продолжение "Кухни"), то вспомнит сцену, когда главная героиня представляет как с позором возвращается в свой уездный городок и голая идет по лестнице, а жестокие горожане кидают в нее отбросами. Эта сцена явно и намеренно взята из "Престолов".
Но при всем при этом фильм зацепил. Видно, как много в него вложено труда и фантазии. Сколько костюмов и грима. Антураж и съемки в замках, храмах и на улицах Загреба, Ирландии, Севильи, Исландии и Мальты. Создан целый мир, у которого, как впоследствии выяснилось, есть уже и аналитики и историки. Созданы энциклопедии и генеалогические древа родов Семи королевств. Не говоря уж о фанатах и поклонниках. Чувствуется, что за всем этим мрачно возвышается сумрачный древнегерманский эпос всяких меровингов, каролингов и прочих нибелунгов, когда брат резал брата, сын отца, сестры спали с родными братьями, а тети с племянниками. В общем, Толкиену с его гномами и эльфами и не снилось!
Так что будем ждать восьмого сезона!