Алые паруса, бухло и бедный Грин в сторонке...
otrageniya — 04.05.2018В прошлом году активно прививала ребенку любовь к театру. Прямо скажем, мало что может выдержать конкуренцию со смартфоном и айпадом и всем тем, что технически они могут предложить, но ведь шо-то делать-то надо… Вот и таскала ее на «Слугу двух господ» в Малом, на «Пингвинов» в ТЮЗе, на «Пиковую даму» снова в Малом и на «Алые паруса» в РАМТе…
Вот об этом последнем визите я и хотела с упавшей челюстью рассказать…
Итак, РАМТ. Представьте себе сначала публику. Правильные такие мамочки привели своих ершистых подростков на красивую романтичную сказку, правильно одели их и причесали, предварительно прочитали нравоучение о том, как вести себя в театре, и что за чудо чудесное они будут сейчас смотреть. Позади нас сели взрослые девицы с попкорном, но воодушевленные мамашки на них быстро зашикали, что типа не в кинотеатр какой затрапезный пришли, а прикоснуться к Высокому Искусству.
И вот оно - Искусство. Все знают содержание знаменитой феерии Александра Грина «Алые паруса». Сразу скажу, что лично для меня сие произведение всегда было слишком сиропно, а текст написан с таким нагромождением сахаристых эпитетов, причастных и деепричастных оборотов в каждом предложении, с таким количеством кудряшек и завитушек, что кроме диатеза ничего вызвать не может. Со смысловой точки зрения – это такая нечеловеческая, лошадиная доза романтики, заблаговременно закачиваемая в душу подростка, чтобы в дальнейшем, когда он столкнется с реалиями жизни и весь накопленный романтизм разобьется к чертовой матери на тысячи осколков, от романтики хотя бы что-то осталось. Только так я и могу воспринимать это произведение.
Но, видимо, создатели мюзикла «Алые паруса» решили разбить романтизм детишкам гораздо раньше, не дожидаясь взрослой жизни. И сейчас я расскажу, как мастерски они это сделали.
Начнем с печального. Как известно, Мэри, матушка Ассоль, померла от воспаления легких, попав после тяжких родов под проливной дождь, когда шла в город закладывать обручальное кольцо. Но вместо этого зрители стали свидетелями того, как натурально домогалась и рвала на части Мэрри вся зурбаганская местная матросня во главе с циничным трактирщиком Меннерсом. В итоге у всей взрослой части зрительского зала, судя по недоуменным переглядываниям, осталось впечатление о жестоком групповом изнасиловании, от которого бедняга и померла, а вовсе не от холодного дождика.
Дальше Сказочник, который и придумал сказку про принца под алыми парусами. Вы думаете это был такой добрый чудак, собирающий фольклор? Неееет, это был местный вонючий бомж-алкоголик в грязных лохмотьях, который не нашел игрушечный кораблик, плывущий по ручью, а отнял его у юной Ассоль и дурашливо зашвырнул далеко в море – типа пусть плывет, зато потом уж как вернется, то огромным бригом под красными парусами с бравым Капитаном на носу. Ассоль порыдала-поплакала – жалко же любимую игрушку – да и поверила в сказку невменяемого алкоголика.
Дальше папаша Ассольки – Лонгрэн. Тоже спивающийся элемент, десятилетиями тоскующей по мертвой жене и в связи с этим всю дорогу пьяно шатающийся с бутылкой бухла по пустой сцене под песенку-паразит:
Годится для записки
Бутылка от мадеры
Для поддержанья веры
Дальше – Ассоль. Почему-то своего Капитана она ждала на маяке. Ну, вот каждую свободную минутку там тусовалась, за что и получила прозвание чокнутой. Кто только не домогался юную симпатичную Ассольку, но больше всех – непутевый сын Меннерса. Это, видать, у них семейное - тяготение к женщинам Лонгрена. Он и предложение ей делал, и снасильничать пытался, и дружков натравливал избить – ничего не помогало, Ассоль верно ждала назначенного ей Капитана. И тогда сынок Меннерса подстроил финансовую каверзу ее отцу, из-за чего безграмотного алкоголика Лонгрена упекли в тюрьму до выплаты долга. Ну и понятно – или замуж за сынка, или папашу осудят на стописят лет.
Но Ассоль искушал интимом не только сынуля Меннерса и вся местная матросня. Как-то раз к ее маяку на харлеях подвалила кодла грязных байкеров в цепях с местными проституками и, оценив ее ножки, стали зазывать Ассольку на панель. Дескать, кисуля, за пару месяцев отработаешь папашкин долг – у нас тут порт, клиентов до черта – с утра до вечера обеспечим тебя работой, только успевай ноги раздвигать.
Это кто там сказал – стыд?
Надо жить, пока не устал.
И любить, пока не остыл!
Ассолька засомневалась, заулыбалась, чуть было не поддалась на сладкие уговоры Атаманши. Но решила, если уж и отдаваться за деньги, то лучше одному, а не всей портовой шушере. Посему согласилась выйти за сынка Меннерса в обмен на свободу папашки-алкоголика.
А где же, вы спросите, прекрасный Грей? А нет никакого Грея! Есть немолодой, потрепанный любовными штормами Капитан, уставший от портовых блядей и борделей, который прибыл в Зурбаган аккурат накануне свадьбы Ассоль. В портовом кабаке ему случайно рассказали про свадьбу местной дурочки, десять лет ждавшей Капитана на красных парусах, и так и не дождавшейся его, и теперь с горя выходящей замуж не по любви. Капитан вспомнил, что однажды видел эту девушку – юную и чистую, не то что все эти грязные шлюхи. И затосковал сердцем. Вот такую бы ему, кобелю, – юную, чистую, девственную и верную. С горя опрокинул в себя кружку вина, да и шарахнул ей по столу, от чего бутыль подпрыгнула, опрокинулась да и залила белу скатерть красным винищем. Капитан и смотрит на скатерть, залитую вином и в его дурной голове зреет план.
- Эй, трактирщик! Сколько у тебя бочек этого вина?
- Двадцать пять, господин Капитан!
- Грузи все на борт моего «Секрета». Боцман! Красить паруса этим красным вином!
Вот на таких «алых» парусах, крашенных дешевым винищем, и явился славный Капитан, что объездил много стран, аккурат к венчанию Ассоль. Та же, как увидела красные паруса, прямо в фате выскочила из-под венца, забыв про папашку, и бросилась в объятия незнакомого и не очень свежего суженного, в голову контуженного.
Тут впервые сцена украсилась алыми парусами и загремела жизнеутверждающая музыка!
Крашенные красным пойлом паруса протянулись от сцены над головами очумевших родителей и ничего не понимающих подростков, как странный символ победы Истиной Любви над всеми преградами!
Вот собственно и все! Думаю, друг Александр, ты перевернулся бы в гробу, если б узнал, что стало ныне с твоей феерией и с твоими героями.
Да и не ты один…